Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:03, контрольная работа
В гражданском праве традиционно при характеристике участников различных гражданских правоотношений используют категории правоспособности и дееспособности. Однако наряду с названными категориями зачастую также пользуются термином правосубъектность. При этом правосубъектность рассматривается как обобщающая категория, позволяющая охватить всех субъектов гражданского права и являющаяся необходимой предпосылкой обладания субъективными правами.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Правоспособность и дееспособность граждан……………5
1.1. Полная дееспособность…………………………………………..8
1.2. Неполная дееспособность………………………………………..9
1.3. Опека и попечительство…………………………..…………….12
Глава 2. Государство и муниципальные образования…………….15
3.1 Правоспособность государства и муниципального образования
Заключение……………………………………………………………19
Библиографический список…………………………………………..21
Правовое
положение государства и
Государство как носитель суверенитета, едино и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той же территории).
Россия имеет федеративную форму правления. РФ подразделяется на субъекты различных уровней – непосредственно Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования (города, районы, села, поселки, деревни и др.). Эти субъекты считаются самостоятельными лицами, имеющими свою структуру, собственное имущество и, по общему правилу, не отвечающими по обязательствам друг друга.
Государство,
как и другие субъекты гражданского
права, может участвовать в
Это особое
положение отражает две противоположные
тенденции. С одной стороны, необходимость
уравнивания государства в
Государство как субъект. В этом качестве оно существует в рамках как публичного, так и частного права. При этом для современного правопонимания характерно отрицание заимствования частно-правовых конструкций для характеристики публично-правовых феноменов и наоборот. То, что государство является субъектом публично-правовых отношений, особых мнений не вызывает. В данных отношениях оно действует не как частно-правовой субъект, и потому нельзя заимствовать какие-либо гражданско-правовые характеристики для описания государства как субъекта публичного права. В рамках этих отношений государство выступает как носитель публичной власти.
Властная (публично-правовая) сущность государства выражается в особом характере государства как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи организацией, не признается, тем не менее, юридическим лицом. В этом специфика правового положения государства в российском гражданском праве, где классификация субъектов предстает как трехчленная – физические лица, юридические лица и особое лицо – государство. Подчеркивая особенность государства как субъекта частного права, его тем самым выводят из общего ряда субъектов.
Правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц. Ряд возможностей может принадлежать только государству. Выделена также особая сфера отношений, в которые, исходя из их природы, могут вступать и другие субъекты гражданского права, однако это им прямо запрещено. Такая сфера обычно называется государственной монополией. Установлен также перечень объектов, которые могут находиться исключительно в государственной собственности. Правда, в последнее время перечень таких объектов стал значительно уже – из него выпали земельные участки, драгоценные металлы и камни, и ряд других объектов. Но исключительной собственностью государства продолжают оставаться недра и животные в состоянии естественной свободы.
В то же время некоторые возможности, например, передавать имущество по наследству, заключать отдельные виды договоров, иметь свое фирменное наименование, считаться автором произведений литературы, науки и искусства, государству недоступны. Однако это только количественные различия. Но есть и различия качественные.
Государство
участвует в гражданском
Однако правоспособность государства не может считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены законом. Во-первых, нигде перечень полномочий государства исчерпывающе не описан. Во-вторых, государство, принимая законы, само может установить более широкий объем своей правоспособности. Наконец, в сфере международных отношений, где государство в полной мере осуществляет свой суверенитет, признание правоспособности специальной только стеснит свободу и самостоятельность, которая крайне необходима во все времена.
Правоспособность государства следует назвать целевой – она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство. Таким образом, государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению, установленному Конституцией и другими законами. Оно не может, к примеру, нажиться на своих гражданах неосновательно освобождать себя от ответственности и т.д.
Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. Здесь есть некоторые схожести с юридическим лицом. От его имени всегда действуют государственные органы. Как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют действовать государству как субъекту права.
Государство
участвует в гражданском
В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории субъектов: 1) Российская Федерация; 2) субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; 3) муниципальные образования.
