Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 05:26, курсовая работа
При любом демократическом устройстве права и свободы граждан представляют собой важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, его «визитной карточкой», показателем зрелости, цивилизованности. Он служит средством доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, реализации своих интересов, волеизъявления.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО
И ФИНАНСОВОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
г. Хабаровск, 2014
Оглавление
 
В последнее десятилетие в российском общественном сознании прочно утвердилась идея прав человека. О правах человека много говорят и пишут, они постоянно у всех на слуху, активно обсуждаются на всех уровнях – от президента до рядовых граждан. Тема прав человека как одна из наиболее злободневных и «модных» не сходит со страниц газет и журналов, экранов телевизоров, неизменно присутствует в речах государственных деятелей, политических лидеров, парламентариев, в докладах участников различных научных конференций. В российском общественном сознании, как и во всем мире, идея прав человека утвердилась как важнейшая гуманистическая ценность и неотъемлемый элемент демократии.
При любом демократическом устройстве права и свободы граждан представляют собой важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, его «визитной карточкой», показателем зрелости, цивилизованности. Он служит средством доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, реализации своих интересов, волеизъявления. В то же время это – непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, достоинства, независимости, «суверенности». В современном развитом обществе важно соблюдение не только личных и политических прав человека, но и социально-экономических – прав на труд, отдых, образование, жилище и т.д.
При подготовке работы были поставлены следующие цели:
В этой связи поставлена задача изучить Конституцию РФ, отраслевое законодательство, развивающее социально-экономические права, нормативные акты, регулирующие прецеденты по защите основных социально-экономических прав и свобод граждан, судебных органов, Конституционного Суда РФ и уполномоченного по правам человека.
В заключении подводятся итоги и делаются выводы по теме работы.
 
Экономические, социальные и культурные 
права занимают достойное место в системе 
прав человека. Им уделяется большое внимание 
в деятельности ООН и других международных 
организаций. Но такая позиция сложилась 
не сразу. Законодательные акты и конституции, 
принятые в XVIII—XIX вв. и в начале XX в., содержали 
в основном перечень гражданских и политических 
прав. Экономические и социальные права 
рассматривались в этот период как побочный 
продукт развития гражданских прав. В 
начале XX в. заключаются первые международные 
соглашения в области трудовых отношений. 
Тем самым началось международное урегулирование 
рассматриваемого комплекса прав. Важная 
веха на этом пути — принятие Устава Международной 
организации труда (МОТ), а в ее рамках 
целого ряда конвенций по различным аспектам 
проблемы. Принятие Устава ООН положило 
начало новому, более качественному этапу 
в международно-правовой регламентации 
экономических, социальных и культурных 
прав. Развернутый и конкретный перечень 
этих прав содержится во Всеобщей декларации 
прав человека, в Пакте ООН об экономических, 
социальных и культурных правах и в других 
международных документах. В результате 
получила признание точка зрения о связанности 
и взаимной обусловленности комплекса 
прав и свобод человека. Социально-экономические 
права имеют жизненно важное значение 
для человека. Без их предоставления традиционные 
гражданские и политические права во многом 
утрачивают смысл. Даже при наличии защиты 
политических прав объем и эффективность, 
пользования этими правами, значительно 
сокращается в результате ухудшения условий 
жизни большинства и увеличения социально-экономических 
различий между отдельными группами населения». 
Констатируя факт сложного и длительного 
процесса признания экономических, социальных 
и культурных прав, нельзя не отметить 
положительную роль, которую сыграл в 
свое время Советский Союз. В принятии 
международных документов сказались его 
огромная настойчивость и то внимание, 
которое уделялось экономическим, социальным 
и культурным правам в СССР и других социалистических 
странах. 
В современных 
условиях глобального экологического 
и социального кризиса выживание человечества 
невозможно без реализации принципов 
социальной справедливости и общечеловеческой 
морали.
Практика развитых демократических государств показывает, что у государства есть реальные возможности обеспечивать достойный уровень жизни своих граждан. Такая обязанность государства закреплена и во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), и в ст. 11 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах, которая предусматривает право каждого «на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни».
Осуществление такой деятельности и составляет одну из важнейших задач современного социального государства. Речь идет не о государственном вмешательстве в экономические процессы, а о заботе государства о человеке, обеспечении каждому достаточного жизненного уровня. Государство не может пренебречь интересами социально незащищенных слоев населения. Если личные права в основном направлены на обеспечение свободы от противоправного вмешательства государственной власти, то для социальных прав характерно наличие притязаний на обеспечение и осуществление интересов индивида с помощью государственных действий. На государство возлагаются дополнительные требования по осуществлению государственной социальной политики на основе тех ресурсов, которые может выделить государство на эти цели. Поэтому основные гражданские и политические права человека, такие, как право на жизнь, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести, религии и другие в принципе не имеют существенных различий, чего нельзя сказать об уровне обеспечения социально-экономических прав, который во многом обусловлен уровнем промышленного и социально-экономического развития того или иного государства. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах отмечается, что, «согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой и свободой от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами1». Все права и свободы человека как социального существа неразрывно связаны между собой. Человек не может быть политически свободным, если он зависим экономически, и наоборот. Поэтому нет смысла отдавать предпочтение тем или другим правам.
Социально-экономические права не менее значимы, чем гражданские и политические, поскольку права и свободы человека не разделимы и взаимосвязаны. Ни одно право и ни одна свобода не могут противопоставляться другим или трактоваться в ущерб им. Все они образуют единую систему правового статуса личности. А это, в свою очередь, налагает на государство обязанность предпринять все необходимые меры, включая законодательные и административные, для осуществления прав и свобод человека и гражданина. Для реализации социально-экономических и культурных прав необходимы более значительные позитивные действия со стороны государства.
 
