Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:14, контрольная работа
Характерной чертой действующей Конституции РФ 1993 г. яв¬ляется достаточно жесткий порядок внесения в нее поправок и пе¬ресмотра ее положений.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конститу¬ции РФ могут вносить только Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (предста¬вительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государ¬ственной Думы.
КАФЕДРА ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
ТЕМА: ”СПОСОБЫ ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СПОСОБЫ ПРИНЯТИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
Выполнила: студентка
Группы
Проверил: преподаватель
СПОСОБЫ ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СПОСОБЫ ПРИНЯТИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Характерной чертой действующей Конституции РФ 1993 г. является достаточно жесткий порядок внесения в нее поправок и пересмотра ее положений.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить только Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Конституцией РФ предусмотрено несколько основных способов внесения в нее поправок, изменений и дополнений: а) пересмотр всего текста Конституции, б) внесение поправок в гл. 1, 2 и 9; в) внесение поправок в гл. 3—8, г) внесение изменений в ст. 65.
Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, которыми устанавливаются основы конституционного строя Российской Федерации, регламентируются основные права и свободы человека и гражданина в России, а также непосредственно определяется порядок внесения поправок и пересмотра Конституции страны, не могут быть пересмотрены даже самостоятельным высшим законодательным (представительным) органом России — ее Парламентом — Федеральным Собранием.
Если предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ все же поступят от субъектов права законодательной инициативы в Российской Федерации, то необходима их поддержка не менее чем тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Если такая консолидация общественного мнения достигнута, то должно быть созвано Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции России.
2
Проект новой Конституции РФ принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.
Конституционное Собрание, таким образом, наделено статусом специально созываемого (создаваемого) только для определенной Цели органа власти российского общества. Поскольку именно Конституционному Собранию доверены столь ответственные полномочия, следует в связи с изложенным считать серьезной правовой недоработкой Федерального Собрания — Парламента РФ тот факт, что в течение свыше десяти лет со дня принятия и вступления в силу Конституции РФ 1993 г. так и не был разработан и принят предусмотренный Конституцией страны Федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании Российской Федерации».
Если же Конституционное Собрание примет решение о вынесении проекта Конституции России на всенародное голосование, то при его проведении Конституция РФ будет считаться принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Подробная процедура принятия поправок к главам 3—8 Конституции РФ устанавливается Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
Предложение о поправке к Конституции РФ вносится в Государственную Думу субъектом права инициативы такого предложения в виде проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, предполагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из положений глав 3—8 Конституции РФ.
Вместе с проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ представляются обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов Российской Федерации,
3
федеральных конституционных законов, федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки.
Поступившее в Государственную Думу предложение о поправке к Конституции РФ направляется в соответствующий Комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции РФ и законодательства об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции РФ*
Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции РФ осуществляется в трех чтениях. Соответствующий проект закона о поправке к Конституции РФ считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов. Закон о поправке к Конституции РФ считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.
Председатель Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона о поправке опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона Российской Федерации и направляется в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для рассмотрения.
Именно Президентом РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ осуществляется официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.
Одобренный законодательными (представительными) органами не
______________________________
*Подобная законодательная процедура регламентируется, гл. 16 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ (от 10 ноября 2004г.)
4
менее чем двух третей субъектов Российской Федерации закон в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования.
Президент РФ в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование.
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу. Принятая поправка подлежит внесению Президентом РФ в текст Конституции РФ.
Именно Президентом РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ осуществляется официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.
Если закон Российской Федерации о поправке не получит одобрения законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации, повторное внесение предложения о данной поправке допускается не ранее чем через один год.
Изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению именно в данную статью Конституции РФ.
Подробно условия и процедура принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации регулируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ
5
«О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, международными (межгосударственными) договорами Российской Федерации и федеральным законодательством, в то время как образование в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляется только в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством.
Прудников А. С, Авсеенко В. И Конституционное Право России: учебник для студентов вузов – 2- е изд., перераб. и допол. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006.
6