Хозяйственные суды РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Важное место среди органов государственной власти занимает суд, являю-
щийся носителем особой ветви государственной власти – судебной.
Судебная власть является одной из трёх ветвей власти, о которых говорится
в ст. 6 Конституции Республики Беларусь. Основы её конституционно-право-
вого статуса закреплены в шестой главе Конституции ( в соответствии со

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ 3 КУРС.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

                                 Введение

 

   Важное  место среди органов государственной  власти занимает суд, являю-

щийся носителем особой  ветви государственной власти – судебной.

   Судебная  власть является одной из трёх  ветвей власти, о которых говорится

в ст. 6 Конституции  Республики Беларусь. Основы её конституционно-право-

вого статуса закреплены в шестой главе  Конституции ( в соответствии со

ст. 109 Конституции судебная власть в Республике  Беларусь принадлежит

судам; система  судов строится на принципах территориальности и специали-

зации), а также  в Кодексе Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе

судей в Республике Беларусь», других нормативных актах.

   Судебная  власть – это разновидность  государственной власти, осуществля-

емой судами в рамках установленной законом  процедуры по рассмотрению

дел о конституционности  нормативных актов, разрешению уголовных, граж-

данских, административных и иных споров [ 5; с. 752].

   Судебная  власть обеспечивает реализацию  важнейших конституционных

прав и свобод человека и гражданина, включая социально-экономические  и

политические  права, конституционный строй, государственные  и обществен-

ные интересы, права  юридических лиц независимо от форм собственности,

ведомственного  подчинения и условий хозяйствования.

   Демократические  основы организации и деятельности  судебной власти

(гласность судебного  процесса, независимость судей, состязательность  и рав-

ноправие сторон) позволяют рассматривать её в  качестве важнейшей состав-

ной части   народовластия.

   Реализация  судебной власти происходит через  специально созданные орга-

ны судебной власти – суды. Им принадлежит судебная власть, которую они

не делят  с органами законодательной и  исполнительной властей, принимая

все свои решения  самостоятельно, без вмешательства иных органов, не явля-

ющихся судами. Такая полная самостоятельность  судебной власти возможна

потому, что  для осуществления судебной власти в государстве образуется не

один суд, а  целая их система. Это позволяет суду независимо от того, какое

место он занимает в иерархии судебной системы, самому, без воздействия

иных судов, принимать все решения, подлежащие его юрисдикции [ 6; с. 34 ].

   Под судебной  властью понимается совокупность  судов, основной функцией

которых является осуществление  правосудия.

   В соответствии  со ст. 112 Конституции Республики Беларусь суды осуще-

ствляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней

нормативных правовых актов. Если при рассмотрении конкретного  дела суд

придёт  к выводу, что нормативный правовой акт не соответствует Конститу-

ции, он принимает  решения в соответствии с Конституцией и ставит вопрос

о признании данного акта неконституционным.

   В соответствии  со ст. 5 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и

статусе судей  в Республике Беларусь» от 29 июня 2006 г. № 139-3 судебную

систему Республики Беларусь составляют:

1) Конституционный Суд Республики Беларусь – орган судебного контроля

    за  конституционностью нормативных  правовых актов в государстве, осу-

    ществляющий  судебную власть посредством  конституционного судопро-

    изводства;

2) общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского,

    уголовного  и административного судопроизводства;

3) хозяйственные  суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйст-

    венного  и административного  судопроизводства.

   В данной  курсовой работе будут подробно  рассмотрены хозяйственные су-

ды  Республики Беларусь, входящие в состав судебной системы Республики

Беларусь.

   В связи с актуальностью данного вопроса, считаю целесообразным выбрать

следующую тему курсовой работы: «Хозяйственные суды Республики Бела-

русь: формирование, состав, компетенция».

   Предмет исследования  курсовой работы – хозяйственные  суды  Республики

Беларусь.

   Объект исследования  – система хозяйственных судов  Республики Беларусь.

   Даннная работа  ставит своей целью исследовать  особенности организацио-

нной структуры и компетенцию  хозяйственных судов Республики Беларусь.

   Задачи курсовой  работы:

1. Раскрыть особенности формирования Высшего Хозяйственного Суда Рес-

    публики Беларусь, хозяйственных судов областей  (города Минска), спе-

    циализированных  хозяйственных судов.

2. Рассмотреть структуру хозяйственных  судов Республики Беларусь.

3. Проанализировать компетенцию Высшего Хозяйственного Суда Респуб-

    лики  Беларусь, хозяйственных судов областей  (города Минска), специали-

    зированных хозяйственных судов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Высший  Хозяйственный Суд Республики

                                 Беларусь

 

   Хозяйственные суды в Республике Беларусь являются органами судебной

власти, осуществляющими  в соответствии с Конституцией Республики Бела-

русь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных

(экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом ин-

тересов в случаях, установленных законодательными актами Республики Бе-

ларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами 

[ 9; с. 142 ].

   Согласно ст. 1 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Бела-

русь от 15 декабря 1998 г. № 219-3  хозяйственный суд осуществляет право-

судие путём  разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникаю-

щих из гражданских, административных и иных правоотношений.

   Хозяйственные суды в Республике Беларусь являются юридическими лица-

ми и составной  частью судебной системы Республики Беларусь. Единую сис-

тему хозяйственных судов составляют:

1) Высший  Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

2) хозяйственные  суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также

   специализированные  суды (по банкротству, земельные,  налоговые и иные),

   образуемые  при необходимости Президентом  Республики  Беларусь по

   представлению Председателя Высшего Хозяйственого Суда.

