Социальная защита работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 18:54, реферат

Краткое описание

Целью работы является разработка комплекса мероприятий, направленных на совершенствование работы по социальной защите работающих. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность социальной защиты;
- определить факторы, влияющие на социальную защищенность;
- провести анализ и выявить проблемы социальной защиты, осуществляемой государством;
- провести анализ и выявить проблемы социальной защиты, осуществляемой работодателем;
- разработка мероприятий по совершенствованию работы по социальной защите работающих на предприятии.

Оглавление

Введение 4
1. Теоретико-правовые основы социальной защиты работников 5
1.1 Понятие и сущность государственной социальной защиты работников 5
1.2 Социальная защита как способ мотивации работников 6
1.3. Факторы, влияющие на социальную защищенность 9
2. Анализ и проблемы развития социальной защиты работников 11
2.1. Анализ и проблемы развития социальной защиты работников, осуществляемой государством 11
2.2. Анализ и проблемы развития социальной защиты работников, осуществляемой работодателем 15
3. Совершенствование работы по социальной защите работников 16
Заключение 20
Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

Социальная защита работников.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

 

Стабилизация экономики, рост конкурентов заставляет руководство компаний пересматривать свою миссию. Персонал стал основой для дальнейшего роста, партнером, главным источником эффективной деятельности организации в сложившейся рыночной ситуации. Поэтому возникает необходимость в проведении работ по совершенствованию работы по социальной защите работающих.

Большое значение в деле мотивации деловой активности персонала приобретают дополнительные социальные гарантии и льготы, которые послужат элементом стимулирования сотрудников к повышению мастерства, продвижению вверх по карьерной лестнице.

Высокая эффективность комплекса стимулирования персонала компании может быть достигнута за счет того, что пересматривается система мотиваций, в основу которой были положены такие важные элементы, как:

  • производительность (мотивации, направленные на увеличение объема страховых продаж);
  • социальная защита и стабильность (зарплата, система социальных гарантий и льготного страхования);
  • корпоративность (подразумевает формирование системы внутрикорпоративных отношений, системы карьерного роста для каждого сотрудника).

С целью увеличения производительности труда необходима реорганизация структуры компании. В подразделениях необходимо произвести дробление функций. Необходимо создать систему планирования результатов, напрямую связанную с прогрессивной шкалой оплаты. Вложение средств в инфраструктуру – во внедрение новых технологий, обучение персонала, программное обеспечение, создание автоматизированной системы управления, т. е. в то, что влияет на производительность.

Производительность в системе мотиваций приобрела тесную взаимосвязь с социальной защитой работников и стабильностью кадрового состава. Ключевыми моментами здесь стали заработная плата, система социальных гарантий и льготного страхования.

Возьмем первую составляющую – заработную плату. В компании она может состоять из двух частей – фиксированной и премиальной (бонусов). По результатам деятельности компании за определенный период вводится прогрессивная шкала оплаты в зависимости от вклада каждого подразделения и каждого сотрудника. Другими словами, выстраивается система премирования каждого сотрудника – от уборщицы до президента. Кроме того, в каждом отделе формируется фонд материального стимулирования, который пополняется по итогам каждого квартала в случае эффективной деятельности подразделения за этот период. Этот фонд предназначен для поощрения наиболее активных работников, улучшения материальной базы подразделения, покупки необходимого оборудования сверх того, чем обеспечено подразделение, оплаты организованных поездок подразделения на отдых и т.д.

Вторая составляющая – система социальных гарантий, или так называемый социальный пакет. Практика показывает, что большинство устраивающихся на работу кандидатов интересует не только зарплата, но и дополнительные льготы и гарантии. В системе социальных гарантий организации используется как экономические, так и неэкономические стимулы. Среди них:

  • поощрение некурящих сотрудников;
  • поощрение работников, болевших не более семи дней в году;
  • материальная помощь на оздоровление и лечение;
  • материальная помощь при вступлении в брак, при рождении ребенка;
  • премия ко дню рождения сотрудника, юбилейным датам;
  • вознаграждение к 23 февраля и 8 Марта;
  • поощрения по итогам профессионального внутреннего конкурса в виде денежного вознаграждения, туристических путевок или ценных подарков;
  • ссуда на получение образования, повышение квалификации;
  • ссуда на улучшение жилищных условий;
  • компенсационные выплаты за использование личного автомобиля в рабочих целях, личных мобильных телефонов и пейджеров и др.;
  • предоставление средств связи (пейджеры, мобильные телефоны);
  • льготное страхование сотрудников от несчастного случая, страхование жизни, медицинское, пенсионное, фармацевтическое, в том числе за счет компании и др.

