Конституция РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Конституция РФ сыграла и продолжает играть конструктивную стабилизирующую роль в развитие общества и государства. Вместе с тем признается, что "демократический потенциал Конституции реализуется дозировано, непоследовательно, с отступлениями от ее требований. Конституционной практике по многим позициям пока не удается выйти на уровень нормативных установлений Основного Закона". Цель этой работы, изучить общие понятия Конституции, структуру, основные черты и особенности Конституции Российской Федерации, в результате чего, должны быть выработаны необходимые условия для эффективной реализации конституционно-правовой базы, во имя интересов гражданина, народа и страны.

Оглавление

Введение
ГлаваI Понятие и социальная сущность Конституции РФ
1.1Особенности подготовки и принятие Конституции РФ 1993 года
1.2 Референдум 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции РФ
Глава II Основные черты и юридические свойства Конституции РФ
2.1Общая характеристика Конституции РФ
2.2.Особенности КРФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 54.42 Кб (Скачать)

ГлаваII Основные черты и юридические свойства Конституции РФ

 Каждая конституция  как самостоятельное явление  социальной  и  правовой действительности характеризуется совокупностью основных черт  и  юридических свойств. Это  такие  сущностные  проявления  конституции,  которые  выражают индивидуальность, качественное своеобразие  высшего  закона  государства.  В них раскрывается правовая природа конституции. Основные черты и юридические свойства конституции  отражают  её  особое место в системе права, специфику  механизма  конституционного  регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик можно отнести:

    . Верховенство

    . Итоговый характер  предписаний

    . Преемственность

    . Реальность

    . Легитимность

    . Стабильность

    . Фундамент системы  права.

Одним из юридических свойств  конституции  является  её  верховенство  в правовой  системе.  Верховенство  конституции  служит  проявлением доктрины господства  права  и  означает   её   приоритетное   положение   в   системе законодательства.  Верховенство  Конституции   обеспечивается:   1)   особым порядком её принятия и изменения; 2) приданием конституционным  предписаниям высшей  юридической  силы;   3)   созданием  специального   органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).   Верховенство  российской  Конституции означает   также,   что   с   ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями  должна  сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур,  граждан  во  всех сферах жизни. Конституция выступает как бы  доминантой  всего  общественного развития. За соблюдение конституционных предписаний  и  обеспечение  соответствия Конституции РФ федеральных конституционных  законов,  законодательных  актов субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и  Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции). Конституции присущ итоговый характер предписаний. Как итоговый документ конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных  отношений, сложившихся к  моменту  её  принятия.  Каждая  новая  конституция  выступает юридическим отражением хода исторического развития общества  и  государства. Содержание конституции обусловлено социально-экономическими  и  общественно- политическими  процессами,  она   является   правовой   формой   закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний  народа,  революционного  или эволюционного развития общества. Но к сожалению, если  объективно  оценивать содержание нашей  Конституции,  то  мы  увидим,  что  итоговый  характер  ее предписаний, не соответствовал уровню  развития  общественных  отношений  на момент ее принятия. Будущее коренится в прошлом и настоящем.  Закрепляя итоги пройденного пути, конституция вместе с тем содержит  программные  положения,  определяет тенденции, основные направления и, цели социального прогресса.  Вот почему ей  присущ  прогностический  характер,  такая  черта как   перспективность.

