Гражданское процессуальное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:03, контрольная работа

Краткое описание

В гражданском праве традиционно при характеристике участников различных гражданских правоотношений используют категории правоспособности и дееспособности. Однако наряду с названными категориями зачастую также пользуются термином правосубъектность. При этом правосубъектность рассматривается как обобщающая категория, позволяющая охватить всех субъектов гражданского права и являющаяся необходимой предпосылкой обладания субъективными правами.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Правоспособность и дееспособность граждан……………5
1.1. Полная дееспособность…………………………………………..8
1.2. Неполная дееспособность………………………………………..9
1.3. Опека и попечительство…………………………..…………….12
Глава 2. Государство и муниципальные образования…………….15
3.1 Правоспособность государства и муниципального образования
Заключение……………………………………………………………19
Библиографический список…………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Контрольная Гражд Процесс.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

  Правовое  положение государства и муниципальных  образований составляет важную часть  учения о субъектах гражданского права, в которой тесно переплетены частно- и публично-правовые элементы.

  Государство как носитель суверенитета, едино  и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той  же территории).

  Россия  имеет федеративную форму правления. РФ подразделяется на субъекты различных  уровней – непосредственно Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования (города, районы, села, поселки, деревни и др.). Эти субъекты считаются самостоятельными лицами, имеющими свою структуру, собственное имущество и, по общему правилу, не отвечающими по обязательствам друг друга.

  Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско–правовых  отношениях. И в этом смысле оно  обладает правоспособностью. Однако его  правоспособность обладает рядом особенностей, связанных с тем, что государство является также и главным субъектом публичного права, носителем власти.

  Это особое положение отражает две противоположные  тенденции. С одной стороны, необходимость  уравнивания государства в отношениях с субъектами частного права, не обладающими властными полномочиями, а с другой – использование этих полномочий для направления хозяйственного развития в определенное русло. Согласно п. 1 ст. 124 ГК государство участвует в гражданско–правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. Иными словами, оно заранее отказывается от своего особого положения как суверена в частно-правовых отношениях и не должно пользоваться имеющимися у него властными полномочиями.

  Государство как субъект. В этом качестве оно существует в рамках как публичного, так и частного права. При этом для современного правопонимания характерно отрицание заимствования частно-правовых конструкций для характеристики публично-правовых феноменов и наоборот. То, что государство является субъектом публично-правовых отношений, особых мнений не вызывает. В данных отношениях оно действует не как частно-правовой субъект, и потому нельзя заимствовать какие-либо гражданско-правовые характеристики для описания государства как субъекта публичного права. В рамках этих отношений государство выступает как носитель публичной власти.

  Властная (публично-правовая) сущность государства  выражается в особом характере государства  как субъекта гражданского права, поскольку  оно, будучи организацией, не признается, тем не менее, юридическим лицом. В этом специфика правового положения государства в российском гражданском праве, где классификация субъектов предстает как трехчленная – физические лица, юридические лица и особое лицо – государство. Подчеркивая особенность государства как субъекта частного права, его тем самым выводят из общего ряда субъектов.

  Правоспособность  государства не может быть тождественна правоспособности физических и юридических  лиц. Ряд возможностей может принадлежать только государству. Выделена также  особая сфера отношений, в которые, исходя из их природы, могут вступать и другие субъекты гражданского права, однако это им прямо запрещено. Такая сфера обычно называется государственной монополией. Установлен также перечень объектов, которые могут находиться исключительно в государственной собственности. Правда, в последнее время перечень таких объектов стал значительно уже – из него выпали земельные участки, драгоценные металлы и камни, и ряд других объектов. Но исключительной собственностью государства продолжают оставаться недра и животные в состоянии естественной свободы.

  В то же время  некоторые возможности, например, передавать имущество по наследству, заключать  отдельные виды договоров, иметь  свое фирменное наименование, считаться  автором произведений литературы, науки и искусства, государству недоступны. Однако это только количественные различия. Но есть и различия качественные.

  Государство участвует в гражданском обороте  не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели предопределяет и сущность правоспособности государства. Она не может быть общей. Природа государства не позволяет ему приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Государство по сравнению с теми субъектами гражданского права, которые имеют общую правоспособность, более ограничено.

  Однако  правоспособность государства не может  считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо  перечислены законом. Во-первых, нигде  перечень полномочий государства исчерпывающе не описан. Во-вторых, государство, принимая законы, само может установить более широкий объем своей правоспособности. Наконец, в сфере международных отношений, где государство в полной мере осуществляет свой суверенитет, признание правоспособности специальной только стеснит свободу и самостоятельность, которая крайне необходима во все времена.

  Правоспособность  государства следует назвать  целевой – она вытекает из той  функции носителя публичной власти, которую в интересах всего  общества выполняет государство. Таким образом, государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению, установленному Конституцией и другими законами. Оно не может, к примеру, нажиться на своих гражданах неосновательно освобождать себя от ответственности и т.д.

  Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские  права, а также создавать и  исполнять обязанности. Здесь есть некоторые схожести с юридическим  лицом. От его имени всегда действуют  государственные органы. Как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют действовать государству как субъекту права.

  Государство участвует в гражданском обороте  не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разных уровней. Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-правовых отношений. Они отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за юридическими лицами или может находиться только в государственной или в муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК).

  В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории  субъектов: 1) Российская Федерация; 2) субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; 3) муниципальные образования.

  Статья 125 ГК РФ предусматривает порядок участия  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

  От имени  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные  права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

  От имени  муниципальных образований своими действиями могут приобретать и  осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

  Муниципальные образования создаются по модели образований государственных, однако в отличие от последних органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ, п. 5 статьи 86. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

  По сути, Муниципальное образование выступает в качестве особого рода корпорации, членами которой являются все жители. Подобный вывод подтверждаются, в частности, тем, что права собственника могут осуществляться от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования. Население, таким образом, выступает в качестве органа муниципального образования. И все–таки близость муниципальных образований к государственным по принципам их организации и деятельности позволяет рассматривать их совместно.

  От имени  муниципальных образований своими действиями могут приобретать и  осуществлять гражданские права  и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной  актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования и иные органы местного самоуправления. При участии муниципальных образований в гражданских отношениях представительные органы могут играть более важную роль по сравнению с исполнительными, чем это предусмотрено для государственных образований.

  Таким образом, правоспособность государства не может  быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц. но некоторые элементы правоспособности государства очень схожи с правоспособностью юридического лица. В тоже время, существуют возможности, которые государству недоступны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение 

  В контрольной  работе рассмотрены наиболее важные аспекты гражданско-правового положения различных субъектов гражданских правоотношений; особенности, отличающие статус физических лиц, от государства и его субъектов в системе гражданского права.

  Значит, субъектами гражданских правоотношений выступают физические лица, юридические лица, государство и его субъекты, Муниципальное образование как уже стало ясно, все они обладают в равной мере правосубъектностью, но у различных субъектов она разная.

  В работе рассмотрена одна из важных тем гражданского права – субъекты гражданских правоотношений. Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы: тема субъектов гражданских правоотношений является одной из основных, т.к. субъекты – это участники всех правоотношений. А ведь никаких отношений не может быть, если нет их участников.

  Еще одним  составляющим элементом участников правоотношений являются признаки, т.е. свойства, присущие как физическим, юридическим лицам, так и государству. Естественно, эти признаки имеют различный характер. Так правоспособность гражданина приобретается с рождения человека и прекращается с его смертью, в отличие от дееспособности. Несмотря на то, что закон допускает ограничение или вовсе утрату дееспособности, он остается на стороне недееспособного, назначая ему представителя в лице органов опеки и попечительства. Таким образом, обеспечивая защиту прав и интересов недееспособного или ограниченно дееспособного лица.

  Относительно  государства можно сказать, что  правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц, но некоторые элементы правоспособности государства очень схожи с правоспособностью юридического лица. В тоже время, существуют возможности, которые государству недоступны. Таким образом, государство может участвовать в гражданском обороте непосредственно или опосредованно. Обладая особым статусом участника гражданско-правовых отношений, государство вправе самостоятельно устанавливать нормы поведения как для себя, так и для других участников гражданского оборота, но не смотря на правовую суверенность, оно исходит из принятых принципов равенства сторон, справедливости, свободы договора. Что касается таких субъектов как: субъекты РФ и Муниципального образования

   то  можно сказать, что их основные особенности в статусе участника заключаются в процедурных ограничениях и строгой отчетности перед вышестоящей ступенью власти.

  Также законом  предусмотрены правила, которые  образуют институт безвестного отсутствия. Институт безвестного отсутствия введен в гражданское право не только для устранения неопределенности в отношении отсутствующего лица, но и для упрощения тех процедур, которые проводятся впоследствии признания лица безвестно отсутствующим. В отношении института объявленного умершим также предусмотрены последствия: открывается наследство, прекращается брак и обязательства.

  Немаловажную  роль в нашей жизни играют объединения  людей в различные группы. В  связи, с чем, создаются юридические  лица. И абсолютно точно, что без  существования юридического лица список субъектов гражданского права был бы не полным. Действующее законодательство о юридических лицах позволяет объединениям людей формировать организации в различных правовых формах, наиболее удобных и устраивающих в хозяйственной деятельности, в зависимости от поставленных частных целей.

  Конечно, очень сложно охватить все аспекты  свойств различных участников гражданского права, но важно отметить как можно  больше основных моментов, характеризующих  и классифицирующих участников гражданских правоотношений.

  Все вышесказанное  позволяет сделать следующие  выводы: российское гражданское законодательство на сегодняшний момент достаточно упростило  процедуру возможного участия в  обороте. В свете последних изменений  наибольший интерес представляет собой такой способ ликвидации юридического лица, как ликвидация по решению регистрирующего органа, наличие такой возможности позволяет активным участникам рынка более свободно осуществлять свои права и обязанности.

Информация о работе Гражданское процессуальное право