Принципы исполнительного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 17:13, контрольная работа

Краткое описание

Любая отрасль российского права имеет собственные принципы, в которых выражается ее специфика и на основании которых можно составить общее представление о данной отрасли права.
Принципы исполнительного права — это закрепленные в правовых нормах, регулирующих порядок исполнительного производства в РФ, ключевые начала, идеи, исходные положения.

Файлы: 1 файл

контр раб испол пр.docx

— 36.55 Кб (Скачать)
  1. Исходные положения исполнительного права

    Любая отрасль российского права имеет собственные принципы, в которых выражается ее специфика и на основании которых можно составить общее представление о данной отрасли права.

     Принципы исполнительного права — это закрепленные в правовых нормах, регулирующих порядок исполнительного производства в РФ, ключевые начала, идеи, исходные положения.

      Впервые вопрос о принципах исполнительного права, как и о самом его существовании, был поставлен М.К. Юковым. В настоящее время прямо законодательно закреплены принципы (ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве»):

  • законности;
  • своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  • уважения чести и достоинства гражданина;
  • неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина, членов его семьи;
  • соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

    В науке исполнительного права ведутся споры по поводу так называемых «доктринальных принципов», которые не названы в ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве», а выводятся из общего смысла исполнительного законодательства.

     В науке исполнительного права говорят о существовании следующих доктринальных принципов исполнительного права:

  • принципа равенства перед законом;
  • принципа государственного языка исполнительного производства;
  • принципа диспозитивности исполнения для взыскателя;
  • принципа справедливости удовлетворения требований взыскателей.

     Практическое значение принципов исполнительного права состоит в том, что они должны гарантировать своевременное, правильное и эффективное исполнение юрисдикционных актов, защиту прав участников исполнительного производства.

     Классификация принципов исполнительного права проводится по различным основаниям и дает возможность уяснить значение отдельных принципов и их место в системе. Они классифицируются в зависимости:

  • от источника их закрепления (в частности, выделение конституционных принципов, принципов, закрепленных в ФЗ «Об исполнительном производстве», ГПК РФ и АПК РФ);
  • от области правоотношений, на которую распространяется их действие (общие (общеправовые), межотраслевые, отраслевые (специфически отраслевые), принципы отдельных правовых институтов);
  • от вида закрепления (нормативные и доктринальные).

 

  1. Принцип законности

     Принцип законности является конституционным, общим принципом всех отраслей российского права.

    Законность — такое состояние жизни общества, при котором в этом обществе действует непротиворечивое законодательство, законы уважаются, точно и неуклонно исполняются всеми членами этого общества, а за нарушение требований законодательства с неотвратимостью следуют меры государственного принуждения.

     Исполнительное законодательство должно быть качественным, непротиворечивым, иметь стройную систему. В случае возникновения коллизий они должны разрешаться исходя из иерархии нормативных актов. Судебный пристав-исполнитель в своей деятельности обязан руководствоваться законами, то есть правильно применять нормы исполнительного и иных отраслей права. Участники исполнительного производства обязаны подчиняться закону и согласовывать свои поступки с действующим законодательством под страхом применения к ним штрафных и иных мер ответственности, содержащихся в санкциях норм исполнительного права. Применение ответственности за исполнительные правонарушения неотвратимо.

    Соответствие закону постановлений судебного пристава-исполнителя контролируется судом в порядке ст. 441 ГПК РФ и главы 24 АПК РФ, а также Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в порядке осуществления ими прокурорского надзора в соответствии с законом «О прокуратуре РФ».

    Применение аналогии права в исполнительном производстве возможно лишь при отсутствии нормы исполнительного права, регулирующей возникшие в ходе исполнительного производства правоотношения, и подразумевает действие судебного пристава-исполнителя исходя из принципов исполнительного права.

  1. Принцип равенства перед законом

     Принцип равенства перед законом является проявлением конституционного принципа о равенстве граждан перед законом, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ.

     Принцип равенства означает предоставление участникам исполнительного производства равных возможностей по защите своих прав и интересов при исполнении юрисдикционных актов.

