Обязательства России в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:39, реферат

Краткое описание

В итоге переговоров по доступу на рынок сельскохозяйственной продукции было достигнута договоренность о том, что по завершении переходного периода средняя ставка импортной пошлины будет составлять 10,8% по сравнению с ныне действующей 13,2%24. Отдельно необходимо отметить тот факт, что Россия оговорила возможность применения тарифных квот в торговле сельскохозяйственной продукцией. Они будут затрагивать торговлю свининой, говядиной, мясом птицы и некоторыми видами кисломолочной продукцией.

Файлы: 1 файл

мир.экономика.docx

— 18.13 Кб (Скачать)

2. Обязательства России в сфере  торговли сельскохозяйственной  продукцией 

Общие условия доступа  на рынок сельскохозяйственной продукции

В итоге  переговоров по доступу на рынок  сельскохозяйственной продукции было достигнута договоренность о том, что  по завершении переходного периода  средняя ставка импортной пошлины  будет составлять 10,8% по сравнению  с ныне действующей 13,2%24. Отдельно необходимо отметить тот факт, что Россия оговорила возможность применения тарифных квот в торговле сельскохозяйственной продукцией. Они будут затрагивать торговлю свининой, говядиной, мясом птицы и некоторыми видами кисломолочной продукцией.

Наиболее  чувствительными товарами, отечественное  производство которых может больше всего пострадать от либерализации  торговых правил при вступлении в  ВТО, являются мясо и мясопродукты, молочные продукты с длительным сроком хранения (сыры, сухое молоко, и пр.) рис, сахар, сезонные овощи. До присоединения  к ВТО они были лучше всего  защищены тарифно-таможенным регулированием. Так, например, довольно высокий уровень  защиты производителей мяса позволил преодолеть спад внутреннего производства, наблюдавшийся с момента развала  Советского Союза и пиком которого были кризисные 1998 − 1999 гг.

К настоящему времени производство мяса и мясопродуктов в России превысило уровень начала 90-х  годов и составило 7,5 миллионов  тонн в 2011году. При этом импорт в  этом же году составил 2,7 миллиона тонн25.

Продовольственный рынок России в значительной степени  будет открыт для недорогих сыров, конкурирующих c отечественными аналогами (ценовая планка, после которой пошлина не взимается, на них снижена почти вдвое), на сухое молоко пошлины будут снижены с 25 до 15 %.

Есть вопросы, остающиеся на сегодня открытыми  для представителей молочной отрасли. Они касаются контроля качества и  технических регламентов. В России действуют более жесткие, по сравнению  со многими зарубежными странами, требования по микробиологии, по наличию  антибиотиков и ряду аналогичных  позиций. Члены ВТО в ряде случаев  могут посчитать их избыточными  и пытаться оспорить.

Вызывает большое беспокойство ситуация с будущим рисоводства. Пошлина, защищающая отрасль, должна быть снижена почти в три раза (со 120 евро за тонну до 45 евро). В результате российский рынок может оказаться  наводненным дешевым и относительно низкокачественным рисом. Это способно вызвать значительные отрицательные  последствия и необходимость  решения социальных проблем жителей  целых краев и областей, которые  живут и работают на землях, приспособленных  исключительно для производства этой культуры. Таблица 2 демонстрирует  резкий рост импорта на сельскохозяйственную продкцию

Меры внутренней поддержки в  сельском хозяйстве: вызовы и перспективы 

Для России данный вопрос был одним из важнейших. Окончательный результат переговорного  процесса, характеризующий величину максимально допустимого уровня государственной поддержки сельского  хозяйства26, выглядит следующим образом: $9 млрд. в 2012-2013 гг. с последующим  снижением до $4,4млрд в 2018 году. Эти средства могут быть направлены, например, на компенсацию государством части затрат производителей сельскохозяйственной продукции на горюче-смазочные материалы, поддержание высоких закупочных цен а также низких ставок «аграрных» кредитов и т.д.

Фактически  получается, что обязательства России по связыванию объема АМС на уровне $4,4 млрд. соответствуют уровню базового периода 2006-2008 годов. При этом, непосредственно после присоединения государство имеет возможность увеличивать уровень поддержки. Такой, в известной мере нестандартный подход, был увязан членами ВТО с тем, что Россия предоставляет гарантии сохранения в течение переходного периода сложившегося соотношения различных видов поддержки. В частности, доля продуктово-специфической поддержки (т.е. с привязкой к определенному товару) в отношении к продуктово-неспецифической поддержки не будет превышать 30%27. При этом, как утверждают специалисты, концентрация поддержки у нас никогда не превышала 15–16%. Данный уровень в целом соответствует среднему показателю такого соотношения, заложенному и в проекте госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»28.

Следует отметить, что для определения максимального  уровня поддержки в $9 млрд. за основу расчетов российской стороной были взяты  показатели 1993-1995 гг. Именно на этот период пришлось значительное списание долгов производителей сельскохозяйственной продукции, предпринятое в канун выборов 1996 года, которое было зачтено в суммарную величину поддержки. Дмитрий Рылько, директор Института конъюнктуры аграрного рынка, замечает, что единственный риск, возникающий при достигнутых по объемам поддержки соглашениях, обусловлен лишь возможными бюджетными ограничениями29. Иными словами, вопрос в том, сможет ли государство в ближайшие годы поднять до оговоренного уровня поддержки финансирование мероприятий «янтарной» корзины.

