Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:43, курсовая работа
Исходя из темы курсовой работы, определяется цель и задачи настоящего исследования. Основная цель работы – изучить виды и порядок производства дел, возникающих из публичных правоотношений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….……4
ГЛАВА 1. ДЕЛА И ВИДЫ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮ-ЩИХ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
§1. Дела, возникающие из публичных правоотношений. ……….……….…….7
§2. Виды подведомственности дел, возникающих из публичных правоотно-шений.………………………………………………………………………….…10
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ПУБ-ЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
§1. Средство судебной защиты в делах, возникающих из публичных правоот-ношений. …………………………………………………………………….…...14
§2. Порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений. ……………………….............................................................................................18
ГЛАВА 3. СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
§1. Судебные решения по делам, возникающим из публичных правоотноше-ний.………………………………………………………………………………..22
§2. Задача……………………………. ………………………………………..…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…….28
АННОТАЦИЯ
В данной работе рассматривается понятие и характеристика производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Публичные правоотношения
– вопросы, касающиеся не
Одним из видов судопроизводства является производство по делам, возни-кающим из административно-правовых отношений. Следует иметь в виду, что этот термин, используемый законодателем, носит условный характер. Условность термина определяется тем, что суды общей юрисдикции рассмат-ривают дела, возникающие не только из собственно административных, но и из финансовых (налоговых), таможенных, конституционных и иных правоот-ношений. Поэтому настоящее производство целесообразно именовать произ-водством из публично-правовых отношений. Этот вид судопроизводства, как и другие, базируется на нормах Конституции РФ. К таким вопросам относят-ся: - дела об оспаривании нормативных правовых актов; - дела об оспарива-нии решений и действий (бездействия) органов государственной власти, ор-ганов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муни-ципальных служащих; - дела о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; - и некоторые иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные Федераль-ным законом к ведению суда.
Соответственно в рамках первой главы будут рассмотрены дела, возника-ющие из публичных правоотношений и виды подведомственности дел, воз-никающих из публичных правоотношений. Во второй главе будет дана ха-рактеристика средствам судебной защиты и порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений. В третьей - судебные решения по делам, возникающим из публичных правоотношений.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ДЕЛА И ВИДЫ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮ-ЩИХ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
§1. Дела, возникающие из публичных правоотношений. ……….……….…….7
§2. Виды подведомственности дел, возникающих
из публичных правоотно-шений.……………………………………
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ПУБ-ЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
§1. Средство судебной защиты в делах, возникающих
из публичных правоот-ношений. …………………………………………………………………….…..
§2. Порядок рассмотрения дел, возникающих
из публичных правоотношений. ……………………….....................
ГЛАВА 3. СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
§1. Судебные решения по делам, возникающим
из публичных правоотноше-ний.……………………………………
§2. Задача……………………………. ………………………………………..…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…….28
ВВЕДЕНИЕ
Вид гражданского судопроизводства - это процессуальный порядок воз-буждения, рассмотрения, разрешения дел в судах общей юрисдикции опре-деляемый характером и спецификой подлежащего защите материального права. В гражданском судопроизводстве выделяются следующие виды произ-водств: 1) исковое производство; 2) производство по делам, возникающим из публичных правоотношений; 3) особое производство; 4) приказное производство; 5) иные производства.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации (далее- Конституция РФ) органы государственной власти, органы местного самоуп-равления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В то же время ст. 46 Конституции РФ установила правило, согласно которому решения и действия (бездействие) органов госу-дарственной власти, органов местного самоуправления, общественных объе-динений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В государстве, функционирование которого основано на принципе разделения властей, об-ращение в суд с требованием о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов служит эффективной формой контроля за действиями (бездейст-вием) органов власти и должностных лиц. Это обусловлено тем, что самый совершенный ведомственный контроль не в состоянии заменить судебное разбирательство, обеспечивающее максимум гарантий для защиты законных прав и интересов заинтересованных лиц.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена преимуществом судеб-ного порядка рассмотрения споров в сравнении с ведомственным контролем, который заключаются, прежде всего, в равенстве процессуального положе-ния (статуса) гражданина и органа власти, наличии равных возможностей в отстаивании своих позиций, гласном характере разрешения спора и т.д. Поэтому в установленных случаях закон закрепляет право граждан и орга-низаций на судебный контроль за действиями административных органов и должностных лиц. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной и своевременной.
Исходя из темы
курсовой работы, определяется цель
и задачи настоящего
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть дела, возникающие из публичных правоотношений;
- изучить виды подведомственности дел, возникающих из публичных правоотношений;
- дать характеристику средствам судебной защиты в делах, возникающих из публичных правоотношений;
- изучить порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений;
- изучить характеристику судебных решений по делам, возникающим из публичных правоотношений.
