Психология осмотра места происшествия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:08, реферат

Краткое описание

Осмотр места происшествия - процесс собирания информации о происшедшем преступном событии на месте его совершения посредством активного, целенаправленного восприятия, анализа и синтеза полученной информации для раскрытия преступления.

Файлы: 1 файл

Психология осмотра места происшествия.docx

— 35.57 Кб (Скачать)

Психология  осмотра места происшествия

 

Осмотр места происшествия - процесс собирания информации о  происшедшем преступном событии  на месте его совершения посредством  активного, целенаправленного восприятия, анализа и синтеза полученной информации для раскрытия преступления.

Мыслительная (поисковая) деятельность следователя при осмотре места  происшествия - это не только фиксация фактов настоящего, но и обязательное построение мысленной модели происшедшего события. При осмотре следователь  сталкивается с большим объемом  информации, которая далеко не вся  необходима для построения мысленной  модели преступного события. Для  того чтобы суметь отобрать из всей имеющейся информации только ту, которая  имеет отношение к расследуемому  событию, следователю нужно одновременно с процессом сбора информации строить мысленную модель происшедшего преступления.

Следственный осмотр с  точки зрения психологии является в  большинстве случаев действием, которое характеризуется высокой  степенью неопределенности путей, необходимых  элементов познания. Как правило, к началу осмотра у следователя  нет знаний о полном объеме подлежащих исследованию фактов. И здесь успех  раскрытия большинства преступлений, особенно совершенных в условиях неочевидности, в значительной степени  зависит от своевременно и правильно  созданной модели (картины) преступления посредством воображения и интуиции следователя.

Воображению принадлежит  большая роль в мыслительной деятельности следователя при раскрытии преступлений. С его помощью он воссоздает картину  прошлого, основываясь при этом на восприятии реальных фактов действительности.

"Специфика следственного  воображения и мышления, - подчеркивает  В. Л. Васильев, - заключается в  выдвижении одновременно целого  ряда взаимно исключающих друг  друга предположений (версий). Следственная  версия, складываясь из разрозненных  доказательств (фактов), представляет  собой образ для проверки его  в действительности. Все воображаемые  версии соотносятся с реальной  ситуацией и реальным результатом.  Таким образом, следственное воображение  постоянно регулируется пространственно-временными  рамками прошлого события - преступления".

Особенно высок удельный вес воображения в творческой работе следователя над раскрытием убийств - преступлений, совершенных  очень часто без очевидцев, которые  могли бы дать более или менее  реальную картину события.

Чем подробнее, детальнее "видит" следователь внутренним зрением  картину убийства, тем более правильными  будут выдвинутые им на основании  этого "внутреннего видения" версии.

Психология  обыска

В психологическом аспекте обыск - это сложное следственное действие. Имея во многих случаях представление об объектах, которые требуется разыскать, следователь и другие участники обыска не знают их точного местонахождения. Именно процесс установления неизвестного придает этому виду процессуальной деятельности следователя проблемный характер. 

 

Проведение обыска предполагает применение следователем разнообразных психологических  качеств, профессиональных знаний, умений и навыков. Если следователь к  моменту производства обыска не обладает даже приблизительными сведениями о  местонахождении разыскиваемых  орудий преступления, предметов и  ценностей, добытых преступным путем, то наибольшую сложность будет представлять мыслительный процесс решения задач  по определению возможных мест укрытия  искомого. Следует особо подчеркнуть, что при проведении обыска, как  и при производстве любых других следственных, процессуальных действий мыслительная, познавательная деятельность всегда является доминирующей по отношению  ко всем другим психологическим качествам, умениям и навыкам.

При проведении обыска следователь, как  правило, не может ставить перед  собой задачу с одинаковой тщательностью  и равномерным распределением сил  осмотреть и проверить каждый квадратный сантиметр обыскиваемой площади. Действиям следователя  по розыску укрытого должна предшествовать мысль о наиболее вероятных местах и способах укрытия в зависимости  от физических характеристик разыскиваемых  предметов, осматриваемого помещения, личности преступника. Такая мыслительная деятельность следователя в процессе обыска находит свое выражение в  разработке, выдвижении поисковых версий.

При проведении обыска важная роль принадлежит  организаторской деятельности следователя. Как правило, он призван организовать подготовку к проведению обыска, подобрать  участников поисковой группы, распределить между ними обязанности и избрать  тактику проведения обыска. В этом аспекте обыск представляет собой  сложное действие, требующее планирования, взаимодействия между его участниками.