   В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных су-

дах в Республике Беларусь» от 9 декабря 1998 г.  № 217-3 основными задача-

ми хозяйственных судов являются:

1) обеспечение  защиты прав и охраняемых законом  интересов организаций и

   граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономичес-

   кой)  деятельности  путём осуществления правосудия;

2) обеспечение  правильного и единообразного  применения законодательства

    при  осуществлении правосудия;

3) содействие  укреплению законности и предупреждению правонарушений в

    сфере  предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) дея-

    тельности.

   Деятельность хозяйственных судов основывается на принципах:

1) законности;

2) независимости судей при осуществлении правосудия;

3)  состязательности и равенства сторон в процессе;

4) открытости и гласности судебного разбирательства;

5) свободного доступа к правосудию;

6) обязательности судебных актов для всех организаций и  граждан.

   Полномочия, порядок образования и деятельность хозяйственных судов оп-

ределяется  Конституцией Республики Беларусь, декретами и указами Прези-

дента Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О хозяйствен-

ных судах в  Республике Беларусь» от 9 декабря 1998 г.  № 217-3, Кодексом

Республики  Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Бела-

русь» от 29 июня 2006 г.  № 139-3, другими законами Республики Беларусь.

   Порядок  судопроизводства в хозяйственных  судах определяется Хозяйст-

венным процессуальным кодексом Республики Беларусь, другими законода-

тельными актами.

   Высший  Хозяйственный Суд Республики  Беларусь возглавляет систему  хо-

зяйственных судов, несёт ответственность за выполнение задач, возложен-

ных на хозяйственные  суды, а также за организацию, состояние и совершен-

ствование их деятельности. Он является высшим судебным органом  по раз-

решению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматрива-

емых  хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятель-

ностью [ 7; с. 268 ]. Не реже одного раза в год Высший Хозяйственный Суд

Республики  Беларусь информирует о деятельности хозяйственных судов

Президента  Республики Беларусь, а также Палату представителей и Совет

Республики  Национального  Собрания Республики Беларусь.

  Компетенция Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

1) рассматривает  в пределах своей компетенции дела по первой инстанции,

    в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся об-

    стоятельствам;

2) вносит в  Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче

    заключений  в соответствии с частью второй  статьи 112 и частью четвёртой

    статьи  116 Конституции Республики Беларусь;

3) изучает и  обобщает практику применений хозяйственными судами зако-

    нодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской

    и  иной хозяйственной (экономической) деятельности, даёт разъяснения по

    вопросам  применения законодательства;

4) осуществляет  контроль за исполнением  хозяйственными судами Респуб-

    лики  Беларусь постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда

    Республики  Беларусь;

5) оказывает судьям хозяйственных судов помощь по применению законо-

    дательства;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, ре-

    гулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйст-

    венной (экономической) деятельности;

7) осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает

    отчёты  их председателей и судей, изучает и распространяет положитель-

    ный  опыт работы, совместно с Министерством  юстиции  Республики Бела-

    русь  осуществляет проверки хозяйственных судов в части их кадрового

    обеспечения;

8) ведёт и  анализирует  судебную статистику и организует работу по её веде-

    нию  в хозяйственных судах;

9) осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности

    хозяйственных  судов, в том числе совместно  с  Министерством  юстиции

    Республики  Беларусь – по их кадровому обеспечению и самостоятельно –

    по другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодатель-

    ными актами;

10) решает в пределах своей  компетенции вопросы, вытекающие из между-

      народных  договоров  Республики Беларусь, а также вопросы сотрудниче-

      ства с  судами  иностранных государств, иностранными и международны-

      ми  организациями;

11) осуществляет иные полномочия  в соответствии с законодательными  акта-

      ми.

   Согласно  ст. 68  Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и стату-

се судей в Республике Беларусь» от 29 июня 2006 г. № 139-3  Высший Хозяй-

ственный Суд Республики Беларусь состоит из судей Высшего Хозяйствен-

ного Суда Республики Беларусь, в том числе Председателя Высшего Хозяй-

ственного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей

Председателя  Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Количе-

ство заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики

Беларусь определяется Президентом  Республики Беларусь по представлению

Председателя  Высшего Хозяйственного  Суда  Республики  Беларусь.

   Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь действует в составе:

1) Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

2) Президиума  Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

3) Кассационной  коллегии Высшего Хозяйственного  Суда Республики Бела-

    русь;

4) судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстан-

    ции  Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

5) судебной коллегии по банкротству Высшего Хозяйственного Суда Респуб-

    лики  Беларусь;

6) судебной коллегии  по налоговым спорам Высшего Хозяйственного Суда

    Республики  Беларусь.

   При необходимости  Президентом Республики Беларусь по представлению

Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в Выс-

шем Хозяйственном  Суде Республики Беларусь могут образовываться  иные

судебные  коллегии для  специализированного рассмотрения дел.

   Количественный  состав судей  Высшего Хозяйственного Суда Республики

Беларусь устанавливается Президентом Республики Беларусь по представле-

нию Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

   В соответствии  со  ст. 70  Кодекса  Республики Беларусь  «О судоустройст-

ве и статусе  судей  в Республике Беларусь»  от 29 июня 2006 г.  № 139-3

Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь  назна-

чается  Президентом  Республики Беларусь с согласия Совета Республики

Национального собрания Республики Беларусь из числа  судей Высшего Хо-

зяйственного  Суда Республики Беларусь сроком на 5 лет.

Информация о работе Хозяйственные суды РБ