Формы участия прокурора в гражданском процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Как отмечено в докладе, защита прав лиц, принадлежащих к социально уязвимым группам населения,, должна стать одним из приоритетов в социальной политике РФ в области прав человека. Гражданин сегодня практически оставлен один на один в борьбе с хорошо налаженным бюрократическим аппаратом, махинациями работодателей, монополистов-торговцев, недобросовестных производителей. Получение юридической помощи в настоящее время возможно лишь для узкого круга лиц, обладающих соответствующими финансовыми возможностями.

Оглавление

Введение 3
Формы участия прокурора в гражданском процессе 7
Возбуждение гражданского иска прокурором__________________ 8
Вступление прокурора в уже начавшийся процесс ________________15
Основания участия прокурора в гражданском процессе __________ 18
Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе ____ 19
Прокурорский надзор за законностью исполнения постановлений по гражданским делам ____________________________________ 21
Заключение _______________________________________________ 23
Список используемой литературы ____________________________ 36

Файлы: 1 файл

Гражданский процесс.docx

— 53.17 Кб (Скачать)

Прокурор не связан в своей правовой позиции и процессуальной деятельности интересами лица, на стороне которого он выступает. Его задача защитить общественное благо, интересы общества, выраженные в законе, правопорядок. Он защищает права и интересы конкретного лица постольку, поскольку в этом выражается общественный интерес в той мере, в какой дело имеет общественное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

 

Особое внимание обращается на исполнение судебных решений, вынесенных по заявлениям и искам прокуроров. Однако в задачу прокурора не входит проведение сплошных проверок исполнения всех решений по гражданским делам, вынесенных судом. Прокурор обычно проверяет исполнение судебных решений в связи с жалобами граждан и других заинтересованных лиц. В соответствии со ст. 441 ГПК РФ прокурор вправе принести жалобу в суд на действия судебного пристава.

В соответствии с п. 7 Приказа Генерального прокурора РФ от 05.01.1997 г. № 1 «Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве» на прокурора возложена обязанность:

«7. Обеспечить надзор за законностью исполнения судебных постановлений, опротестовывая в необходимых случаях действия судебных исполнителей и судебные определения по вопросам исполнения…».

Обеспечивая надзор за законностью исполнения судебных постановлений необходимо руководствоваться Федеральным Законом «Об исполнительном производстве», вступившем в силу 06.22.97 г. и разделом VII ГПК РФ. Меры прокурорского реагирования на нарушения закона судебными приставами- исполнителями в настоящее время чаще имеют форму представлений. Это объясняется тем, что нормами ФЗ «Об исполнительном производстве» принесение протеста на действия судебного пристава-исполнителя не предусмотрено. В то же время опротестование действий пристава в суд не исключается в соответствии со ст. 441 ГПК РФ[17].

Выбор формы прокурорского реагирования принадлежит прокурору, но здесь следует иметь в виду, что протест на действия судебного пристава- исполнителя подается в суд, а не руководителю подразделения судебных приставов округа. В адрес должностного лица может быть внесено представление об устранении нарушений закона, которое оформляется в порядке ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ».

В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 6 января 1999 г. № 1/7 всем нижестоящим прокурорам поставлена задача обеспечить эффективный надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций, связанных с реализацией важнейших конституционных прав и законных интересов граждан и организаций, а также при применении ими мер принуждения.

С учетом специфики работы судебных приставов организация надзора распределена между структурными подразделениями прокуратур, осуществляющими надзор за:

- исполнением законов и законностью  правовых актов – в части  соблюдения закона при осуществлении  судебными приставами своих функций  как при обеспечении установленного  порядка деятельности судов, так  и при исполнении судебных  актов и актов других органов; исполнения законов, регламентирующих  возбуждение исполнительного производства. Надзор за соответствием федеральным  законам нормативных актов, издаваемых  Главным судебным приставом РФ, управлением по надзору за  исполнением законов и законностью  правовых актов

Генеральной прокуратуры РФ;

- законностью постановлений судов  по гражданским делам – в  части соответствия законам постановлений  судов общей юрисдикции по  вопросам исполнительного производства.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Участие прокурора в гражданском процессе — один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства, поскольку законность — неотъемлемый, если не основной, его атрибут».

Эту красивую фразу из учебника по Гражданскому процессу я намеренно внесла в свою работу и выделила ее среди остального теста. Почему и зачем я это сделала – будет ясно в самом конце работы. Сейчас же я предлагаю Вам взглянуть на то, что происходит у нас в судах, на отношение граждан к российскому правосудию, на состояние правовой грамотности среди лиц, чья рабочая деятельность так или иначе связана с юриспруденцией, и, соответственно, проанализировать весь этот обширный и, поверьте, шокирующий материал.

