Задачи по гражданскому праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:58, задача

Краткое описание

ЗАО «Кедр» выделилось из ОАО «Усть-мебель». Вскоре выяснилось, что разделительный баланс был составлен без инвентаризации имущества и денежных обязательств реорганизуемого юридического лица, ряд кредиторов ОАО не были извещены о предстоящей реорганизации. Каким образом кредиторы могут защитить свои интересы?

Файлы: 1 файл

Задачи гр. право.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

2. Если в соответствии с учредительными  документами учреждению предоставлено  право осуществлять приносящую  доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. [2, ст. 298]



Имущество бюджетное учреждение может получать из разных источников. В первом случае непосредственная передача собственником имущества может происходить как в момент учреждения, так и в процессе его деятельности. При втором способе имущество учреждения формируется за счет средств от самостоятельной деятельности. При первом способе формирования движимое и недвижимое имущество передается бюджетному учреждению на основании вещного права, а именно в оперативное управление. Согласно пункту 1 статьи 298 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. При втором способе полученное имущество не является имуществом, переданным в оперативное управление. Это положение подтверждается пунктом 2 статьи 298 Гражданского кодекса РФ. В нем сказано, что если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Получается, что учреждение одновременно обладает двумя различными правами в отношении своего имущества. Одна часть имущества учреждения, полученная им от собственника и приобретенная за счет денежных средств, выделенных ему по смете, находится у него на праве оперативного управления. Правовой режим другой части, «заработанной» самим учреждением, подлежащей учету на отдельном балансе, не ясен. Во всяком случаев ГК сам его не определяет.

 К числу вещных может быть отнесено и право на то имущество, которое учреждения получают в виде дара, пожертвований, и иным основаниям. Хотя это право обычно остается безымянным, имущество, на которое оно распространяется, зачастую выделяется из круга имуществ, принадлежащих учреждениям на праве оперативного управления, равно как и имуществ, приобретаемых учреждением за счет допускаемой уставом предпринимательской деятельности и поступающих в самостоятельное распоряжение соответствующего учреждения.

Дарение

Безвозмездное получение бюджетным  учреждением имущества может  осуществляться по договору дарения  или по договору пожертвования. 
Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

В соответствии с п. 1 ст. 574 ГК РФ дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно. Передача дара осуществляется посредством его  вручения, символической передачи либо вручения правоустанавливающих документов. Случаи, когда договор дарения должен быть совершен в письменной форме, предусмотрены п. 2, п. 3 ст. 574 ГК РФ. 
Договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда:

- дарителем является юридическое лицо, и стоимость дара превышает 3000 руб.;

- договор содержит обещание  дарения в будущем.

В перечисленных выше случаях договор  дарения, совершенный устно, считается  ничтожной сделкой. Договор дарения  недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Пожертвование

Отношения, возникающие в рамках договора пожертвования, также регулируются главой 32 ГК РФ "Дарение", согласно которой в качестве особого вида договора дарения выделяется договор  пожертвования. Так, в соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвование - это дарение вещи или права в общеполезных целях. При этом пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Требования к форме договора пожертвования также установлены ст. 574 ГК РФ. 
Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст.      124 ГК РФ.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено  определенное назначение, должно вести  обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Принятие к бюджетному учету

Безвозмездно полученное имущество  по договорам дарения или пожертвования  от коммерческой организации или  физического лица может быть принято  к учету как в рамках бюджетной, так и в рамках приносящей доход деятельности. 
           При безвозмездном получении бюджетным учреждением имущества следует учитывать тот факт, что у получателя бюджетных средств могут возникнуть дополнительные расходные обязательства, связанные с уплатой налога на имущество организаций, дальнейшим содержанием данного имущества, доведением его до состояния, пригодного к использованию и так далее. 
Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством бюджетное учреждение может принять пожертвование или подарок только в том случае, если у него имеются соответствующие средства на его содержание, предусмотренные в бюджетной смете или смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности, в зависимости от того, в рамках какой деятельности предполагается использовать данный актив.

