Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:44, лекция
В соответствии с принципом отделения государственного управления от политики, положенным в основу государственной службы Великобритании, все государственные должностные лица подразделены на две основные категории: политиков, заменяемых в случае ухода правительства в отставку, и администраторов-профессионалов, нанимаемых на постоянную работу независимой от других административных органов Комиссией гражданской службы.
(1 слайд) Государственная служба Великобритании
В законодательстве Великобритании понятие «государственной службы» не определено. (2 слайд) Под государственной службой в Великобритании обычно подразумевают центральное правительство, государственных и других служащих вневедомственных государственных органов и государственных корпораций, местное самоуправление, а также служащих, которые заняты в системе социального обеспечения, здравоохранении, образовании, вооруженных силах и полиции. Законодательство о государственной службе этой страны представляет собой несистематизированную и своеобразную систему норм, состоящую из ряда парламентских статутов наименование обширной группы законодат. и правовых памятников (в основном средневековых), различных по содержанию и происхождению: Законодат. акты нек-рых государств и актов делегированного законодательства: приказов о Совете, постановлений, инструкций отдельных министерств и ведомств. При этом характерно отсутствие единого консолидированного закона о государственной службе.
(3 слайд) Традиционно система государственной службы в Великобритании отличается рядом специфических особенностей:
В доктрине и в законодательстве содержание понятия «государственный служащий» четко не определено, и это понятие употребляется как в широком, так и в узком значении.(4 слайд) В широком значении под государственным служащим понимается любое лицо, являющееся служащим любого органа государственного управления. Таким образом, к государственным служащим относятся все служащие, включая как собственно гражданских служащих, то есть служащих министерств и ведомств, так и служащих публичного сектора, то есть вооруженных сил, полиции, публичных корпораций (органов государственного управления, осуществляющих руководство предприятиями национализированных отраслей), местных органов власти, системы здравоохранения, школьного образования. Служащие публичного сектора составляют корпус служащих публичной администрации, сотрудники которых не входят в систему гражданской службы. Публичная служба включает в себя службу в любом государственном или негосударственном органе либо учреждении, осуществляющем публичные функции. Публичные органы – это органы, которые участвуют в процессе государственного управления, но не входят в систему министерств и ведомств. Они действуют в большей или меньшей степени самостоятельно, хотя министерства несут общую ответственность за их деятельность. Указанные публичные органы именуются в Великобритании «внеминистерскими органами публичной администрации».
(4 слайд) «государственный служащий» в узком значении, подразумевается лицо, состоящее на государственной службе, то есть занимающее гражданскую должность и получающее вознаграждение (жалование) из средств, выделяемых с разрешения Парламента. Гражданские служащие, составляющие аппарат министерств и ведомств, непосредственно работают на министров Короны.
Важным элементом понятия «гражданский служащий» является то, что он рассматривается в качестве «слуги Короны». Это означает, что гражданский служащий получает назначение либо непосредственно от Короны, либо зачисляется на гражданскую службу в результате прохождения специальной отборочной процедуры и пребывает в таком качестве неопределенный срок «по королевскому усмотрению».
(5 слайд) Все государственные служащие в Великобритании делятся на публичных и гражданских. Около половины гражданских служащих заняты предоставление услуг непосредственно населению – выплата пенсий и пособий, трудоустройство, выдача лицензий и т.д. Пятая часть гражданских служащих числятся в Министерстве обороны и его агентствах. Остальные распределены между административным аппаратом центральных органов государственного управления, вспомогательными административными службами и самофинансируемыми государственными службами.
Кроме того, все гражданские служащие в Великобритании подразделяются на промышленных и непромышленных. Первая охватывает гражданских служащих, занятых в производственной сфере. Непромышленные гражданские служащие – это основная масса служащих, работающих в министерствах и ведомствах. Они подразделяются на постоянных и временных. К постоянным гражданским служащим относятся лица, зачисленные на гражданскую службу после прохождения отборочного конкурса в штат определенного учреждения на соответствующие должности и имеющие право на пенсию после выхода в отставку по достижению установленного законом возраста. Временные гражданские служащие принимаются на работу по упрощенной процедуре без конкурса на определенный период времени и для выполнения конкретной работы.
Другим видом классификации гражданских служащих, является деление их на занятых полный и неполный рабочий день. Количество гражданских служащих занятых полный рабочий день имеет тенденцию к сокращению, соответственно, растет число гражданских служащих занятых неполный рабочий день.
По содержанию гражданская служба подразделяется на внутреннюю и внешнюю (дипломатическую). К системе внутренней гражданской службы относятся служащие всех министерств и ведомств, за исключением Министерства иностранных дел и по делам Содружества, а также служащие исполнительных агентств – специализированных органов государственного управления, наделенных значительной самостоятельностью в организационных и финансовых вопросах. В настоящее время в Великобритании действуют более 130 исполнительных агентств, в штате которых числятся около 375 тысяч человек, что составляет 3/4 от общего числа гражданских служащих.
И, наконец, по уровню принимаемых
решений гражданские служащие делятся
на старших, средних и младших
администраторов. К группе старших
администраторов относятся
Общее руководство государственной
службой осуществляется Премьер-министром,
Кабинетом министров и
В определенной мере вопросы
руководства гражданской
Результатом ряда реорганизаций
последних лет в системе
Управление по делам Кабинета решает эти задачи в тесном взаимодействии с Казначейством и Управлением по делам Премьер-министра, в котором в 2001 году создан Отдел по вопросам реформы публичных услуг. Эти три органа определяют общие принципы и основные направления развития государственной службы, вопросы ее структуры, организации и финансирования, в то время как повседневный контроль и регулирование конкретных условий гражданской службы возложены на министерства и ведомства.