Правовой нигилизм в России, его виды и последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:38, контрольная работа

Краткое описание

Правовой нигилизм — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Оглавление

1. Правовой нигилизм в России, его виды и последствия.
2.Оцените роль и значение в российской системе права таких актов как решения Европейского суда по правам человека, Конституционного суда РФ, постановлений и решений пленумов Верховного и Высшего арбитражного судов РФ, актов конституционных и уставных судов субъектов РФ.
3.Выпишите нормы процессуального права, касающиеся разграничения процессуального и профессионального статуса участников судопроизводства (2-3 примера).

Файлы: 1 файл

проблемы правоведения.doc

— 69.50 Кб (Скачать)


Содержание:

1. Правовой нигилизм в России, его виды и последствия.

2.Оцените роль и значение в российской системе права таких актов как решения Европейского суда по правам человека, Конституционного суда РФ, постановлений и решений пленумов Верховного и Высшего арбитражного судов РФ, актов конституционных и уставных судов субъектов РФ.

3.Выпишите нормы процессуального права, касающиеся разграничения процессуального и профессионального статуса участников судопроизводства (2-3 примера).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Правовой нигилизм в России, его виды и последствия.

Правовой нигилизм — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.

Для России конкретно правовой нигилизм является следствием низкого уровня правовой культуры и плюс к этому тяжелый период 90-х годов, когда право не имело авторитета у населения страны и творился «произвол».

Высшей точкой правового нигилизма анархизм. Анархизм — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Анархизм — идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности — относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос).

Последствиями правового нигилизма в Российской Федерации являются коррупция, это когда люди используют пробелы законов и знание законов в своих корыстных целях. Второе последствие является бедствие - отсутствие знание законов у населения страны, то есть многие нарушают закон, не зная того, что они нарушают его, причем из-за коррупции совершается большинство российских преступлений, хотя это уже вторая проблема «пробелов» в законодательстве. Коррупция же возникает на основе огромного государственного аппарата, который необходимо было бы сократить.

Открытым следствием правового нигилизма является дело по поджогу торгового центра «Пассаж» в республике Коми и в её столице Ухте, когда органы правосудия, коей главной задачей является обеспечение правового порядка, сами чинять беспредел и посредством фальсификации улик, находят аутсайдеров и применяют к ним «меры правосудия».

 

2.Оцените роль и значение в российской системе права таких актов как решения Европейского суда по правам человека, Конституционного суда РФ, постановлений и решений пленумов Верховного и Высшего арбитражного судов РФ, актов конституционных и уставных судов субъектов РФ.

Вступление России в Совет Европы, подписание Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод дают возможность любому гражданину, чьи права нарушены обратиться в Европейский Суд, являющимся на сегодняшний день самым эффективным механизмом международного контроля в области прав человека.

         К европейской судебной защите относится и европейское прецедентное право, значительную часть которого представляет толкование конвенционных норм, содержащееся в решениях Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд).

 

Согласно статьям 6, 7 и 13 Конвенции и Протоколов к ней ; 43 (статья 1) и № 7 (ст. 2, 3, 4) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на признание его правосубъектности, то есть право на защиту законом, а в случае предъявления ему любого уголовного обвинения - право на справедливое и публичное судебное разбирательство, определенное национальным законодательством и европейским правом.

В российском законодательстве закреплено положение, предоставляющее каждому право обратиться с жалобой в суд, если он считает, что неправомерными действиями (решениями) или бездействием государственных органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц нарушены его права и свободы как гражданина, созданы препятствия для осуществления его прав и свобод, незаконно на него возложена какая-либо обязанность или незаконно он привлечен к какой-либо ответственности.

Механизм реализации решений Европейского Суда

Во-первых, в суд можно обращаться за защитой только тех прав, которые предусмотрены Конвенцией. Перечень установленных в Конвенции прав и запретов на их нарушения достаточно широк. Для защиты названных прав и свобод необходимо представлять, какое содержание вкладывает в них Конвенция. Уяснить это позволяет как сам текст Конвенции и Протоколов к ней, так и анализ решений суда по конкретным делам.

Во-вторых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после ратификации Конвенции. Это так называемые «условия времени». Исключение может быть сделано для длящихся нарушений, т.е. таких, которые начались до момента ратификации и продолжаются после нее. В Законе о ратификации Конвенции Россия признала компетенцию суда в отношении лишь тех жалоб, где утверждается о случаях, когда предполагаемое нарушение прав или свобод имели место после вступления Конвенции в действие в отношении Российской Федерации.

Выше мы уже говорили, что перед тем как обратиться в суд, должны быть использованы все возможные внутренние средства защиты в государстве, которые могли бы восстановить право, на нарушение которого гражданин подает жалобу. Что означает «все возможные внутренние средства защиты». Для России последней судебной инстанцией, после которой можно обращаться за защитой в Европейский суд, считается вынесение решения судом кассационной инстанции3. При использовании внутренних средств защиты должны быть соблюдены все процессуальные нормы, в частности предписанные законом сроки. Если, например, жалоба была отклонена из-за поступления с опозданием или подана гражданином с нарушением процедуры, вероятнее всего, суд не сможет принять ее к рассмотрению Европейское право.