Проблема доступности и эффективности правосудия является чрезвычайно актуальной и значимой, особенно в настоящее время, когда недоверие к судам со стороны граждан приводит большую часть общества в сферу теневой криминальной юстиции, которая, как известно, судит не по закону, а «по понятиям»[18].

Ни для кого не секрет, что основными недостатками нашей «отечественной 
Фемиды» являются, в первую очередь, нарушение сроков рассмотрения дел, когда их слушания без достаточно уважительных причин откладываются или переносятся без указания новой даты их рассмотрения, в результате чего люди порой доходят до отчаяния в ожидании результатов разрешения своих споров. 
Как рассказала, например, «Российская газета» от 2 февраля 2000 года из-за волокиты суд г. Ессентуки шестой год не может произвести раздел домовладения. Было отменено уже пять решений в связи с допущенными судом нарушениями норм материального и процессуального права. За это время стороны чуть не убили друг друга, и одна сторона была за совершение указанных действий осуждена и уже отбыла назначенное наказание, а судебное разбирательство все еще продолжается и ему не видно конца. При этом, необходимо отметить, что субъектами этих спорных правоотношений являются пенсионеры и двое инвалидов второй группы.

Имеет место также и намеренная волокита со стороны судебных работников в выдаче копий решений суда и не предоставления гражданам возможности для своевременного ознакомления с протоколами судебного заседания, что ограничивает их во времени на подачу кассационных жалоб, в том числе и прокурору на принесение квалифицированного кассационного предоставления в вышестоящую судебную инстанцию.

Кроме того, отсутствие необходимой профессиональной подготовки части судейского корпуса, в условиях постоянно меняющегося законодательства и усложнения норм материального права, отрицательно сказывается на качестве выносимых ими судебных решений.

Обращает на себя внимание и тот факт, что количество судебных ошибок, выявленных в кассационными инстанциями судов общей юрисдикции, и повлекших в дальнейшем отмену и изменения судебных решений, только за 1999 год составило около 100 тысяч. Вместе с тем, вызывает озабоченность и то, что незаконные судебные постановления нередко выносятся по делам, затрагивающим конституционные права граждан – трудовые, жилищные, о возмещении вреда и т.д.

Далее, следует особо отметить такой недопустимый фактор в осуществлении правосудия как ангажированность некоторых судей, в связи с чем граждане вынуждены ходатайствовать о переносе рассмотрения своих споров в другие регионы, поскольку усматривают в действиях конкретного судьи явную заинтересованность в исходе дела (в первую очередь это относится к делам, связанным с нарушением законных прав граждан со стороны государственных органов). Так, в Карачаево-Черкесии граждане по причинам недоверия местным органам правосудия ходатайствовали об изменении территориальной подсудности и переносе рассмотрения их дел в соседние регионы, в том числе и в 
Ставропольский край. При это имели место случаи пикетирования, погромов зданий судов, обращений в вышестоящие инстанции, подписанные тысячами граждан многочисленные жалобы. В такую форму вылилось возмущение населения, вызванное неправосудными судебными решениями и незаконными преследованиями[19] («РГ» 16.06.2000 г.). Подобные факты в правовом государстве просто недопустимы.

В большинстве своем судьи нередко занимают позицию отторжения любой критики, забывая при этом, что уважающая себя власть должна бороться за чистоту своих рядов, освобождаясь от недобросовестных работников.

Нельзя, конечно, не учитывать и объективные причины нарушений сроков рассмотрения дел, а именно: ежегодно увеличивающийся рост количества гражданских дел, недостаточную численность судейского корпуса и в этой связи перегруженность судей, а также неудовлетворительное материально- техническое обеспечение, необходимое для нормальной работы судов.

Введение же института мировых судей, призванного разгрузить суды районного звена и взять на себя рассмотрение несложных административных дел, тормозится в виду отсутствия в бюджете предусмотренных для того материальных средств.

Нельзя не учитывать и тот факт, что для большинства граждан обращение в суд в настоящее время является непозволительной роскошью, поскольку услуги адвоката и госпошлина при подаче исковых заявлений составляет весьма значительную («кругленькую») сумму. Перечисленные факторы отрицательно влияют на доступность и эффективность правосудия. Зачастую, прокуратура является единственным органом, где граждане могут получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

Исходя из этого, участие прокуроров в гражданском судопроизводстве во многом способствует повышению доступности и эффективности правосудия. 
Президент России В. В. Путин на Всероссийском совещании прокуроров справедливо отметил, что «судебная реформа не может быть эффективной без активного участия прокуратуры в судебном процессе»[20].