Программные положения включаются как правило в преамбулу, а цели  и  задачи, определяющие  направления  и  развития  в   области   экономики,   политике, социального прогресса, национальных отношений, культуру и других,  получают выражение в главе об основах конституционного  строя.  Конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественные  процессы,  стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектов права. Важной чертой является преемственность. Она обусловлена  непрерывностью исторического развития государственности. Каждая новая  конституция  связана с предшествующими. В обществе складываются определенные  правовые  традиции, которые    получают     конституционное     закрепление.     Конституционная преемственность  требует  сохранять   всё   ценное,   что   создано   опытом предшествующего  развития  государства:   национальную   историко-культурную окраску  государственности;  идею  самоопределения   наций   и   равноправия народов; государственное устройство. Идея преемственности новой  конституции содержится  в  её  преамбуле,  где  выражена воля   народа   к   сохранению исторического   сложившегося   государственного    единства,    незыблемости демократического строя, уважение к памяти предков, передавших нам  любовь  к Отечеству, веру в добро и справедливость, осознание ответственности за  свою Родину перед нынешним и  будущим  поколениями.  Ядро  преемственности  новой конституции  -  российский   народ,   суверенная   государственная   власть, государственное единство России; уважение к  правам  народов  ,  соединенных общей судьбою на земле России; признание Российской  Федерации  полноправным субъектом мирового сообщества. Важной чертой конституции правового государства является её реальность, Главным критерием для оценки реальности конституции служит  её  соответствие действительности. Если конституция и действительность находятся в  единстве, если  обеспечивается  соответствие  конституционных  предписаний  социально- экономическим  условиям  развития  общества, можно говорить  о реальности конституции. Реальность конституции во многом зависит от политической, экономической социальной стабильности, упрочения режима законности и правопорядка. Легитимность конституции проявляется в том, что  она  принимается  либо законно избранным  государственной  власти,  либо  учредительным  собранием, созданным специально для принятия конституции,  либо  непосредственно  самим народом  путем  референдума.   Легитимность  конституции   связана   с   её учредительным характером.  Легитимный  характер  Конституции  РФ  1993  года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился  впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием. Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, т.е. незыблемость конституционных предписаний. Конституция - акт долговременного действия.  Стабильная  конституция  - важнейшее условие  правопорядка  и  законности,  устойчивости  всей  системы права, укрепления  федеративных  связей,  механизма  осуществления  властных государственных функций,  гуманных  отношений  между  личностью,  обществом, государством. Но в нашей практике сложилась совсем  иная  ситуация.  Уровень стабильности конституционных норм во многом  зависит  от  того,  на  сколько оптимально определен их предмет. Нормы  не  должны  регулировать  динамичные отношения,   не   отражающие   устойчивые   тенденции    и    закономерности общественного развития. С этих  позиций  можно  сделать  вывод  о  том,  что Конституция  РФ  1993  года,   будучи   принятой   в   "переходный   период, отличающийся  политической  и  экономической  нестабильностью,  в   условиях навязываемых  сверху  реформ,  резкого   расслоения   общества,   обострения политического  противоборства,   социальных  и   национальных   конфликтов, выражающая волю не большинства российских граждан ... не  сможет  длительное время оставаться неизменной". Конституция  является  фундаментом  системы  права.   Выступая   ядром, фундаментом системы  права,  Конституция  действует  не  изолированно,  а  в рамках  этой  системы.  Конституция  -  органическая   составная   часть   и центральное звено, главный структурообразующий  элемент  системы  права,  её основной юридический источник. Значение конституции  проявляется  и  в  том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права  и одновременно входит в систему каждой отрасли права  и  законодательства  как базовый источник.6

Системное развитие  всех  отраслей  права  на  базе  новой  Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования  демократического  правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Таким образом, можно сделать вывод;  юридическая  природа  конституции проявляется в её чертах и юридических свойствах, которые отражают  специфику её нормативно-правового содержания. Каждая черта  Конституции  характеризует определенный аспект её содержания  как  сложного,  многопланового  правового феномена. Только взятые вместе  эти  черты  и  свойства  дают  исчерпывающее представление о конституции в целом.