    В частности, обе стороны вправе (ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве») при совершении исполнительных действий знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также реализовывать иные права, предусмотренные законодательством РФ об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.

     Взыскатель и должник, согласно ст. 63 ФЗ «Об исполнительном производстве», могут заявлять отводы судебному приставу-исполнителю, переводчику и специалисту на одинаковых условиях и по одинаковым основаниям, порядок разрешения отводов не зависит от того, кто его заявил.

     При наличии оснований для отвода судебный пристав-исполнитель, переводчик, специалист обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям указанным лицам отвод может быть заявлен взыскателем или должником. Отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

     Оспаривание постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов взыскателем и должником также происходит по одинаковым правилам, установленным ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 441 ГПК РФ. Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

     Однако содержание принципа равенства перед законом не предполагает полного равноправия взыскателя и должника, поскольку у них различен статус субъектов.

  1. Принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

    Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.

    Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

    Если законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.

    В исполнительном производстве требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем своевременно, то есть, по общему правилу, в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

    Из этого правила есть исключения. Так, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен ФЗ или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом. Если же исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

     Требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

    Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, — не позднее следующего дня. В таком же порядке исполняется постановление судебного пристава-исполнителя об обеспечительных мерах, если самим постановлением не установлен иной порядок его исполнения.

     В срок исполнения не включается время:

1) в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением;

2) в течение которого исполнительное производство было приостановлено;

3) отсрочки или рассрочки исполнения  исполнительного документа;

4) со дня объявления розыска  должника-организации, а также  имущества должника до дня  окончания розыска;

5) со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя  в суд, другой орган или к  должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения, а также об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам рассмотрения такого обращения;

6) со дня вынесения постановления  о назначении специалиста до  дня поступления в подразделение судебных приставов его отчета или иного документа о результатах работы;

7) со дня передачи имущества  для реализации до дня поступления  вырученных от реализации этого имущества денежных средств на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (далее — депозитный счет подразделения судебных приставов), но не более двух месяцев со дня передачи последней партии указанного имущества для реализации.

      Указанное время, как и совершаемые в нем действия, не нарушают принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, даже если выходят за пределы срока совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

      Срок совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является пресекательным, следовательно, его истечение не будет основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.

  1. Принцип государственного языка

     Данный принцип прямо не закреплен в исполнительном законодательстве, однако исходя из смысла ст. 58 ФЗ «Об исполнительном производстве», которой предусмотрено, что при совершении исполнительных действий стороны исполнительного производства или судебный пристав-исполнитель могут пригласить переводчика. Переводчиком может быть дееспособный гражданин, достигший возраста восемнадцати лет, владеющий языками, знание которых необходимо для перевода.

     Решение о назначении переводчика оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя. Должнику или взыскателю, которому необходимы услуги переводчика, судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для его приглашения. Если должник или взыскатель не обеспечит участие переводчика в указанный срок, то судебный пристав-исполнитель назначает переводчика по своему усмотрению.

     Переводчик подлежит отводу, если он состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинен или подконтролен указанным лицам либо заинтересован в исходе исполнительного производства.

  1. Принцип диспозитивности

    Принцип диспозитивности действует в исполнительном производстве ограниченно как по субъектам, так и по предмету действия, в отличие от гражданского и арбитражного процессуального права, где субъектами диспозитивности являются все лица, участвующие в деле.

    Диспозитивность предполагает возможность по усмотрению сторон в исполнительном производстве совершать определенные предусмотренные законом действия либо отказаться от их совершения (например, взыскатель может отказаться от взыскания, от получения предметов, изъятых у должника, взыскатель и должник вправе заключить мировое соглашение, что ведет к прекращению исполнительного производства).

    Диспозитивность как категория должна применяться лишь в отношении частных субъектов, а не к государству и его органам, у которых процессуальные права зачастую вытекают из собственных обязанностей, что приводит к использованию категорий иного плана — «полномочия», «компетенция», «юрисдикция» и т.п. Процессуальное право предоставляется государству и его органам в целях реализации обязанностей по защите субъективных прав и законных интересов граждан.

Информация о работе Принципы исполнительного права