Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:42, курсовая работа
Нотариальные действия в России могут совершаться не только нотариусами. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. В Гражданском кодексе Российской Федерации3 (ст. 185, разд. V "Наследственное право") право совершения отдельных нотариальных действий предоставлено должностным лицам органов местного самоуправления и другим лицам. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этих действий.
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. Формы контроля за деятельностью нотариусов 5
2. Процедуры осуществления отдельных видов контроля 7
2.1 Процедура профессионального контроля 7
2.2 Процедура налогового контроля 10
2.3 Контроль органов уголовной юстиции 13
3. Судебный контроль за деятельностью нотариусов 15
3.1 Виды судебного контроля за деятельностью нотариусов 15
3.2 Прямой судебный контроль 16
3.3 Косвенный судебный контроль 22
3.4 Подведомственность налоговых споров с участием нотариусов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованной литературы 34
Содержание.
ВВЕДЕНИЕ.
Современный облик российского нотариата
стал складываться с конца 80-х - начала
90-х годов двадцатого столетия, когда Россия
вначале в составе СССР, а затем и как самостоятельное
государство встала на путь политических
и экономических преобразований. Изменение
отношений собственности, приватизация,
реформа системы гражданского законодательства
изменили гражданский оборот, потребовали
более эффективных форм защиты прав и
интересов его участников. Все это востребовало
к жизни многие традиционные правовые
институты, в том числе и нотариат. Поскольку
прежняя система государственного нотариата
не отвечала потребностям нового гражданского
оборота, потребовалась реформа системы
нотариата. Важнейшим моментом здесь стало
принятие Основ законодательства Российской
Федерации о нотариате1.
Ст. 2 Конституции Российской Федерации2
закрепила приоритет прав человека как
высшей ценности. Это также стало причиной
реформы нотариата, являющегося одним
из правовых средств, с помощью которых
государство обеспечивает защиту прав
и свобод граждан, носящих как личный,
так и имущественный характер.
Закон предъявляет много требований к
лицам, претендующим или уже исполняющим
обязанности нотариуса. Все это вполне
оправданно, поскольку цена ошибки нотариуса
может быть достаточно высокой и серьезно
отразиться на судьбе как одного человека,
так и больших организаций. Одно из главных
требований к нотариусу - высокопрофессиональное
знание современного российского законодательства,
судебной практики его толкования и применения,
а также - в определенной степени - норм
иностранного и международного частного
права.
Российский нотариат как составная часть
Международного союза латинского нотариата
стремится в своей работе обеспечить высокий
уровень правовых гарантий для всех граждан
и организаций, обращающихся к нотариусам.
Нотариусы в своей деятельности применяют
нормативные акты двоякого характера.
Во-первых, это различное материальное
законодательство - гражданское, семейное,
земельное, жилищное и другое, определяющее
существо совершаемых нотариальных действий.
Во-вторых, нормы процедурного характера,
отражающие правила нотариального производства,
порядок и ритуальную сторону нотариальной
деятельности.
Согласно ст. 1 Основ законодательства
РФ о нотариате нотариат в России призван
обеспечивать в соответствии с Конституцией
России, конституциями республик в составе
России, данными Основами защиту прав
и законных интересов граждан и юридических
лиц путем совершения нотариусами предусмотренных
законодательными актами нотариальных
действий от имени Российской Федерации.
При этом нотариальные действия в Российской
Федерации совершают в соответствии с
Основами нотариусы, работающие в государственной
нотариальной конторе или занимающиеся
частной практикой.
Нотариальные действия в России могут
совершаться не только нотариусами. В
случае отсутствия в населенном пункте
нотариуса нотариальные действия совершают
должностные лица органов исполнительной
власти, уполномоченные на совершение
этих действий. В Гражданском кодексе
Российской Федерации3 (ст. 185, разд.
V "Наследственное право") право совершения
отдельных нотариальных действий предоставлено
должностным лицам органов местного самоуправления
и другим лицам. Нотариальные действия
от имени Российской Федерации на территории
других государств совершают должностные
лица консульских учреждений РФ, уполномоченные
на совершение этих действий.
Вопросам контроля за деятельностью нотариусов посвящена гл. VII Основ законодательства РФ о нотариате, а также ряд других положений законодательства о нотариате. Цели контроля в сфере нотариальной деятельности носят двоякий характер и должны учитывать специфику нотариальной деятельности и нотариальных актов.
Во-первых, необходимость
осуществления контроля за профессиональной
деятельностью является необходимым
элементом любой публично-
Во-вторых, специфика контроля в нотариальной сфере определяется особенностью нотариальных актов. Большинство из них не имеет ограничений времени действия, например, нотариально удостоверенные договоры и свидетельства о праве на наследство действуют до тех пор, пока не будет заключена новая сделка либо наследник не пожелает совершить сделку с имуществом, полученным им по наследству. Ограничение по времени действия имеют, например, доверенности, но и в этом случае срок их действия может составлять до 3 лет с момента удостоверения. Поэтому ошибки в нотариально удостоверенных документах могут отозваться и проявиться спустя многие и многие годы. При этом многие ошибки, например в тексте нотариально удостоверенного завещания, практически неустранимы, если завещатель уже умер и речь идет о подтверждении прав наследников.