Секретарь суда будет информировать гражданина, подавшего жалобу, о ходе рассмотрения дела. Начальная стадия судебного разбирательства осуществляется в письменной форме. Следовательно, личное присутствие гражданина в Страсбурге не является необходимым.

При выполнении всех вышеназванных требований заявление гражданина регистрируется и над ним начинает работать юрист суда и один из судей докладчиков. Именно с этого момента начинается публичное судопроизводство. Судья-докладчик является главным лицом, - он может требовать от юриста предоставления дополнительной документации, формулировать предложения по вынесению решения суда, составлять проекты решения или определения суда, он также вправе требовать от государства-ответчика предоставления дополнительных документов, подтверждающих факты нарушения.

 

При рассмотрении дела в одной из палат стороны (гражданин и государство) признаются равными в процессе. Слушания по делу публичные, как и весь процесс.

Вообще, что касается решений Европейского суда, то предусматривается два момента вступления в силу решений суда. Решение любой из палат является окончательным: в случае если стороны сделали заявление о том, что они не будут пересматривать решение; в случае если через три месяца с момента вынесения решения палатой отсутствует прошение о направлении дела в Большую палату. Постановление Большой палаты является окончательным. Все окончательные постановления подлежат публикации6. Поскольку официальными языками суда считаются французский и английский, то решения выносятся на одном из них.

Постановления суда обязательны к исполнению. В случае вынесения решения против государства, ему дается 3 месяца на составление отчета по вынесенному решению. Суд не может отменить закон или решение национальной судебной инстанции, но он вправе предусмотреть компенсацию за нарушение прав гражданина его государством. Размер компенсации зависит от сложности случая и степени нарушения прав. Если в течение трех месяцев государством не выплачивается определенная судом компенсация за нарушение закона, то судом начисляются проценты (от 2 до 7 - в зависимости от экономики страны).

       И здесь возникает определенная проблема, касающаяся применения решений на территории нашего государства. Решения Европейского суда являются прецедентом, однако по Российскому законодательству - прецедент не является источником закона. Возникает коллизия - закон вступает в силу с момента опубликования, но решения Европейского суда не публикуются, хотя и обязательны к исполнению. Думается, было бы разумным публиковать постановления Европейского суда в Бюллетене Верховного Суда РФ.

Кроме того, главная проблема нашего государства состоит в том, что оно еще не готово к тому, чтобы в суде отдельный человек выступал против РФ, что, по нашему мнению, является несовершенством международного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и теории права.

          Значение решений, принимаемых Европейским Судом по правам человека, и их влияние на национальные правовые системы и функционирование национальных судебных органов - одна из тех тем, которая уже давно нуждается в пристальном внимании и изучении. Унификация стандартов в области прав человека и создание эффективных механизмов обеспечения и защиты этих прав на данном этапе конституционного развития современных европейских государств, особенно с учетом интеграционных процессов, бесспорно, относится к числу ключевых задач.

          Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда РФ является решением Конституционного Суда РФ[1].

Решения, принимаемые Конституционным Судом РФ, можно подразделить на два вида: итоговые решения и иные решения. К итоговым относятся те, в которых Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства конкретного дела. В них Суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридические последствия. В иных решениях констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации работы Суда в целом или проведению его заседаний. Итоговые решения выносятся по результатам разбирательства дел о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, названных в ст. 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений. Итоговые решения по этим вопросам оформляются документами, именуемыми постановлениями Конституционного Суда РФ.

В случаях, когда может потребоваться проверка соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, итоговое решение оформляется документом, которому дано другое название - заключение Конституционного Суда РФ.

Для принятия постановлений и заключений установлены свои правила. Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях (пленарных или в составе палат), на которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещания могут быть допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении того решения, которое должно быть принято, представляется возможность выступать неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений. Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Для принятия решений требуется большинство голосов участвовавших в голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании или уклониться от голосования. Если он не согласен с принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление или заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в том числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется. Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании. Оглашению он не подлежит.

Что касается постановлений и решений пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов, то их роль и значение довольно-таки велики. Постановления и решения преследуют прежде всего разъяснительные цели, что служит необходимым спутником толкования законов и иных нормативных актов. Если говорить о юридической силе, то данные нормативные акты носят рекомендательный характер как в области отправления правосудия, так и в судебной практике.

Фактически практика вынесения определений о распространении правовых позиций Конституционного Суда на аналогичные ситуации, повторяемые в других законах и иных нормативных актах, превратилась в одну из форм исполнения постановлений Конституционного Суда, основанных на прецеденте. Кстати, в реализации этих правовых позиций в последнее время все более активную роль играют и суды общей и арбитражной юрисдикции.

Информация о работе Правовой нигилизм в России, его виды и последствия