Эффективность производства обыска в  немалой степени зависит от проявления следователем, другими его участниками  разнообразных психологических  качеств и состояний. На протяжении обыска важно сохранять целенаправленность и устойчивость внимания. Поскольку  обыск зачастую трудоемкое, длительное и однообразное действие, требуется  применять определенные методы по сохранению устойчивости и целенаправленности внимания. К их числу можно отнести соблюдение строгой дисциплины между участниками, запрещение отвлекать друг друга посторонними занятиями и разговорами, взаимный обмен различной по характеру работой (например, при появлении признаков усталости, вызванной однообразной деятельностью по изучению обнаруженных документов, следователь может попросить сотрудника милиции продолжить эту работу, занявшись осмотром участка, т.е. работой последнего), организацию непродолжительного перерыва через каждые час-полтора работы. При проведении обыска профессионально необходимыми качествами для следователя, других его участников является проявление ими выдержки, самообладания. Обыск в квартире, личный обыск затрагивают существенные права и интересы обыскиваемых, вызывая у них в связи с этим значительные эмоциональные переживания. Это означает, что обыск во многих случаях осуществляется в довольно острой конфликтной ситуации, может сопровождаться напряженностью, сложной психологической атмосферой, проявлением неприязни, раздражения, попыток оскорбления, ссор, эксцессов. В этих нелегких условиях особенно важно, чтобы следователь, другие участники обыска проявляли самообладание, выдержку, сдержанность, корректное, вежливое отношение к обыскиваемому, членам его семьи.

В процессе обыска его участники  ведут наблюдение, объектами которого являются окружающая обстановка, предметы, поведение людей, а в некоторых  случаях - животных и птиц. Наблюдение за окружающей обстановкой, предметами позволяет определить наиболее вероятные  места и способы укрытия искомого. Путем наблюдения за поведением обыскиваемого, членов его семьи можно выявить признаки, указывающие на места сокрытия следов, орудий преступления, разыскиваемых документов, ценностей. Наконец, наблюдение за поведением животных и птиц также позволяет выявить места укрытия. Так, известно, что некоторые домашние животные проявляют беспокойство вблизи местонахождения трупа. Собаки, птицы своим возбужденным поведением могут указать на места укрытия людей и т.п. 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПОЗНАНИЯ

       С  психологической  точки   зрения   опознание   представляет   собой

следственное действие,  при  котором  лицо  воспринимает  предъявляемые  ему

объекты,  сопоставляет,  сравнивает  их  с  мысленными  образами   объектов,

воспринятых им ранее, и на этой основе приходит к выводу  об  их  тождестве,

сходстве или различии.

       Опознание, если иметь в виду  его психологическое содержание,  состоит

из   двух    стадий:    подготовительной    (предварительный    допрос    об

обстоятельствах, при  которых  опознающие  ранее воспринимали  определенное

лицо либо предмет, и об особенностях, приметах,  по  которым  они  могут  их

опознать) и основной (само опознание). В связи с тем,  что психологические

закономерности  опознания  начинают  действовать  уже  на   подготовительной

стадии, целесообразно  начать рассмотрение именно с нее.

       В процессе  допроса,  предшествующего   опознанию,  следует  учитывать

психофизиологические      особенности      опознающего,      психологическую

характеристику  его  состояния  в  момент  восприятия,  а  также  физические

особенности и признаки воспринятых им объектов. Человек  расценивает  какие-

либо объекты (других людей, животных, вещи, предметы),  сохраняет  в  памяти

их  мысленные  образы,  а  затем  при  предъявлении   аналогичных   объектов

сопоставляет их с имеющимися у  него  образами.  В  конечном  счете  процесс

сводится к сравнению  образа объекта, хранящегося  в  памяти  опознающего,  с

объектами, предъявляемыми следствием. Вывод, получаемый в результате  такого

сравнения, сообщается следователю.

       При подготовке и проведении  опознания нужно учитывать ряд  объективных

и субъективных  факторов.  К  объективным  относятся условия,  при которых

происходило восприятие, характеристика  воспринимаемых  объектов.  Очевидно,

что расстояние,  условия  освещения,  продолжительность  наблюдения,  время,

прошедшее с момента  восприятия до предъявления на опознание,  могут  оказать

значительное воздействие  на  его  результаты.  Так,  восприятие  свидетелем

преступника, находившегося  от  него  на  значительном  удалении,  ночью,  на

плохо  освещенной  улице,  в  течение   очень   непродолжительного   времени

уменьшает возможность  его последующего опознания,  вот  почему  на  допросе,

предшествующем  опознанию,   необходимо   выяснить,   при   каких   условиях

происходило восприятие.