В законодательстве о
нотариате предусмотрены
Кроме того, контроль за
деятельностью нотариусов может
носить как предварительный, так
и последующий характер. Профессиональный
контроль носит как последующий,
так и предварительный
Каждый из видов контроля
имеет свою специфику, определяемую
характером деятельности органа, осуществляющего
контроль, стоящими перед ними задачами
и осуществляемыми
<*> Вряд ли правильно разделять
контроль только на
Контроль, осуществляемый иными органами, носит большей частью эпизодический характер (за исключением налогового контроля) и связан с возникновением конкретного гражданского или уголовного дела, в котором ставится под сомнение правомерность действий нотариуса.
В соответствии со ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты. Данное полномочие нотариальных палат является одной из форм реализации присущих им полномочий управленческого характера, делегированных им от имени государства как организациям публично-правового характера. В соответствии со ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате проверка организации работы нотариуса проводится 1 раз в 4 года, а впервые приступившего к нотариальной деятельности - по истечении 1 года после наделения полномочий нотариуса.
Профессиональный контроль имеет целью обеспечить проверку исполнения профессиональных обязанностей нотариусами. В практике возникал вопрос об объеме проведения такой проверки - что понимается под профессиональными обязанностями, поскольку их круг достаточно широк. Одни нотариусы понимают проверку как контроль сугубо за соблюдением правил нотариального делопроизводства. Более правильным является, на наш взгляд, следующий подход, основанный на анализе целой совокупности норм Основ законодательства РФ о нотариате, в частности ст. 28 и 34.
Согласно ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате речь идет о проверке исполнения профессиональных обязанностей, при этом нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Кроме того, в соответствии со ст. 28 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях - личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам соблюдения требований профессиональной этики. При этом должностные лица нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий.
Из указанных положений Основ законодательства РФ о нотариате, на наш взгляд, следует, что проверка по своему содержанию включает контроль исполнения всех полномочий нотариуса, охватываемых его профессиональными обязанностями, о которых речь шла ранее.
По-разному на практике трактуется вопрос о том, кто вправе проверять нотариуса. Один подход, основанный на сугубо профессиональном характере нотариальных палат, исходит из того, что проверять нотариуса вправе только другие нотариусы в связи с необходимостью соблюдения нотариальной тайны. Другой подход заключается в том, что в проверках могут участвовать и должностные лица нотариальных палат, поскольку не случайно указание в ст. 28 Основ законодательства РФ о нотариате о необходимости для указанных лиц хранить нотариальную тайну.
Можно предложить следующий механизм проведения проверок, соответствующий ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате и учитывающий реальные возможности нотариальных палат по проведению проверок профессиональной деятельности. Дело в том, что нотариальные палаты различны по количеству как членов (от 5 - 10 нотариусов до 600 с лишним), так и зон их действия. Понятно, что организация проверок профессиональной деятельности проще в крупной нотариальной палате с большим числом членов и находящихся на относительно компактной территории и более сложна в небольшой нотариальной палате в условиях, когда между нотариальными конторами существуют большие расстояния (например, можно сопоставить возможности нотариальных палат Москвы и Ханты-Мансийского автономного округа).
Поэтому целесообразнее проводить проверки выборочного характера, преимущественно за 1995 - 1996 гг., т.е. после начала действия новых ГК и СК. Проведение проверок следует поручать нотариусам со стажем работы более 5 лет, а также специальным сотрудникам нотариальных палат, профессионально занимающихся проверками. Проверка может охватывать не более одного месяца в каждом году, поскольку если правила нотариального производства соблюдались, например, в июле 1995 г., то логично предположить, что в остальные месяцы этого же года наблюдалась такая же картина.
Проверка может включать заполнение специальной анкеты самим проверяемым, где он бы заполнил сам основные фактические данные о своей работе, о наличии удовлетворенных судом либо признанных им самим жалоб, исков, о фактических возможностях по сохранению архива, обеспечению нотариальной тайны и иных главных составляющих его работы.
Проверка заключается
в установлении наличия всех необходимых
документов в архиве в соответствии
с правилами нотариального
Результатом проверки должен
быть акт, подписываемый проверяемым
и нотариусом, осуществляющим проверку,
с приложением протокола
Налоговый контроль проводится по правилам и процедурам, установленным НК. В соответствии со ст. 87 НК налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Если при проведении
камеральных и выездных налоговых
проверок у налоговых органов
возникает необходимость
Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований указанной статьи.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.