Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 08:54, курсовая работа
Как отмечено в докладе, защита прав лиц, принадлежащих к социально уязвимым группам населения,, должна стать одним из приоритетов в социальной политике РФ в области прав человека. Гражданин сегодня практически оставлен один на один в борьбе с хорошо налаженным бюрократическим аппаратом, махинациями работодателей, монополистов-торговцев, недобросовестных производителей. Получение юридической помощи в настоящее время возможно лишь для узкого круга лиц, обладающих соответствующими финансовыми возможностями.
Введение 3
Формы участия прокурора в гражданском процессе 7
Возбуждение гражданского иска прокурором__________________ 8
Вступление прокурора в уже начавшийся процесс ________________15
Основания участия прокурора в гражданском процессе __________ 18
Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе ____ 19
Прокурорский надзор за законностью исполнения постановлений по гражданским делам ____________________________________ 21
Заключение _______________________________________________ 23
Список используемой литературы ____________________________ 36
Прокурор не связан в своей правовой позиции и процессуальной деятельности интересами лица, на стороне которого он выступает. Его задача защитить общественное благо, интересы общества, выраженные в законе, правопорядок. Он защищает права и интересы конкретного лица постольку, поскольку в этом выражается общественный интерес в той мере, в какой дело имеет общественное значение.
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
Особое внимание обращается на исполнение судебных решений, вынесенных по заявлениям и искам прокуроров. Однако в задачу прокурора не входит проведение сплошных проверок исполнения всех решений по гражданским делам, вынесенных судом. Прокурор обычно проверяет исполнение судебных решений в связи с жалобами граждан и других заинтересованных лиц. В соответствии со ст. 441 ГПК РФ прокурор вправе принести жалобу в суд на действия судебного пристава.
В соответствии с п. 7 Приказа Генерального прокурора РФ от 05.01.1997 г. № 1 «Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве» на прокурора возложена обязанность:
«7. Обеспечить надзор за законностью исполнения судебных постановлений, опротестовывая в необходимых случаях действия судебных исполнителей и судебные определения по вопросам исполнения…».
Обеспечивая надзор за законностью исполнения судебных постановлений необходимо руководствоваться Федеральным Законом «Об исполнительном производстве», вступившем в силу 06.22.97 г. и разделом VII ГПК РФ. Меры прокурорского реагирования на нарушения закона судебными приставами- исполнителями в настоящее время чаще имеют форму представлений. Это объясняется тем, что нормами ФЗ «Об исполнительном производстве» принесение протеста на действия судебного пристава-исполнителя не предусмотрено. В то же время опротестование действий пристава в суд не исключается в соответствии со ст. 441 ГПК РФ[17].
Выбор формы прокурорского реагирования принадлежит прокурору, но здесь следует иметь в виду, что протест на действия судебного пристава- исполнителя подается в суд, а не руководителю подразделения судебных приставов округа. В адрес должностного лица может быть внесено представление об устранении нарушений закона, которое оформляется в порядке ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ».
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 6 января 1999 г. № 1/7 всем нижестоящим прокурорам поставлена задача обеспечить эффективный надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций, связанных с реализацией важнейших конституционных прав и законных интересов граждан и организаций, а также при применении ими мер принуждения.
С учетом специфики работы судебных приставов организация надзора распределена между структурными подразделениями прокуратур, осуществляющими надзор за:
- исполнением законов и
Генеральной прокуратуры РФ;
- законностью постановлений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Участие прокурора в гражданском процессе — один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства, поскольку законность — неотъемлемый, если не основной, его атрибут».
Эту красивую фразу из учебника по Гражданскому процессу я намеренно внесла в свою работу и выделила ее среди остального теста. Почему и зачем я это сделала – будет ясно в самом конце работы. Сейчас же я предлагаю Вам взглянуть на то, что происходит у нас в судах, на отношение граждан к российскому правосудию, на состояние правовой грамотности среди лиц, чья рабочая деятельность так или иначе связана с юриспруденцией, и, соответственно, проанализировать весь этот обширный и, поверьте, шокирующий материал.
Проблема доступности и эффективности правосудия является чрезвычайно актуальной и значимой, особенно в настоящее время, когда недоверие к судам со стороны граждан приводит большую часть общества в сферу теневой криминальной юстиции, которая, как известно, судит не по закону, а «по понятиям»[18].
Ни для кого не секрет, что основными
недостатками нашей «отечественной
Фемиды» являются, в первую очередь, нарушение
сроков рассмотрения дел, когда их слушания
без достаточно уважительных причин откладываются
или переносятся без указания новой даты
их рассмотрения, в результате чего люди
порой доходят до отчаяния в ожидании
результатов разрешения своих споров.
Как рассказала, например, «Российская
газета» от 2 февраля 2000 года из-за волокиты
суд г. Ессентуки шестой год не может произвести
раздел домовладения. Было отменено уже
пять решений в связи с допущенными судом
нарушениями норм материального и процессуального
права. За это время стороны чуть не убили
друг друга, и одна сторона была за совершение
указанных действий осуждена и уже отбыла
назначенное наказание, а судебное разбирательство
все еще продолжается и ему не видно конца.
При этом, необходимо отметить, что субъектами
этих спорных правоотношений являются
пенсионеры и двое инвалидов второй группы.
Имеет место также и намеренная волокита со стороны судебных работников в выдаче копий решений суда и не предоставления гражданам возможности для своевременного ознакомления с протоколами судебного заседания, что ограничивает их во времени на подачу кассационных жалоб, в том числе и прокурору на принесение квалифицированного кассационного предоставления в вышестоящую судебную инстанцию.