Система внутрикорпоративных отношений складывается из горизонтальных связей между подразделениями и культурно-массовых мероприятий, включающих в себя бесплатное посещение всем коллективом вместе с членами семей театров, организацию торжеств, детских праздников, коллективный выезд на отдых, организацию спортивно-оздоровительных занятий и экспедиций, участие сотрудников в спортивных соревнованиях.

Деловая активность персонала связана с выполнением своих основных профессиональных функций. Для того чтобы человек с первых дней работы в компании включился в этот процесс, он должен познакомиться со страховыми продуктами фирмы и применяемыми технологиями, изучить принципы деятельности компании, т.е. получить необходимые знания и навыки, требуемые в новых условиях работы. С этой целью можно создать центр подготовки персонала, который выполняет следующие функции:

  • проводит обучение новых сотрудников и переобучение работающих специалистов;
  • помогает повысить квалификацию работникам, организуя обучающие семинары с привлечением необходимых специалистов;
  • участвует в аттестации кандидатов при приеме на работу и всего персонала в процессе его деятельности.

Система обучения персонала компании может развивается в двух направлениях. Во-первых, повышение квалификации сотрудников осуществляется внутри организации. Формы самые разные – начиная от лекций, которые проводят руководители подразделений по основным направлениям деятельности, и семинаров с привлечением специалистов из сторонних организаций и заканчивая конференциями, проводимыми другими организациями. Такое обучение на рабочем месте создает условия для мобильности, мотивации и саморегуляции работника. Оно ускоряет адаптацию работника к изменяющимся условиям деятельности фирмы, укрепляет позиции работника на предприятии.

Во-вторых, обучение персонала вне компании. Эта форма профессиональной учебы складывается из таких элементов, как:

  • обучение сотрудников в специализированных и иных учебных заведениях с полной или частичной оплатой за счет компании;
  • повышение квалификации персонала путем посещения семинаров, тренингов, деловых игр, которые полностью оплачиваются фирмой;
  • получение практических навыков работы с клиентами во время проведения выставок.

Такой порядок, на мой взгляд, позволяет сотруднику начать карьерный рост с первых дней его работы в компании. Планирование карьеры заключается в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения происходит его планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение по системе рабочих мест или должностей. Через некоторое время сотрудник сам становится наставником, передавая накопленный опыт молодым коллегам непосредственно на рабочем месте и проводя обучение во время лекционно-семинарских занятий. Повышается его статус в компании, соответственно увеличивается размер материального вознаграждения и распространяющихся на него внеэкономических льгот и стимулов.

Опыт многих известных крупных организаций, банков, средних и мелких компаний из разных сфер деятельности свидетельствует: система социального стимулирования служит тем ключиком, который заставляет работника трудиться качественно, с усердием, проявляя деловую активность и заинтересованность в результатах своего труда.

Система социальных гарантий, или соцпакет означает осуществление работодателем для своих работников определенных видов страхования. При этом финансовые затраты на создание социального пакета минимальны, а его значение трудно переоценить, поскольку подобное стимулирование позволяет:

  • повысить качество работы персонала;
  • сделать работу на предприятии более престижной и привлекательной;
  • повысить заинтересованность персонала в успешном развитии предприятия;
  • привлечь на работу наиболее квалифицированных специалистов;
  • закрепить на предприятии наиболее ценных сотрудников.