       Значительное влияние на опознание  оказывает  длительность  первичного

восприятия: видел  преступника один раз в течение  короткого отрезка  времени,

общался с ним  более продолжительное  время,  видел  его  неоднократно.  Если

потерпевшие, свидетели  хорошо знают преступника, опознание  не нужно вовсе.

       В немалой степени  психология  опознания  определяется  особенностями

личности   опознающего,   его   отношением   к   событию   преступления    и

правонарушителю, психологическим  состоянием, в  котором  он  находился.  Это

может быть потрясение, гнев, отвращение, стыд,  растерянность,  ненависть  и

т. п. Эмоциональные  переживания  нередко  сочетаются  с  готовностью  помочь

следствию, в  частности,  изобличить  преступника.  Бывает,  что  опознающий

боится мести  преступника, его соучастников, родственников, друзей.

       Опознающий может испытывать жалость к преступнику (особенно, если  он

несовершеннолетний,  престарелый)  в  связи   с   возможным   его   арестом,

осуждением, суровым  наказанием в случае изобличения  и,  возможно,  опасение

ошибки при опознании.

       Сам   процесс   восприятия   и   последующие   результаты   опознания

определяются и  особенностями воспринимаемых  объектов.  Анализ  следственной

практики показывает, что чаще всего  объектом  опознания  является  человек.

При этом он может  восприниматься непосредственно или  опосредованно, в  целом

или по отдельным  признакам (например,  свидетель  не  видел  преступника,  а

только  слышал  его   голос).   В   ситуациях,   связанных   с   совершением

преступления,   свидетели,   потерпевшие   воспринимают   обычно   внешность

преступника,  его  физические,  возрастные,  национальные  особенности.  При

необходимости вспомнить  и описать воспринятое за основу  берутся далеко  не

все, а лишь отдельные,  так  называемые  опорные  признаки:  возраст,  рост,

телосложение, черты  лица,  движения,  речь.  На  практике  наблюдатель  чаще

всего запоминает форму  лица, носа, величину и форму лба, бровей,  рта,  губ,

подбородка, цвет глаз1.

       Нередко потерпевшие, свидетели  воспринимают и запоминают  преступника

по таким признакам  его внешнего облика, как  особенности  одежды,  прическа,

украшения, которые, строго  говоря,  не  относятся  к  физическим  признакам

человека.

       При восприятии и  последующем   опознании  наибольшую  ценность  имеет

восприятие  индивидуальных  признаков  человека,  его  особых  примет.  Так,

сообщение на допросе  о том, что преступник имеет на лице  характерный  шрам,

будет способствовать его розыску и опознанию.

       Психологическая характеристика  предъявления для опознания основана  на

анализе  двух   основных   процессов:   усвоение   отличительных   признаков

определенного объекта  и использование данных признаков  для  выделения  этого

объекта  из  других,  ему  подобных.  Первый  процесс   психологи   называют

формирующим и относят его к стадии усвоения, второй -  опознавательным,  его

относят к стадии распознавания. Первая  стадия  в  основном  доследственная.

Усвоение отличительных  признаков  завершается  созданием  мысленного  образа

человека или  предмета, который лишь позднее будет  представлять  интерес  для

следствия.   Вторая   целиком   входит   в    содержание    рассматриваемого

следственного действия, но не исчерпывает его.

       Действие указанных выше объективных  и  субъективных  факторов  весьма

желательно  выявлять  еще  перед  допросом   лица,   которому   впоследствии

предстоит  участвовать  в  опознании  с   тем,   чтобы   все   нежелательные

воздействия указанных  факторов были своевременно учтены следователем.