Вступление в ВТО будет способствовать изменению структуры господдержки российского сельского хозяйства. Значительные возможности открывает  «зеленый ящик» мер поддержки, поскольку  в ВТО их величина не оговаривается. Инструменты такой поддержки  можно активно и очень гибко  использовать: применять субсидии на обработку земли, покупку семян, строительство новых объектов, установку  энергоэффективного оборудования, развивать логистику а так же производственную и социальную инфраструктуру на селе. Такие меры являются стимулом для повышения эффективности производства в сельском хозяйстве, дают возможность работать на долгосрочную перспективу, в то время как прямые дотации просто поддерживают хозяйства на плаву и применяются как экстренные меры. Преобразование структуры господдержки российского сельского хозяйства позволит отказаться от губительной практики субсидирования процентов по кредитам, предотвратит возможность брать кредиты под фиктивные бизнес-планы, даст импульс для развития производства30.

Перспективы экспорта сельскохозяйственной продукции России

Некоторые эксперты прогнозируют по результатам присоединения к  ВТО более тесное сотрудничество России с так называемой Кернской группой, объединяющей крупнейших экспортеров продовольствия (Австралию, Канаду, Аргентину, Бразилию, Новую Зеландию и др.). Россия имеет все основания, чтобы на этом направлении активно позиционировать себя.

Последствия либерализации в сельском хозяйстве для национальных производителей мясопродуктов 

Важным достижением России в  ходе переговоров является сохранение в прежнем объеме квот на мясо птицы  и говядину. Контролировать импорт птицы и говядины Россия будет  бессрочно, импорт свинины – до 2020 года. В соответствии с договоренностями по вступлению в ВТО устанавливается  следующий размер пошлин: для говядины – 15% внутри квоты и 55% сверх квоты. После отмены квоты будет плоский  тариф − 27,5%. Для мяса птицы – 25% внутри квоты и 80% сверх квоты. После отмены квоты будет единая ставка таможенного тарифа − 37,5%. Пошлины  на свинину внутри квоты будут  сокращаться с 15% до 0 в течение  переходного периода. Вне квоты пошлины будут снижаться с 75% до 65%. С 2020 года, после отмены квоты, будет применяться единая таможенная пошлина в размере 25%. На ввоз мясопродуктов (свиного шпика, субпродуктов и пр.) пошлина снижается с 25% до 15%. Особо стоит отметить, что произойдет резкое снижение уровня пошлин на живых свиней, ввозимых в Россию, с момента присоединения к ВТО: с 40% до 5% (в 8 раз).

Последствия вступления в ВТО для производителей мяса и мясопродуктов весьма неоднозначны. Весьма благоприятная ситуация складывается на рынке птицы, поскольку он имеет  хорошую защиту и доля импорта  может составить не более 10%. В  создавшихся условиях окажется под  угрозой, по мнению большинства экспертов, дальнейшее развитие наиболее быстрорастущей сейчас отрасли – свиноводства. Участники рынка прогнозируют, что  со снижением пошлины на ввоз живых  свиней в Россию немедленно поставят на убой рекордное количество животных - более 1 млн. голов. В результате объем  свинины вкупе с поставляемыми  субпродуктами может составить 1 млн. тонн32.

Складывается  ситуация, при которой в целом  объемы импорта мясных продуктов  сохраняются в прежнем объеме (в 2010-11 годах), но по значительно более  низким ценам. Возврат размера таможенной пошлины на свиные субпродукты с 25 % к 15 %, о котором упоминалось  выше, еще одно неблагоприятное для  отрасли условие. В настоящее  время по этим товарным позициям в  страну ввозится около 500 тыс. т, и этот объем уже сопоставим с объемом  ввоза квотной свинины. Увеличение объема производства собственной свинины  означает также и увеличение объема производства собственного шпика, что  приведет к затовариванию рынка  и может обернуться убытками для  отрасли33.

Серьезными  негативными последствиями может  обернуться доступ на российский рынок  так называемой «высококачественной» (мраморной) говядины34. Раньше она ввозилась сверх квот, но при этом облагалась 15%-ной внутриквотной пошлиной. Теперь «высококачественная» говядина не подпадает под режим тарифных квот и ввозится по ставке ввозной пошлины в 15%. Несколько лет назад минимальную цену на такую говядину подняли с 3 до 8 евро/кг, что стало большой победой отраслевого бизнеса. Теперь же не разрешено применять эту меру для говядины из США, Канады и Аргентины. Можно прогнозировать, что это решение распространится и на другие страны. Недобросовестные экспортеры будут иметь возможность ввозить в Россию под видом «высококачественной» говядины сверх квоты обычные говяжьи отруба и даже тримминг35 по демпинговым ценам.

Подводя итоги, можно сказать определенно, что если сравнивать масштабы государственной  поддержки производства мяса в России и за рубежом, то условия присоединения  к ВТО сопряжены с серьезными угрозами для российских производителей этой продукции. Так же очевидно, что  сложнее всего адаптироваться к  новым условиям будет мелким и  средним предприятиям. Крупные агрохолдинги, модернизированные предприятия имеют в этом отношении больше возможностей.


Информация о работе Обязательства России в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией