Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:10, реферат
Государственный режим – это обобщённая характеристика форм и методом осуществления государственной власти в той или иной стране. Однако нужно учитывать, что государственная власть для решения своих задач использует одновременно разные формы и методы. По этому, оценивая той или иной государственный режим, давая ему соответствующую оценку важно установить, какие методы осуществления государственной власти являются главными, ведущими, составляют существо, доминанту государственного режима Характер государственного режима в стране, применение тех или иных форм и методов осуществления государственного режима определяется многими факторами.
1. Введение.
Понятия государственного режима.
2. Основная часть.
Виды политических режимов.
а) Концепция возникновения демократического режима.
б) Признаки.
в) Возникновение авторитарного режима.
г) Его основные признаки.
д) Возникновение тоталитаризма.
е) Признаки тоталитарного режима.
3. Заключение.
- вооружённые силы
часто играют политическую
Некоторые признаки претерпевают модификации в специфических условиях тех или иных государств, в результате чего возникают разновидности авторитарных режимов. С другой стороны, наличие одного – двух признаков тем более слабо выраженных, необязательно делает режим авторитарным; существуют смешанные формы полуавторитарных, полудемократических режимов. Принимая во внимание гибкость, изменчивость политически правящих групп, в каждом случае необходим конкретный анализ, учёт места и времени.
В основе тоталитарного режима лежат разные концепции. Его идеологи используют расистские «теории», идеи массового государства, харизматического лидера и толпы, марксистские положения о диктатуре пролетариата, необходимый для того, чтобы привести общество к «светлому будущему», концепции о «двойной роли» армии как организации для обороны страны и политической организации, способной реформировать «загнившее» общество.
Тоталитарный режим также возможен в условиях различного общественного строя. Он существовал в высокоразвитой капиталистической Германии и социалистических государствах, таких как Румыния и Албания, в странах, где узкий слой господствовавшей «революционной демократии» провозглашал ориентацию на социализм, и государствах капиталистической ориентации, где «номенклатура» пробуржуазной автократии насильственными методами пыталась ускоренно насадить порядки примитивного капитализма.
С точки зрения характера институтов конституционного права тоталитарный режим характеризуется следующими чертами:
- политические права
и свободы граждан,
- переход политического
руководства от одной партии
к другой не может быть
- политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признаётся; принцип демократического централизма, включённый в конституции некоторых стран тоталитарного социализма и стран социалистической ориентации, требовал безусловного подчинения меньшинства большинству. Под руководство правящей партии, фюрера, военного совета поставлены все соответствующие общественные организации, создаётся единый тотальный механизм политического властвования. Иногда провозглашается создание целостного, слитного организма «партии-государства», членами единственной партии объявляются все граждане, а органы государства становятся органами партии. В абсолютных монархиях Персидского залива, некоторых странах запрещены все партии, как нарушающие единство уммы (в отдельных мусульманских странах);
- разделение властей
отвергается, в конституциях в
том или ином варианте фигуриру
- единая обязательная
политическая идеология. Она
Тоталитарный режим имеет свои разновидности. Беспартийный военный режим, где безраздельная власть принадлежит лидеру, возглавляющему военный или революционный совет, существенно отличается от фашистского или коммунистического режима, где в механизме власти огромную роль играет партия. С другой стороны фашистский режим принципиально отличается от коммунистического по идеологическим установкам, формам организации власти, методам принуждения. Тоталитарный социализм мог иметь некоторые позитивные черты, его нельзя отождествлять с фашизмом.
Рассмотренная выше классификация государственных режимов опирается на классификацию политических режимов, принятую в политологии. Вместе с тем в литературе по конституционному праву предложена специальная классификация государственных режимов. Различают следующие режимы: абсолютистский, министериальный, дуалистический, президентский, партократический, парламентарный. Эти предложения находятся в стадии обсуждения.
Итак, политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Приведённое определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена.
Список использованной литературы.
Учебная и специальная литература.
1. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов «Теория государства и права». М., 1998г.
2. Чиркин «Конституционное право зарубежных стран», изд. «Юрист». М., 1997г.
3. Радугин «Политология» курс лекций, изд. «Центр». М., 1997г.
4. История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика 5. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 352 с.
6. Лазарев Б.М., Что такое правовое государство? – М.; Знание, 1990, – 64с.
7. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М.; Издательство НОРМА, 2002 – 552с.
8. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв. ред. проф. М.Н. Марченко – том I. Теория государства – М.; Издательство Зерцало, 2000 – 416с.
9. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина – 2-еизд., испр. и доп. – М.; Издательство МГТУ им. Баумана, 1998 – 384с.
10. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. академика О.Е. Кутарина – 5-е изд., перераб. и доп. – М.; Юристъ, 1997 – 344с.
11. Теория государства и права: Методическое пособие – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2002 – 320с.