. Психология следственного эксперимента 
Следственный эксперимент – это самостоятельное процессуальное действие, направленное на проверку имеющихся и получение новых доказательств. Содержанием его является производство различных опытов с целью установления возможности какого-либо события, действия или явления в определенной обстановке и при известных условиях, имеющих значение для установления истины по делу. Воспроизведя соответствующие условия, следователь устанавливает возможность: 
различать и опознавать определенные предметы при соответствующих условиях: их форму, цвет, размеры, удаленность и др.; 
совершать определенные действия при данных условиях; 
провести данное действие за определенное время; 
слышать и различать определенные слова, звуки. 
Следственный эксперимент является сильным средством психологического воздействия на его участников, поскольку его результаты нередко наглядно свидетельствует о возможности или невозможности определенного явления, события, а опровергнуть их подозреваемому, обвиняемому бывает довольно трудно. 
Важен подбор участников следственного эксперимента, кроме следователя и понятых, могут принять участие обвиняемый, потерпевший, следователь, специалисты различных отраслей знания, технический персонал, помогающий практически выполнить те или иные опытные действия. 
Недоступно в ходе эксперимента воспроизводить само событие преступления, также нельзя при подготовке следственного эксперимента и его проведении допускать действия, унижающие честь и достоинство его участников, угрожающие их жизни и здоровью. 
По своему содержанию большинство видов следственного эксперимента представляет исследование и оценку тех или иных возможностей человека: восприятие какого-либо события при определенных условиях (увидеть объекты, услышать голос человека, почувствовать запах и т.д.); совершение тех или иных действий (проникновение через отверстие и т.д.); проверяются умения, навыки (изготовить поддельную печать, открыть замок определенным способом и т.д.). 
Следственным экспериментом руководит следователь. Он принимает решение о проведении следственного эксперимента, выдвигает версии, гипотезы, определяет условия проведения, круг участников, содержание, последовательность опытов, оценивает полученные результаты и т.д. Но это не означает, что следователь должен принимать непосредственное участие в опытных действиях, находится на всех участках. При подборе понятых следователь исходит из сложности опытов, в случае необходимости могут приглашаться понятые, обладающие определенными профессиональными знаниями, физическими данными. Психологического подхода требует решение вопроса о применении для участия в следственном эксперименте подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.[1] 
Главным в следственном эксперименте является проведение опытов и правильная оценка полученных результатов. Задача следователя – организовать производство опытов, осуществлять контроль за ними, фиксировать ход эксперимента, оценивать получаемые результаты. Следователь определяет количество опытов, их содержание, при необходимости повторяет опыты. Опыты проводятся многократно. Неоднократное проведение одних и тех же опытов в процессе одного следственного эксперимента позволяет более тщательно изучить исследуемого явления, убедится в том, что полученные результаты не являются случайными и что они достоверны.[2] Дублирующие действия должны быть повторены столько раз, сколько необходимо, чтобы исключить возможность случайных результатов, доказать их закономерность. Многократность – первый принцип следственного эксперимента. 
Второй принцип – вариативность, т.е. осуществление каждого последующего опыта в несколько измененных условиях. 
По отношению к проверяемому событию полученные результаты могут быть положительными (событие могло произойти) или отрицательными (событие могло не произойти). Различают два типа экспериментов: 
а) проверяющие объективную возможность выполнения каких-либо действий; 
б) проверяющие субъективную возможность выполнения этих действий данным лицом. 
Положительные результаты экспериментов позволяют сделать вывод о том, произошло ли проверяемое явление в действительности. Возможность видеть, слышать, выполнять определенные действия само по себе не доказывает, что данное лицо действительно видело, слышало, сделало что-то. Не доказывают это и субъективные возможности испытуемого, подтвержденные экспериментом. Вывод будет правомерным, если он основан на совокупности имеющихся доказательств, а не на изолированной оценке результатов эксперимента. 
Оценка отрицательных результатов экспериментов еще сложнее – отрицательный результат позволяет сделать достоверный категорический вывод о том, что предполагаемого явления не было, оно не возможно. При этом должны быть соблюдены требования о многократности опытов и вариативности, чтобы была абсолютная уверенность в том, что это невозможно для всех людей, а не только для избранных следователем исполнителей экспериментальных действий.[3] Если экспериментатором проверяются чьи-либо показания, то лицо, утверждающее о выполнении им определенных действий, наряду с другими участниками должно быть подвергнуто соответствующему испытанию. Возможно, оно обладает способностями, навыками, умениями, сноровкой, силой, которые превосходят возможности других людей. Диагностические эксперименты целесообразно проводить с участием и при консультации психолога, который поможет следователю учесть все многообразие явлений, способных оказать влияние на результаты опытов. 
Если человек не хочет обнаружить свои возможности, эксперимент лишается смысла, ибо отрицательный результат здесь ничего не подтверждает и не отвергает. Если же такое стремление у него имеется, то неспособность сделать при эксперименте то, что ему якобы удалось в прошлом, может иметь двоякую причину. Либо такое утверждение не соответствует действительности и человек фактически не обладает приписываемыми себе способностями, либо описываемые действия им выполнялись в прошлом, но в дальнейшем возможности их выполнения были утрачены. Не исключены и временные неблагоприятные состояния испытуемого в момент эксперимента, также неповторимость психических явлений, имевших место в момент происшествия, когда нервное напряжение подчас придает людям необыкновенные силы и способности.

Информация о работе Психология осмотра места происшествия