Одним из весомых аргументов в пользу этого утверждения является огромное количество граждан за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, поступивших в органы прокуратуры (более 2-х млн. только за 2001 год). 
А теперь представьте, что все эти граждане обратились бы в суды РФ, и без того перегруженные, то очередь в них на подачу только заявления напоминала бы очередь в Мавзолей в былые времена.

С участием прокурора за 1999 год в судах общей юрисдикции рассмотрено 
350 тысяч гражданских дел, почти по 97 % дел от общего из числа судебные постановления вынесенные в соответствии с заключениями прокуроров, подтверждая тем самым их законность и обоснованность.

Интересное мнение высказал в своей работе Петрухин И. Л. «Прокурорский надзор и судебная власть»: «В 1999 г. прокуроры предъявили в суды общей юрисдикции РФ 231877 исков, в том числе в интересах граждан – 63,2%. Из этих цифр следует лишь такой вывод: прокуратура неосновательно присвоила себе адвокатские, правозащитные функции, как будто ей больше нечем заняться». На это высказывание у меня рождается только один вопрос: если не прокуратура, то кто же?

Если взглянуть на правосудие в нашей стране, так сказать, в голом виде 
(на реальные факты, а не книжный романтизм), кажется, мой вопрос останется пока риторическим.

Изучение практики предъявления и поддержания прокурорами исков в суды показало, что право обращения с исковыми заявлениями активно используется многими прокурорами как эффективное средство реального устранения нарушений законности. Высокая удовлетворяемость исков (85%) наглядно свидетельствует о мере эффективности прокурорского вмешательства. Поэтому, когда некоторые ученые-юристы и практики высказывают свои мнения по ограничению полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве, они, как представляется, не всегда учитывают реальные потребности общества и наличие тех негативных факторов, которыми определяются эти потребности. Так, принятый ГПК РФ лишний раз доказывает отдаленность власти от потребностей и проблем граждан. Наша судебная система подвержена таким негативным явлениям как бюрократизм, местничество, ведомственность, «телефонное право», зажим гласной критики, отсутствие чувства ответственности и т.д.

Боюсь, что введение нового ГПК РФ, в значительной степени ограничивающего права прокуратуры в судебном процессе, приведет к ситуации, ловко подмеченной А. Ф. Кони: «В стремлении очистить лес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Прокуратура и прокурорский надзор в России: Учебное пособие для вузов. / В.П. Беляев. - М.: Юриспруденция, 2007. - 207с.
  2. Правоохранительные органы Российской Федерации / В.К. Бобров. - М.: НОРМА-ИНФРА - М, 2007. - 210 с.
  3. Прокурорский надзор. / В.Н. Галузо. - Allpravo, 2007. - 399 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// allpravo.ru./
  4. Правоохранительные органы в России. / О.А. Галустьян. - М.: НОРМА-ИНФРА - М, 2006. - 381 с.
  5. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации/ Под редакцией М.К. Треушникова - М.: Спарк, 2007.- 200с.
  6. Гражданский Процесс: Учебник для юридических вузов. / М.К. Треушников. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 366 с.
  7. Правоохранительные органы: Учебное пособие. / А.А. Чувилев. - М.: Юриспруденция, 2006. - 176 с.
  8. Правоохранительные органы Российской Федерации / В.К. Бобров. - М., 2007. - с. 30-31
  9. Гражданский процесс: Учебник / И.В. Решетникова. - М., 2007. - с.59
  10. Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве: Приказа Генерального прокурора РФ № 1 от 5.01.97
  11. Прокурорский надзор. / В.Н. Галузо. - Allpravo, 2007. - с. 111-112
  12. Гражданский процесс: Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное / Под редакцией В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. - Allpravo, 2007.- с. 68-69
  13. Прокурорский надзор за законностью правовых актов органов представительной и исполнительной власти. Учебное пособие. / А.Ю. Винокуров. - М.: Спарк, 2007. - с.52, 55
  14. Прокуратура и прокурорский надзор в России / В.П. Беляев- М.: Юриспруденция, 2007 - с. 54
  15. Правоохранительные органы в России. / О.А. Галустьян. - М. 2006. - с. 161-162
  16. Прокуратура и прокурорский надзор в России / В.П. Беляев- М.: Юриспруденция, 2007 -с. 56
  17. Прокурорский надзор. / В.Н. Галузо. - Allpravo, 2007. - с. 66

 

 


Информация о работе Формы участия прокурора в гражданском процессе