Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:25, курсовая работа
Важное место среди органов государственной власти занимает суд, являю-
щийся носителем особой ветви государственной власти – судебной.
Судебная власть является одной из трёх ветвей власти, о которых говорится
в ст. 6 Конституции Республики Беларусь. Основы её конституционно-право-
вого статуса закреплены в шестой главе Конституции ( в соответствии со
Введение
Важное
место среди органов
щийся носителем особой ветви государственной власти – судебной.
Судебная власть является одной из трёх ветвей власти, о которых говорится
в ст. 6 Конституции Республики Беларусь. Основы её конституционно-право-
вого статуса закреплены в шестой главе Конституции ( в соответствии со
ст. 109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит
судам; система судов строится на принципах территориальности и специали-
зации), а также в Кодексе Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе
судей в Республике Беларусь», других нормативных актах.
Судебная власть – это разновидность государственной власти, осуществля-
емой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению
дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, граж-
данских, административных и иных споров [ 5; с. 752].
Судебная
власть обеспечивает
прав и свобод
человека и гражданина, включая социально-
политические права, конституционный строй, государственные и обществен-
ные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности,
ведомственного подчинения и условий хозяйствования.
Демократические
основы организации и
(гласность судебного
процесса, независимость судей,
ноправие сторон) позволяют рассматривать её в качестве важнейшей состав-
ной части народовластия.
Реализация
судебной власти происходит
ны судебной власти – суды. Им принадлежит судебная власть, которую они
не делят с органами законодательной и исполнительной властей, принимая
все свои решения самостоятельно, без вмешательства иных органов, не явля-
ющихся судами. Такая полная самостоятельность судебной власти возможна
потому, что для осуществления судебной власти в государстве образуется не
один суд, а целая их система. Это позволяет суду независимо от того, какое
место он занимает в иерархии судебной системы, самому, без воздействия
иных судов, принимать все решения, подлежащие его юрисдикции [ 6; с. 34 ].
Под судебной
властью понимается
которых является осуществление правосудия.
В соответствии со ст. 112 Конституции Республики Беларусь суды осуще-
ствляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней
нормативных правовых актов. Если при рассмотрении конкретного дела суд
придёт к выводу, что нормативный правовой акт не соответствует Конститу-
ции, он принимает решения в соответствии с Конституцией и ставит вопрос
о признании данного акта неконституционным.
В соответствии со ст. 5 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и
статусе судей в Республике Беларусь» от 29 июня 2006 г. № 139-3 судебную
систему Республики Беларусь составляют:
1) Конституционный Суд Республики Беларусь – орган судебного контроля
за
конституционностью
ществляющий судебную власть посредством конституционного судопро-
изводства;
2) общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского,
уголовного и административного судопроизводства;
3) хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйст-
венного и административного судопроизводства.
В данной
курсовой работе будут
ды Республики Беларусь, входящие в состав судебной системы Республики
Беларусь.
В связи с актуальностью данного вопроса, считаю целесообразным выбрать
следующую тему курсовой работы: «Хозяйственные суды Республики Бела-
русь: формирование, состав, компетенция».
Предмет исследования
курсовой работы –
Беларусь.
Объект исследования – система хозяйственных судов Республики Беларусь.
Даннная работа
ставит своей целью
нной структуры и компетенцию хозяйственных судов Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть особенности формирования Высшего Хозяйственного Суда Рес-
публики Беларусь, хозяйственных судов областей (города Минска), спе-
циализированных хозяйственных судов.
2. Рассмотреть структуру хозяйственных судов Республики Беларусь.
3. Проанализировать компетенцию Высшего Хозяйственного Суда Респуб-
лики Беларусь, хозяйственных судов областей (города Минска), специали-
зированных хозяйственных судов.
1. Высший Хозяйственный Суд Республики
Беларусь
Хозяйственные суды в Республике Беларусь являются органами судебной
власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Бела-
русь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных
(экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом ин-
тересов в случаях, установленных законодательными актами Республики Бе-
ларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами
[ 9; с. 142 ].
Согласно ст. 1 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Бела-
русь от 15 декабря 1998 г. № 219-3 хозяйственный суд осуществляет право-
судие путём разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникаю-
щих из гражданских, административных и иных правоотношений.