В XX вв. под влиянием рабочего движения, социалистических (левых и правых) партий, а также деятельности социалистических государств (в том числе СССР) был поставлен вопрос об углублении понимания экономических прав, о социальных и культурных правах человека и гражданина. Они были включены во Всеобщую декларацию прав человека и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. Статья 11 Международного пакта провозгласила, что должно быть обеспечено право каждого человека на достаточный уровень для себя и своей семьи, что включает достаточное питание, одежду и жилье. Данный тезис нашел свое отражение в Конституции РФ в виде отдельно взятых прав личности.
Как основу рыночных отношений, Конституция РФ закрепляет право на ведение предпринимательской деятельности, для которой человек использует свои способности и свое имущество (ч.1 ст. 34 Конституции РФ). С целью обеспечения правомерных, цивилизованных условий становления и развития рыночных отношений Конституция РФ устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст. 34 Конституции РФ). Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность, начинать и вести предпринимательскую деятельность. При этом субъект экономического права может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.
Важнейшим институтом социально-экономических отношений является право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Собственность – это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной собственности регулируется многими отраслями российского права.
В условиях 
рыночной экономики претерпело изменения 
право человека на труд. Трудовые права 
и свободы защищают человека от произвола 
работодателей, дают ему возможность отстаивать 
свое достоинство и интересы. «Труд свободен. Каждый имеет 
право свободно распоряжаться своими 
способностями к труду, выбирать род деятельности 
и профессию»2 
Данная 
Конституционная трактовка содержания 
прав в сфере труда полностью соответствует 
положениям об этом в Международном пакте 
об экономических, социальных и культурных 
правах.
Конституционно закреплены нормы, согласно которым человек должен работать в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Если такие требования нарушены в результате действий работодателя и работнику на производстве причинен вред, то работодатель несет материальную, а в некоторых случаях уголовную ответственность.
Согласно п. 3 ст. 37 признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Разрешение таких споров предусмотрено Федеральным законом о порядке разрешения коллективных трудовых споров от 23 ноября 1995 г. Любая система разрешения споров предусматривает возможность недовольной стороны обратиться в суд.
С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых, именно поэтому оно закрепляется также в ч.5 ст. 37. Любой человек должен рационально использовать время своего отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
С признанием права на труд государство обязано создавать условия, которые способствовали бы экономическому развитию общества, наиболее полной занятости населения. Для этого оно гарантирует бесплатность среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях, что является необходимой предпосылкой для подготовки к трудовой деятельности. Вместо закрепляемого ранее принципа бесплатности всех видов образования предусматривается общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного стандарта. Сохраняется право на получение высшего образования в государственных учебных заведениях на конкурсной основе. Что касается негосударственных вузов, то гражданин вправе поступить в частное, т.е. платное высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона. Государство гарантирует бесплатное и общедоступное получение дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч.2ст.43). Родители должны способствовать получению детьми основного общего образования.
Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Права родителей заключаются в заботе о детях и их воспитании. Трудоспособные дети, достигшие восемнадцатилетнего возраста, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Государство защищает семейные права граждан, и прежде всего – определенные права матери и ребенка. Оно развивает охрану здоровья матери и ребенка, предусматривает социальное обеспечение и охрану труда рабочих матерей. Существуют также отпуска и пособия, связанные с беременностью и родами, перечень которых установлен в трудовом законодательстве.
К числу социально-экономических прав относится право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 Конституции РФ). Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированность получения государственных пенсий и социальных пособий, устанавливаемых законом. Все формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Каждый заранее должен знать, каковы его основания и условия обеспечения.