С учетом цели и задач настоящего исследования определяется предмет и объект курсовой работы. Объект исследования – производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. Предмет исследования – закрепленные в гражданском судопроизводстве Российской Федерации, нормативные акты.
Методологическую основу работы составляют сравнительно-правовой, логический, исторический и статистический методы. Путем применения указанных методов теоретический анализ соединен с решением задач практического характера, имеющих значение, как для правоприменительной практики, так и для выработки предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Теоретическая основа работы включает труды российских ученых юристов. В целях этой работы изучена и проанализирована в аспекте рассматриваемых вопросов соответствующая литература по гражданскому и процессуальному праву таких авторов как Якушев А.В., Лебедев М.Ю., Матушевский Р.Г. и другие.
Структура работы обусловлена целью, задачами и предметом исследования и отражает ее логику. Курсовая работа состоит из трех глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ДЕЛА И ВИДЫ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮ-ЩИХ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
§1. Дела, возникающие из публичных правоотношений
Правовой институт, регулирующий судебный порядок рассмотрения и разрешения споров в сфере публичных правоотношений между гражданами и организациями, с одной стороны, и органами исполнительной и законодательной властей, с другой стороны, получил название административной юрисдикции. Сущность данного вида судопроизводства предопределяет его самостоятельность в системе гражданского процессуального права. По правилам данного производства судами рассматриваются и разрешаются дела не только из административно-правовых отношений в собственном смысле, но и из государственно-правовых, финансово-правовых и некоторых других отношений.
Это производство предназначено для, с одной стороны (здесь две функции выполняет, так как в основе лежат отношения власти и подчинения), суд выполняет функцию контроль за действиями властных лиц; суд призван контролировать законность действий этих органов.
В производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, функции суда шире. С одной стороны, должен разрешить конкретный спор о праве, с другой – контроль за деятельностью властных структур. Правовая природа этого вида производства объясняется двумя особенностями: 1) характером правоотношения и 2) субъектным составом.
Дела, возникающие из публичных правоотношений,
рассматриваются судьей единолично, если
федеральным законом не предусмотрено
иное. Производство по данным категориям
дел проводится по правилам, предусмотренным
для искового производства. При рассмотрении
и разрешении дел, возникающих из публичных
правоотношений, не применяется правило
заочного решения, что обусловлено распределением
обязанности по доказыванию и статусом
сторон.
Сторонами по делам, возникшим из публичных правоотношений, являются заявитель и заинтересованное лицо1. Заявителем признается лицо, чье право нарушено или оспаривается посредством вынесения нормативного акта, решением, действиями или бездействием должностного лица, государственных и муниципальных служащих органов государственной власти, органов местного самоуправления. Заинтересованным лицом признается лицо, которое привлекается судом в качестве так называемого ответчика. Заинтересованным лицом являются должностное лицо, государственный или муниципальный служащий органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые и приняли нормативный акт, решение, совершили действие или же бездействие, чем было нарушено право заявителя. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку на судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 10 МРОТ (ст. 247 ГПК РФ)2.
Основанием для рассмотрения дела, возникающего из публичных правоотношений, является заявление заявителя, к которому предъявляются требования, предусмотренные для искового заявления (ст. 131, 132 ГПК РФ). В заявлении также должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).
Стоит отметить, что основанием для отказа в принятии искового заявления может быть несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора между сторонами3. В делах, возникающих из публичных правоотношений, не требуется обращения заявителя в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу, и оно не является обязательным условием для подачи заявления в суд.
Особенностью производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, является отсутствие спора о праве. Если же при подаче заявления в суд будет установлено, что имеется спор о праве, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований (ст. 131 и 132 ГПК РФ)4. Основанием для отказа в принятии заявления (а если заявление было принято, то для прекращения производства по делу, возникшему из публичных правоотношений) является решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу (ст. 249 ГПК РФ).
Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государствен-ных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший норма-тивный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может ис-требовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разреше-ния дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о представ-лении доказательств, подвергаются штрафу в размере до 10 МРОТ5.
§2. Виды подведомственности дел, возникающих из публичных
правоотношений
В самом общем смысле подведомственность - это разграничение компетенции (прав, обязанностей и ответственности) между различными органами в решении тех или иных вопросов6. Каждому государственному органу присуща своя прерогатива - исключительное право. Конституция Российской Федерации наделяет исключительным правом осуществлять правосудие только суд. Вся судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В соответствии с законом в систему федеральных судов входят Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, районные, военные, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации. Наряду с системой федеральных судов закон предусмотрел также существование судов субъектов Федерации.
Информация о работе Дела,возникающие из публичных правоотношений