Хозяйственные суды в Республике Беларусь являются юридическими лица-
ми и составной частью судебной системы Республики Беларусь. Единую сис-
тему хозяйственных судов составляют:
1) Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;
2) хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также
специализированные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные),
образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по
представлению Председателя Высшего Хозяйственого Суда.
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных су-
дах в Республике Беларусь» от 9 декабря 1998 г. № 217-3 основными задача-
ми хозяйственных судов являются:
1) обеспечение
защиты прав и охраняемых
граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономичес-
кой) деятельности путём осуществления правосудия;
2) обеспечение правильного и единообразного применения законодательства
при осуществлении правосудия;
3) содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в
сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) дея-
тельности.
Деятельность хозяйственных судов основывается на принципах:
1) законности;
2) независимости судей при осуществлении правосудия;
3) состязательности и равенства сторон в процессе;
4) открытости и гласности судебного разбирательства;
5) свободного доступа к правосудию;
6) обязательности судебных актов для всех организаций и граждан.
Полномочия, порядок образования и деятельность хозяйственных судов оп-
ределяется Конституцией Республики Беларусь, декретами и указами Прези-
дента Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О хозяйствен-
ных судах в Республике Беларусь» от 9 декабря 1998 г. № 217-3, Кодексом
Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Бела-
русь» от 29 июня 2006 г. № 139-3, другими законами Республики Беларусь.
Порядок
судопроизводства в
венным процессуальным кодексом Республики Беларусь, другими законода-
тельными актами.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь возглавляет систему хо-
зяйственных судов, несёт ответственность за выполнение задач, возложен-
ных на хозяйственные суды, а также за организацию, состояние и совершен-
ствование их деятельности. Он является высшим судебным органом по раз-
решению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматрива-
емых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятель-
ностью [ 7; с. 268 ]. Не реже одного раза в год Высший Хозяйственный Суд
Республики Беларусь информирует о деятельности хозяйственных судов
Президента Республики Беларусь, а также Палату представителей и Совет
Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
Компетенция Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:
1) рассматривает в пределах своей компетенции дела по первой инстанции,
в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся об-
стоятельствам;
2) вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче
заключений
в соответствии с частью
статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
3) изучает и обобщает практику применений хозяйственными судами зако-
нодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской
и иной хозяйственной (экономической) деятельности, даёт разъяснения по
вопросам применения законодательства;
4) осуществляет контроль за исполнением хозяйственными судами Респуб-
лики Беларусь постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь;
5) оказывает судьям хозяйственных судов помощь по применению законо-
дательства;
6) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, ре-
гулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйст-
венной (экономической) деятельности;
7) осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает
отчёты
их председателей и судей, изуч
ный опыт работы, совместно с Министерством юстиции Республики Бела-
русь осуществляет проверки хозяйственных судов в части их кадрового
обеспечения;
8) ведёт и анализирует судебную статистику и организует работу по её веде-
нию в хозяйственных судах;
9) осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности
хозяйственных судов, в том числе совместно с Министерством юстиции
Республики Беларусь – по их кадровому обеспечению и самостоятельно –
по другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодатель-
ными актами;
10) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из между-
народных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудниче-
ства с судами иностранных государств, иностранными и международны-
ми организациями;
11) осуществляет иные полномочия
в соответствии с
ми.
Согласно ст. 68 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и стату-
се судей в Республике Беларусь» от 29 июня 2006 г. № 139-3 Высший Хозяй-
ственный Суд Республики Беларусь состоит из судей Высшего Хозяйствен-
ного Суда Республики Беларусь, в том числе Председателя Высшего Хозяй-
ственного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей
Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Количе-
ство заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики
Беларусь определяется Президентом Республики Беларусь по представлению
Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь действует в составе:
1) Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
2) Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
3) Кассационной
коллегии Высшего
русь;
4) судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстан-
ции Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
5) судебной коллегии по банкротству Высшего Хозяйственного Суда Респуб-
лики Беларусь;
6) судебной коллегии по налоговым спорам Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь.
При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению
Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в Выс-
шем Хозяйственном Суде Республики Беларусь могут образовываться иные
судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.
Количественный состав судей Высшего Хозяйственного Суда Республики
Беларусь устанавливается Президентом Республики Беларусь по представле-
нию Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 70 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройст-
ве и статусе судей в Республике Беларусь» от 29 июня 2006 г. № 139-3
Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назна-
чается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики
Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Высшего Хо-
зяйственного Суда Республики Беларусь сроком на 5 лет.