Статья 125
ГК РФ предусматривает порядок
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени
муниципальных образований
Муниципальные образования создаются по модели образований государственных, однако в отличие от последних органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ, п. 5 статьи 86. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По сути, Муниципальное образование выступает в качестве особого рода корпорации, членами которой являются все жители. Подобный вывод подтверждаются, в частности, тем, что права собственника могут осуществляться от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования. Население, таким образом, выступает в качестве органа муниципального образования. И все–таки близость муниципальных образований к государственным по принципам их организации и деятельности позволяет рассматривать их совместно.
От имени
муниципальных образований
Таким образом,
правоспособность государства не может
быть тождественна правоспособности различных
физических и юридических лиц. но некоторые
элементы правоспособности государства
очень схожи с правоспособностью юридического
лица. В тоже время, существуют возможности,
которые государству недоступны.
Заключение
В контрольной работе рассмотрены наиболее важные аспекты гражданско-правового положения различных субъектов гражданских правоотношений; особенности, отличающие статус физических лиц, от государства и его субъектов в системе гражданского права.
Значит, субъектами гражданских правоотношений выступают физические лица, юридические лица, государство и его субъекты, Муниципальное образование как уже стало ясно, все они обладают в равной мере правосубъектностью, но у различных субъектов она разная.
В работе рассмотрена одна из важных тем гражданского права – субъекты гражданских правоотношений. Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы: тема субъектов гражданских правоотношений является одной из основных, т.к. субъекты – это участники всех правоотношений. А ведь никаких отношений не может быть, если нет их участников.
Еще одним составляющим элементом участников правоотношений являются признаки, т.е. свойства, присущие как физическим, юридическим лицам, так и государству. Естественно, эти признаки имеют различный характер. Так правоспособность гражданина приобретается с рождения человека и прекращается с его смертью, в отличие от дееспособности. Несмотря на то, что закон допускает ограничение или вовсе утрату дееспособности, он остается на стороне недееспособного, назначая ему представителя в лице органов опеки и попечительства. Таким образом, обеспечивая защиту прав и интересов недееспособного или ограниченно дееспособного лица.
Относительно государства можно сказать, что правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц, но некоторые элементы правоспособности государства очень схожи с правоспособностью юридического лица. В тоже время, существуют возможности, которые государству недоступны. Таким образом, государство может участвовать в гражданском обороте непосредственно или опосредованно. Обладая особым статусом участника гражданско-правовых отношений, государство вправе самостоятельно устанавливать нормы поведения как для себя, так и для других участников гражданского оборота, но не смотря на правовую суверенность, оно исходит из принятых принципов равенства сторон, справедливости, свободы договора. Что касается таких субъектов как: субъекты РФ и Муниципального образования
то можно сказать, что их основные особенности в статусе участника заключаются в процедурных ограничениях и строгой отчетности перед вышестоящей ступенью власти.
Также законом предусмотрены правила, которые образуют институт безвестного отсутствия. Институт безвестного отсутствия введен в гражданское право не только для устранения неопределенности в отношении отсутствующего лица, но и для упрощения тех процедур, которые проводятся впоследствии признания лица безвестно отсутствующим. В отношении института объявленного умершим также предусмотрены последствия: открывается наследство, прекращается брак и обязательства.
Немаловажную роль в нашей жизни играют объединения людей в различные группы. В связи, с чем, создаются юридические лица. И абсолютно точно, что без существования юридического лица список субъектов гражданского права был бы не полным. Действующее законодательство о юридических лицах позволяет объединениям людей формировать организации в различных правовых формах, наиболее удобных и устраивающих в хозяйственной деятельности, в зависимости от поставленных частных целей.
Конечно, очень сложно охватить все аспекты свойств различных участников гражданского права, но важно отметить как можно больше основных моментов, характеризующих и классифицирующих участников гражданских правоотношений.
Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы: российское гражданское законодательство на сегодняшний момент достаточно упростило процедуру возможного участия в обороте. В свете последних изменений наибольший интерес представляет собой такой способ ликвидации юридического лица, как ликвидация по решению регистрирующего органа, наличие такой возможности позволяет активным участникам рынка более свободно осуществлять свои права и обязанности.