2.1 Общая характеристика Конституции РФ

Конституция  Российской  Федерации   -  основной   закон   российского государства, имеет высшую юридическую силу, прямое  действие  и  применяется на всей территории Российской Федерации.  Принята  всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Состоит из преамбулы,  двух  разделов,  9 глав, 137 статей и  9  параграфов  переходных  и заключительных  положений. Закрепляет основы  конституционного  строя  Российской  Федерации,  права  и свободы человека и гражданина, федеративное устройство,  организацию  высших органов государственной власти. Одно из центральных мест в Конституции  Российской  Федерации  занимают основные права и свободы человека  и  гражданина  (статья  2,  глава  2).  В Конституции Российской Федерации перечислены не только "негативные  права  и свободы",  которые  признаются  как  естественные   и   неотъемлемые   права человека,  но  и  "позитивные  права  и  свободы",   к   которым   относятся политические и социальные права, их обеспечение  возложено  на  государство. Также  в  Конституции  обозначены  права  "третьего  поколения":  право   на благоприятную окружающую среду,  на  неприкосновенность  частной  жизни,  на добровольное согласие подвергаться медицинским,  научным  или  иным  опытам, право  на ознакомление  с  материалами   и  документами,   непосредственно затрагивающими права и свободы и т.д. Права и свободы человек реализует в обществе.  Поэтому  далеко  не  все права могут быть абсолютными: неизбежно их ограничение, прежде всего  в  тех случаях, когда реализация свободы одних сводит  на  нет  реализацию  свободы других. Именно в Конституции должны быть  сформированы  пределы  ограничения прав человека и гражданина. В Конституции Российской Федерации (статья 55)  предусматривается,  что основаниями ограничения прав человека  и  гражданина  может  служить  защита прав и законных интересов других лиц (а не интересов других граждан).  Таким образом,  права  и  интересы  государства  (как   правило,   государственных юридических  лиц)  могут  быть  основанием  для  ограничения   прав   других участников гражданско-правовых отношений. Впервые в Конституции в сжатой форме раскрывается полновластие  народа, который "осуществляет свою власть  непосредственно,  а  также  через  органы государственной власти и органы местного самоуправления" (статья 3). Очень важные положения закреплены в статье 4 Основного Закона,  которая призвана предотвратить распад Российской Федерации. В Конституции наше государство провозглашено социальным, чему посвящена достаточно объемная статья 7, которая гласит, что государство берет на  себя обязательство создать необходимые условия для  всестороннего удовлетворения потребностей личности во всех социально значимых сферах. Действующая  Конституция  Российской  Федерации  исходит  из   ведущего положения Президента в  системе  государственных  органов  страны.  Согласно статьи 80 Конституции, он "является главой государства".  Президент  не  входит   в   систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти.  Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования  и  взаимодействия  всех иных органов государственной власти - и федеральных, и субъектов  Российской Федерации (статьи 80, 85). Президент в целом независим от  других  органов государственной власти. Президент держит  в  руках  все  нити  внутренней  и внешней  политики   государства.   У   Президента   есть   право   на   свое законотворчество, то есть на принятие актов, которые  в  отсутствие  законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до  тех  пор, пока  не  появятся  соответствующие  законы  (если  они  вообще   появятся). Правительство  Российской  Федерации  является   Правительством   Президента Российской   Федерации.   Президенту   как   Верховному   главнокомандующему подчиняются все Вооруженные  Силы  страны.  Президент  объявляет  военное  и чрезвычайное положение, начинает и прекращает военные действия. Конституция  не  представляет  собой  всеобъемлющего  акта,   так   как регулирует  в  общих  чертах  лишь  наиболее   важные   сферы   общественных отношений.  В  любой  Конституции  возможны  явные   и   скрытые   пробелы, действительные  и  мнимые  противоречия.   Их   преодоление,   конкретизация осуществляется правовыми способами, которые должны  быть  адекватны  духу  и букве основного закона. Этим   обусловлена   значимость   толкования   Конституции   Российской Федерации,  которое  ею  отнесено  к   компетенции   Конституционного   Суда Российской Федерации. Толкование Конституции и ее  норм  включает  в свое содержание как уяснение так и разъяснение смысла интерпретируемых норм. Все решения Конституционного Суда  являются  источниками  права,  и  им присуща материально-правовая сила  закона.  Прецеденты,  создаваемые  Судом, как и акты, собственно толкования, имеют  нормативно-регулирующее  значение; они также являются высшими по  своей  юридической  силе  правовыми  нормами, распространяющимися   на   неопределенный   круг   случаев    и    субъектов конституционно-правовых отношений. Таким образом, толкование Конституции Российской  Федерации  состоит  в преодолении  Конституционным   Судом   неопределенности   в   понимании   ее положений, в выявлении ее объективного смысла  и выявлении содержащихся  в ней позитивных правовых принципов. По существу толкование  Конституции  есть один из способов ее конкретизации, предшествующий применению ее норм. С момента провозглашения постановления Суда по делу о толковании  ранее обнаружившаяся неопределенность в понимании положений  Конституции,  которая явилась  основанием  для  обращения   в   Конституционный   Суд,   считается преодоленной. Официальное  толкование,  даваемое  решением  Конституционного Суда, обязательно на всей территории Российской  Федерации,  для  зарубежных органов  внешних  сношений  Российской  Федерации,  а  также   отечественных юридических и физических лиц, пребывающих за рубежом. Конституция любой страны  со  временем  подвергается  изменениям  -  их требует сама жизнь. Конституция Российской Федерации одна из  самых  сложных в мире по процедуре внесения в нее  изменений  и  дополнений.  Для  принятия поправок требуется не менее двух  третей  субъектов  федерации.  Не  во  все главы Конституции российский парламент может вносить изменения. Особенности российской Конституции. Основным источником, т. е. нормативным актом, в котором содержатся нормы конституционного права, является Конституция РФ.7

Конституционное развитие России является хотя и не столь длительным, как, допустим, в США, где Конституция  принята более двухсот лет  назад, однако достаточно бурным. В  истории собственно Российской Федерации  насчитывается пять конституций  — соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 гг. (Почти все они издавались через год после принятия конституций  Союза ССР: 1924, 1936, 1977 гг.)

Срок действия российских конституций небольшой — соответственно 7, 12, 40 и 15 лет. Первые четыре конституции  были по своей сущности советскими, т. е. фиктивными. Они провозглашали  принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни: принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство государства, возможность граждан  пользоваться широкими правами и  свободами, закрепленными в конституциях. Ныне действующая Конституция существенно  отличается от предыдущих. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г.

