Понятие государственного режима

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:10, реферат

Краткое описание

Государственный режим – это обобщённая характеристика форм и методом осуществления государственной власти в той или иной стране. Однако нужно учитывать, что государственная власть для решения своих задач использует одновременно разные формы и методы. По этому, оценивая той или иной государственный режим, давая ему соответствующую оценку важно установить, какие методы осуществления государственной власти являются главными, ведущими, составляют существо, доминанту государственного режима Характер государственного режима в стране, применение тех или иных форм и методов осуществления государственного режима определяется многими факторами.

Оглавление

1. Введение.
Понятия государственного режима.

2. Основная часть.
Виды политических режимов.
а) Концепция возникновения демократического режима.
б) Признаки.
в) Возникновение авторитарного режима.
г) Его основные признаки.
д) Возникновение тоталитаризма.
е) Признаки тоталитарного режима.

3. Заключение.

Файлы: 1 файл

тгп рефереатполитический режис.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

- вооружённые силы  часто играют политическую роль.

Некоторые признаки претерпевают модификации в специфических условиях тех или иных государств, в результате чего возникают разновидности авторитарных режимов. С другой стороны, наличие одного – двух признаков тем более слабо выраженных, необязательно делает режим авторитарным; существуют смешанные формы полуавторитарных, полудемократических режимов. Принимая во внимание гибкость, изменчивость политически правящих групп, в каждом случае необходим конкретный анализ, учёт места и времени.

В основе тоталитарного режима лежат разные концепции. Его идеологи используют расистские «теории», идеи массового государства, харизматического лидера и толпы, марксистские положения о диктатуре пролетариата, необходимый для того, чтобы привести общество к «светлому будущему», концепции о «двойной роли» армии как организации для обороны страны и политической организации, способной реформировать «загнившее» общество.

Тоталитарный режим  также возможен в условиях различного общественного строя. Он существовал  в высокоразвитой капиталистической  Германии и социалистических государствах, таких как Румыния и Албания, в странах, где узкий слой господствовавшей «революционной демократии» провозглашал ориентацию на социализм, и государствах капиталистической ориентации, где «номенклатура» пробуржуазной автократии насильственными методами пыталась ускоренно насадить порядки примитивного капитализма.

С точки зрения характера институтов конституционного права тоталитарный режим характеризуется следующими чертами:

- политические права  и свободы граждан, возможность  их самостоятельного и активного  участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима. У граждан нет выбора, и они ориентированы на существование единой системы, для которой нет вариантов: не только выступления против неё, но и простая критика рассматриваются законом как уголовное преступление;

- переход политического  руководства от одной партии  к другой не может быть осуществлён  путём выборов: обычно существует  одна легальная партия, а если  допускается существование других, то они, как и массовые общественные  организации, находятся под контролем партии; её руководящая роль в обществе и государстве была закреплена не только в странах социализма, но и в некоторых государствах капиталистической ориентации с тоталитарными режимами. Выборы могут проводиться более или менее регулярно, не проводиться длительное время. В условиях военных режимов в Нигерии, Эфиопии, других странах они не проводились десятилетиями, а там, где проводились, не имели реального значения: на пост президента, а также в парламент баллотируется обычно один кандидат от единственной разрешённой партии. Иногда от партии выдвигаются два, три кандидата в парламент от округа, но это выбор не различной политики, а лишь личных качеств кандидата. Результаты выборов зачастую совершенно не отражают реального положения дел, не отражают они и частичных позиций населения: вскоре после столь «единодушного» голосования происходили военные перевороты, и народ оставался пассивным, не выходя на защиту «одобренного» поголовным голосованием режима;

- политический плюрализм  принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признаётся; принцип демократического централизма, включённый в конституции некоторых стран тоталитарного социализма и стран социалистической ориентации, требовал безусловного подчинения меньшинства большинству. Под руководство правящей партии, фюрера, военного совета поставлены все соответствующие общественные организации, создаётся единый тотальный механизм политического властвования. Иногда провозглашается создание целостного, слитного организма «партии-государства», членами единственной партии объявляются все граждане, а органы государства становятся органами партии. В абсолютных монархиях Персидского залива, некоторых странах запрещены все партии, как нарушающие единство уммы (в отдельных мусульманских странах);

- разделение властей  отвергается, в конституциях в  том или ином варианте фигурирует принцип единства власти. Представительные органы либо распущены, а акты, имеющие силу закона, издаются военными властями, либо по букве конституции только они принимают законы и, собираясь дважды в год на два, три дня, штампуют акты, подготовленные центральными комитетами компартий. Местное самоуправление также лишено всякого реального значения: на местах правят назначенные главы государства и правительства, а если их нет, то реальные полномочия сосредоточены в руках партийных органов;

- единая обязательная  политическая идеология. Она обеспечивается  государственным принуждением в  явственных или скрытых формах.

Тоталитарный режим  имеет свои разновидности. Беспартийный военный режим, где безраздельная власть принадлежит лидеру, возглавляющему военный или революционный совет, существенно отличается от фашистского или коммунистического режима, где в механизме власти огромную роль играет партия. С другой стороны фашистский режим принципиально отличается от коммунистического по идеологическим установкам, формам организации власти, методам принуждения. Тоталитарный социализм мог иметь некоторые позитивные черты, его нельзя отождествлять с фашизмом.

Рассмотренная выше классификация государственных режимов опирается на классификацию политических режимов, принятую в политологии. Вместе с тем в литературе по конституционному праву предложена специальная классификация государственных режимов. Различают следующие режимы: абсолютистский, министериальный, дуалистический, президентский, партократический, парламентарный. Эти предложения находятся в стадии обсуждения.

Итак, политический режим  – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Приведённое определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена.

  1. Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если эти методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический.
  2. В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в странах верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно меняется.

Список использованной литературы.

Учебная и специальная  литература.

1. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов «Теория государства и права». М., 1998г.

2. Чиркин         «Конституционное право зарубежных стран», изд. «Юрист». М., 1997г.

3. Радугин «Политология» курс лекций, изд. «Центр». М., 1997г.

4. История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика 5. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 352 с.

6. Лазарев Б.М., Что такое правовое государство? – М.; Знание, 1990, – 64с.

7. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М.; Издательство НОРМА, 2002 – 552с.

8. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв. ред. проф. М.Н. Марченко – том I. Теория государства – М.; Издательство Зерцало, 2000 – 416с.

9. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина – 2-еизд., испр. и доп. – М.; Издательство МГТУ им. Баумана, 1998 – 384с.

10. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. академика О.Е. Кутарина – 5-е изд., перераб. и доп. – М.; Юристъ, 1997 – 344с.

11. Теория государства и права: Методическое пособие – М.: ФОРУМ:  ИНФРА – М, 2002 – 320с.

 




Информация о работе Понятие государственного режима