Кроме того, отсутствие необходимой профессиональной подготовки части судейского корпуса, в условиях постоянно меняющегося законодательства и усложнения норм материального права, отрицательно сказывается на качестве выносимых ими судебных решений.
Обращает на себя внимание и тот факт, что количество судебных ошибок, выявленных в кассационными инстанциями судов общей юрисдикции, и повлекших в дальнейшем отмену и изменения судебных решений, только за 1999 год составило около 100 тысяч. Вместе с тем, вызывает озабоченность и то, что незаконные судебные постановления нередко выносятся по делам, затрагивающим конституционные права граждан – трудовые, жилищные, о возмещении вреда и т.д.
Далее, следует особо отметить такой
недопустимый фактор в осуществлении
правосудия как ангажированность некоторых
судей, в связи с чем граждане вынуждены
ходатайствовать о переносе рассмотрения
своих споров в другие регионы, поскольку
усматривают в действиях конкретного
судьи явную заинтересованность в исходе
дела (в первую очередь это относится к
делам, связанным с нарушением законных
прав граждан со стороны государственных
органов). Так, в Карачаево-Черкесии граждане
по причинам недоверия местным органам
правосудия ходатайствовали об изменении
территориальной подсудности и переносе
рассмотрения их дел в соседние регионы,
в том числе и в
Ставропольский край. При это имели место
случаи пикетирования, погромов зданий
судов, обращений в вышестоящие инстанции,
подписанные тысячами граждан многочисленные
жалобы. В такую форму вылилось возмущение
населения, вызванное неправосудными
судебными решениями и незаконными преследованиями[19]
(«РГ» 16.06.2000 г.). Подобные факты в правовом
государстве просто недопустимы.
В большинстве своем судьи нередко занимают позицию отторжения любой критики, забывая при этом, что уважающая себя власть должна бороться за чистоту своих рядов, освобождаясь от недобросовестных работников.
Нельзя, конечно, не учитывать и объективные причины нарушений сроков рассмотрения дел, а именно: ежегодно увеличивающийся рост количества гражданских дел, недостаточную численность судейского корпуса и в этой связи перегруженность судей, а также неудовлетворительное материально- техническое обеспечение, необходимое для нормальной работы судов.
Введение же института мировых судей, призванного разгрузить суды районного звена и взять на себя рассмотрение несложных административных дел, тормозится в виду отсутствия в бюджете предусмотренных для того материальных средств.
Нельзя не учитывать и тот факт, что для большинства граждан обращение в суд в настоящее время является непозволительной роскошью, поскольку услуги адвоката и госпошлина при подаче исковых заявлений составляет весьма значительную («кругленькую») сумму. Перечисленные факторы отрицательно влияют на доступность и эффективность правосудия. Зачастую, прокуратура является единственным органом, где граждане могут получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь.
Исходя из этого, участие прокуроров
в гражданском судопроизводстве во многом
способствует повышению доступности и
эффективности правосудия.
Президент России В. В. Путин на Всероссийском
совещании прокуроров справедливо отметил,
что «судебная реформа не может быть эффективной
без активного участия прокуратуры в судебном
процессе»[20].
Одним из весомых аргументов в пользу
этого утверждения является огромное
количество граждан за защитой своих нарушенных
или оспариваемых прав, поступивших в
органы прокуратуры (более 2-х млн. только
за 2001 год).
А теперь представьте, что все эти граждане
обратились бы в суды РФ, и без того перегруженные,
то очередь в них на подачу только заявления
напоминала бы очередь в Мавзолей в былые
времена.
С участием прокурора за 1999 год в судах
общей юрисдикции рассмотрено
350 тысяч гражданских дел, почти по 97 % дел
от общего из числа судебные постановления
вынесенные в соответствии с заключениями
прокуроров, подтверждая тем самым их
законность и обоснованность.
Интересное мнение высказал в своей работе Петрухин И. Л. «Прокурорский надзор и судебная власть»: «В 1999 г. прокуроры предъявили в суды общей юрисдикции РФ 231877 исков, в том числе в интересах граждан – 63,2%. Из этих цифр следует лишь такой вывод: прокуратура неосновательно присвоила себе адвокатские, правозащитные функции, как будто ей больше нечем заняться». На это высказывание у меня рождается только один вопрос: если не прокуратура, то кто же?
Если взглянуть на правосудие в нашей
стране, так сказать, в голом виде
(на реальные факты, а не книжный романтизм),
кажется, мой вопрос останется пока риторическим.
Изучение практики предъявления и поддержания прокурорами исков в суды показало, что право обращения с исковыми заявлениями активно используется многими прокурорами как эффективное средство реального устранения нарушений законности. Высокая удовлетворяемость исков (85%) наглядно свидетельствует о мере эффективности прокурорского вмешательства. Поэтому, когда некоторые ученые-юристы и практики высказывают свои мнения по ограничению полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве, они, как представляется, не всегда учитывают реальные потребности общества и наличие тех негативных факторов, которыми определяются эти потребности. Так, принятый ГПК РФ лишний раз доказывает отдаленность власти от потребностей и проблем граждан. Наша судебная система подвержена таким негативным явлениям как бюрократизм, местничество, ведомственность, «телефонное право», зажим гласной критики, отсутствие чувства ответственности и т.д.
Боюсь, что введение нового ГПК РФ, в значительной степени ограничивающего права прокуратуры в судебном процессе, приведет к ситуации, ловко подмеченной А. Ф. Кони: «В стремлении очистить лес.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Формы участия прокурора в гражданском процессе