Программа может включать в себя следующие виды страхования:

  • страхование от несчастных случаев;
  • страхование жизни;
  • смешанное страхование жизни и от несчастных случаев с условием периодических страховых выплат – ежеквартальных, ежегодных;
  • страхование от опасных заболеваний;
  • дополнительное пенсионное страхование;
  • добровольное медицинское, фармацевтическое страхование и страхование расходов по уходу за больными;

Все эти виды сочетаются друг с другом в любой комбинации, поэтому каждый руководитель легко сможет сформировать для своего персонала корпоративный социальный пакет с учетом принятой на предприятии кадровой политики, который будет максимально приближен к потребностям сотрудников и финансовым возможностям предприятия.

Заключение

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Социальная  защита является системой мер, осуществляемых как государством, так и предпринимателями. Для первого наличие социальной защищенности является критерием эффективного функционирования. Поскольку, от того, на сколько защищено общество, зависит благосостояние государства, степень конфликтности и степень уязвимости со стороны внешней среды. Для предпринимателя социальная защита необходима как один из способов мотивирования труда, поскольку позволяет удовлетворить не только физиологические, но и экзистенциальные, социальные потребности.

Но степень социальной защищенности работающих может существенно отличаться в зависимости от состояния экономики государства.

2. В России  переход к рыночным отношениям  чрезвычайно обострил, прежде всего, социальные проблемы и привел  к снижению уровня жизни населения, тогда как именно в этой категории фокусируются все усилия и результаты деятельности государства в области социальной защиты.

3. Для социальной  политики российского государства  присущи множественность, несистемность  и противоречивость нормативных  правовых актов, регулирующих деятельность системы социальной защиты населения, их несоответствие тенденциям развития отечественной и международной практики; дефицит ресурсов в бюджетах всех уровней для финансирования мероприятий по социальной защите; организация социальной защиты населения преимущественно на началах социального обеспечения; неразвитость систем социального страхования и социальной самозащиты граждан. Данные черты социальной политики породили ряд проблем.

4. Одной из  главных проблем для России  является теневая занятость, поэтому многие работники не имеют социальных гарантий, основания для судебных разбирательств в случаях нарушения своих прав. Заниженная номинальная заработная плата уменьшает и налоговую базу, а значит, сокращаются бюджетные поступления, что ограничивает возможности государства в решении как социальных, так и инвестиционных задач.

5. Проблемой для  России является то, что механизмы  экономического управления поведением  работодателей в области охраны  труда не действенны на уровне  малых предприятий, которые не включены в отраслевую систему управления охраной труда.

6. В условиях  переходной экономики для большинства  российских предприятий характерна  направленность на максимизацию  прибыли, что не предполагает  мер по совершенствованию социальной защиты населения, скорее наоборот, максимальная экономия на трудовых ресурсах.

7. Последние годы  в России наблюдается стабилизация  экономического положения. Многие  предприятия в растущей конкурентной  борьбе вынуждены менять свои  цели, пересматривать кадровую политику, в частности совершенствовать работу по социальной защите работающих.

8. Решение социальных  проблем в России возможно  при использовании предприятиями  страховых программ развития  социальной защиты работающих.

 

Список использованных источников

  1. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации».
  2. Закон Российской Федерации от 20 октября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»
  3. Гавриилов P.S. Производительность труда: показатели планирования и методы из-.мерения. — М.: Экономика, 1995.
  4. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. - 407 с.
  5. ДикареваАА., Мирская М.И. Социология труда: Уч. пособие. — М.- Высшая школа, 2000.
  6. Никифорова АА. Рынок труда: занятость и безработица. — М., 2003.
  7. Рофе А.И. Экономика и социология: Уч. пособие. — М.: МИК, 1996. '/41.
  8. Рофе А.И., Збиосо Б.Г. Яшин В.В. Рынок труда, занятости населения, экономика ресурсов для труда.
  9. Дорин А.В. Экономическая социология: Уч. пособие. — Мн.: ИП «Зкоперспекги-ва», 1997
  10. Казначеева НА. Занятость в условиях новой хозяйственной системы, — Новосибирск, 2004.

 


 



Информация о работе Социальная защита работников