Конкуренция и виды монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:55, реферат

Краткое описание

На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополии.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

     Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

  • предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует  технический прогресс;
  • предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

     Функция распределения.

     Конкуренция не только включает стимулы к более  высокой продуктивности, но и позволяет  распределять доход среди предприятий  и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

     Доход от предпринимательской деятельности перераспределяется в пользу предпринимателей, использующих свои ресурсы наиболее эффективно. Именно в этом проявляется другая экономическая роль конкуренции – функция распределения.

     Функция контроля позволяет конкуренции  ограничивать односторонние действия предпринимателей и предоставляет  потребителю возможность выбора. Конкурентный механизм не дает какому-либо предпринимателю безраздельно господствовать на рынке и диктовать потребителю свою волю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Роль  конкуренции в  развитии рыночной экономики.

     Реально сложившаяся практика экономической  жизни в мире показывает, что рынок  и, более мощный и действенный, чем  любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог - застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

     Конкуренция- сердцевина современного рыночного  механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция- это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление- чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии. К примеру, ’’дефицитный рынок’’ ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий ’’дефицитный рынок’’ можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.

     До  недавнего времени в советской  экономической литературе наличие  монополии и конкуренции связывалось  исключительно с капиталистической  системой. Считалось, что они выступают  её типичными и существенными  признаками. В исследованиях советских учёных подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способ реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-х годов ситуация резко изменилась. Переходная экономика требует действенных институтов и механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль.

     Рыночная  конкуренция в нашей экономике  была устранена с ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в советский период привело к исчезновению рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции-обособленности свободных производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.

     Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь – благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды – сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.

     Конкурентная  среда, как и рыночная экономика в целом – не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики – особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

     Конкурентной  среде предшествует становление  конкуренции как таковой, т.е. формы  взаимоотношений хозяйствующих  субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.

     В нашей стране сложился особый тип  монопольного хозяйства, не имеющий  аналогов в мире. Причинами его  появления были:

  1.  устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства.
  2.  свёртывание товарно-денежных отношений
  3.  ликвидация конкуренции
  4.  искусственная концентрация и узкая специализация производства
  5.  преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.

     Наша  экономика уникальна: в ней монополизировано не только производство, но и среда  обитания хозяйствующих субъектов. Государство выступает одновременно и как монопольный производитель, и как монопольно управляющее начало. Негосударственные экономические субъекты вмонтированы в монопольную среду обитания, им же созданную.

     Отличия рыночной монополии от монополии  в условиях командной экономики  представлены следующим образом:

     Государственный монополизм по своему содержанию является точной копией характерных признаков чистой монополии в рыночной экономике.

     Монопольная сущность экономической системы  хозяйствования, проявляющаяся в  чистой монополии, и реже – в олигополии отраслей народного хозяйства, обуславливает невозможность появления конкурентной среды без изменения экономических основ и форм экономических отношений.

     В условиях отсутствия рыночной конкуренции  формирование конкурентной среды должно происходить поэтапно:

  1.  становление конкуренции между отечественными производителями одной отрасли за рынки сбыта и рынки сырья; появление конкуренции между банками за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми организациями- за установление связей с производителями.
  2.  формирование межотраслевой конкуренции за норму прибыли, становление нетоварных форм конкуренции, за финансовое лидерство между трестами, концернами, холдингами, финансовыми группами.
  3.  зарождение равнопартнёрских отношений между отечественными и иностранными производителями.

     Специалисты полагают, что этапы становления  конкуренции будут совпадать  с этапами укрепления белорусского рубля и развития рыночных отношений.

     Целесообразно различать условия возникновения  конкуренции и условия формирования конкурентной среды.

     Основными условиями появления конкуренции являются:

  1.  собственность на средства производства, продукт и доход
  2.  доступ к ресурсам и информации
  3.  множественность обособленных производителей, экономическая самостоятельность (выбор вида деятельности, организационных форм, определение источников финансирования, методов и структур управления производством, сбытом и т.д.)

     Рыночная  конкуренция - система отношений  между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров  и услуг, стремящихся к поиску новых способов реализации их экономических интересов. Условиями её развития, наряду с указанными, выступают: заинтересованность субъектов в росте прибыли, стимулирование создания новых предприятий в монополизированных отраслях и др.

     Ф.Хайек  особо подчёркивал необходимость наличия: развитого института индивидуализированной (нечастной) собственности – единоличной, семейной, партнёрской, кооперативной, акционерной; разработанной правовой базы, определённой деятельности государства и правительства по созданию условий для конкуренции; исключение централизованного планирования, вмешательства в систему ценообразования и распределения ресурсов. 

     Основными направлениями государственной  политики по формированию конкурентной среды в РБ являются: создание организационных, правовых и экономических предпосылок для демонополизации экономики и развития предпринимательства. С этой целью Министерство по антимонопольной политике было преобразовано в Министерство предпринимательства и инвестиций.

     Негосударственные, в том числе частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.

     Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие структуры – малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта и не способствуют формированию конкурентных отношений в производстве (между предприятиями – за рынки ресурсов, за инвестора, за потребителя и т. д.; между рабочей силой – за рабочие места; между банками – за объекты кредитования, вложения капитала).

     Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения, способствуя росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Значимость  конкуренции в  рыночной экономике.

     Теперь  нам следует более подробно остановиться на вопросе значения конкуренции  в современной экономической  системе.

     Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.

     Во-вторых, конкуренция создает одно из главных  условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.

     В-третьих, конкуренция выступает как контрольная  система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.

Информация о работе Конкуренция и виды монополий