2.2.Особенности  КРФ

  1. Это в основном деидеологазированный правовой документ. В ней высшей ценностью объявляются не интересы государства или определенной партии, а права и свободы человека. Права и свободы личности к тому же гарантируются установленным в Конституции приоритетом норм международного права. Из Конституции исключены положения, касающиеся классового подхода к решению проблем общества. Пустопорожние положения об активной роли трудового коллектива заменены нормами, закрепляющими право частной собственности, нормами о свободе предпринимательской деятельности, о развитии рыночных отношений.8
  2. Конституция имеет классическую структуру, т. е. такую, которая используется при построении конституций во многих странах. Она состоит из девяти глав: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент», «Федеральное Собрание», «Правительство», «Судебная власть», «Местное самоуправление» и, наконец, «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
  3. В Конституции провозглашается принцип разделения властей, но вместе с тем в ней устанавливается сильная роль Президента. В конечном счете любая конституция отражает соотношение политических сил. Парламент, являющийся представительным органом народа, зародился в России недавно и пока не может взять на себя основную нагрузку по управлению обществом. Однако в действующей Конституции заложена возможность превращения Российской Федерации в парламентскую республику путем установления соответствующих конституционных норм (например, участие в формировании Правительства в соответствии с расстановкой сил в парламенте).
  4. Конституция РФ устанавливает юридическое равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это положение не означает установления абсолютно одинакового правового статуса субъектов РФ, а скорее декларирует равный подход федеральных органов к любому субъекту, независимо от каких-либо (фактических, юридических) факторов. Правда, реально это положение пока не реализовано.
  5. В Конституции устанавливается довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений. Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут быть пересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могут быть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционных законов (3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), при условии их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Такой сложный порядок изменения Конституции РФ установлен сознательно: главная цель любой конституции — стабилизировать общество, но прежде всего сама конституция должна быть относительно стабильным правовым документом.
  6. Конституция РФ — это документ, рассчитанный на перспективу. В ней находят отражение положения, которые пока, к сожалению, не претворены в жизнь, например положение о том, что Россия — правовое государство, и др. Существование таких деклараций оправдывается целью установления ориентиров развития государства. Общество должно видеть путь, по которому оно движется. Конституция — это не однодневный документ, а нормативный акт долговременного действия.

Сущность конституции. По этому вопросу высказывались  различные мнения. Так, представители  школы естественного права считают, что сущность конституции заключается  в воплощении в ней многовекового  опыта, постепенно складывающихся традиций того или иного народа. Но они  не отвечают на вопрос о том, как  же ранее эти традиции закреплялись. Ведь первые конституции появились  только в конце XVIII в. (в США —  в 1787 г., во Франции и в Польше —  в 1791 г.).

Другие трактуют конституцию  как общественный договор. Ну а как  быть тем гражданам, которые ее не одобряют (согласие с конституцией всех граждан — это недостижимый идеал)? Разве они не граждане государства или конституция на них не распространяется?

Марксистско-ленинская теория усматривала назначение конституции  в том, что она выражает волю господствующего  класса (закрепляет диктатуру буржуазии, диктатуру рабочего класса и др.). В таком случае конституция становится правовым документом насилия и репрессий.

В настоящее время наиболее распространенным является взгляд на конституцию как на общесоциальный регулятор общественных отношений. Ее сущность проявляется в ее основной функции — функции поиска и установления оптимального соотношения интересов различных социальных групп, слоев общества. Конституция фиксирует скорее не результат борьбы классовых сил, а компромисс различных социальных слоев, поскольку всякая борьба — это нестабильность государства, ведущая его не по пути прогресса, а по пути регресса.

Итак, сущность конституции  состоит не в том, чтобы выражать соотношение антагонистических  сил, а в том, чтобы закреплять баланс основных интересов и ценностей  различных слоев общества.

В части 1 статьи 135 сказано, что положения глав 1,2 и 9 не могут  быть пересмотрены  Федеральным  Собранием.  Это  согласно  части  2  статьи   135  относится к  компетенции  Конституционного  Собрания.  Если  Конституционное Собрание не подтверждает неизменность Конституции, то двумя третями  голосов его  членов  принимается  проект  новой   Конституции.   Новая   Конституция считается принятой, если за нее проголосовало  более половины  избирателей, при условии, что в голосовании приняло участие более  половины  избирателей. Также порядок внесения и принятия предложений о пересмотре  положений глав 1,2,9   Конституции   устанавливаются   в   соответствии    с    федеральным конституционным   законом   о   Конституционном   Собрании   и   Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации". Таким образом, парламент с участием субъектов федерации  может  вносить поправки лишь к главам 3-8  Конституции  Российской  Федерации.  Поправки  к этим  главам  Конституции  принимаются  в  соответствии   со   статьей   136 Конституции и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. "О порядке принятия  и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Порядок внесения изменений в статью 65  Конституции  устанавливается  в соответствии со статьей 137 Конституции и Федеральным законом от  6  февраля 1998 г. "О порядке принятия и вступления  в силу  поправок  к Конституции Российской Федерации".

Информация о работе Конституция РФ