Если таких средств у бюджетного учреждения нет, оно вправе в любое  время до передачи дара от него отказаться. В этом случае договор дарения  считается расторгнутым (п. 1 ст. 573 ГК РФ). При принятии решения о постановке на учет, прежде всего, учреждению необходимо оценить, в какой деятельности, бюджетной или приносящей доход, оно предполагает использовать полученные активы. Кроме того, возможна ситуация, когда учреждение вообще не ведет приносящую доход деятельность, соответственно, имущество может быть принято на учет только по бюджетной деятельности, поскольку в противном случае не будет средств на его содержание.

При принятии решения о постановке подаренного или пожертвованного  имущества в рамках бюджетной  деятельности следует учесть, что  согласно п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. При этом в соответствии с п. 2 ст. 161 БК РФ заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств. Принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов является нарушением бюджетного законодательства.

Таким образом, учреждение не вправе принять к учету в рамках бюджетной  деятельности полученное безвозмездно имущество, если у него отсутствуют  лимиты бюджетных обязательств на его содержание.

- дальнейшее использование данного  имущества в рамках бюджетной  деятельности; 
- наличие у учреждения лимитов бюджетных обязательств для содержания данного имущества;

При несоблюдении вышеназванных условий  учреждение вправе принять к учету подаренное или пожертвованное имущество в рамках приносящей доход деятельности или отказаться от дара.

Пункт 10 Постановления Пленума  ВС РФ "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой  права собственности и других вещных прав" гласит:

Согласно статье 298 ГК РФ государственные и муниципальные учреждения вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от разрешенной собственником предпринимательской деятельности, и приобретенным на эти доходы имуществом в случае, если доходы и имущество учитываются на отдельном балансе.

Поэтому при разрешении споров следует  исходить из того, что доходы и приобретенное  на эти доходы имущество, учитываемые  на отдельном балансе, не могут быть изъяты у учреждений по решениям комитетов по управлению имуществом или других государственных и муниципальных органов, в том числе и в тех случаях, когда они не используются или используются не по целевому назначению.

 

На основании проанализированного  материала можно сделать вывод, что объем прав лечебно-профилактического учреждения на имущество, полученное по договорам дарения или пожертвования, может различаться в зависимости от того принято оно к учету в рамках бюджетной или в рамках приносящей доход деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:



1. Российская Федерация. Конституция  (1993). Конституция Российской Федерации  принятая на всенародном голосовании  12.12.1993г. с учетом поправок, внесенных  Законами Российской Федерации  о поправках к Конституции  Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ [Текст]: официальный текст // "Российская газета" 21.01.2009г., № 7.

2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской  Федерации Часть первая [Текст]: (фед. закон: 30.11.1994 № 51-ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.10.1994, в ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.05.2010) // "Российская газета"  08.12.1994г., № 238-239.

3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской  Федерации Часть вторая [Текст]: (фед. закон: 26.01.1996 № 14-ФЗ, принят ГД ФС РФ 22.12.1995, в ред. от 17.07.2009, с изм. от 08.05.2010) // "Российская газета"  N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.

4.  Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "Об акционерных обществах"  [Текст]: (фед. закон: 26.12.1995  № 208-ФЗ, принят ГД ФС РФ 24.11.1995, в ред. от 27.12.2009) // "Российская газета", 29.12.1995г.,  № 248.

5.  Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей"  [Текст]: (фед. закон: 08.08.2001  № 129-ФЗ, принят ГД ФС РФ 13.07.2001, в ред. от 19.05.2010) // "Российская газета", 10.08.2001,  № 153-154.

6.  Российская Федерация. Постановление Пленума Верховного Суда РФ.  Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" [Текст]: (Постановление от 18.11.2003)  // "Вестник ВАС РФ", 2004, №1.

7. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая [Текст]: (фед. закон: 05.08.2000 № 117-ФЗ, принят ГД ФС РФ 19.07.2000, в ред. от 27.12.2009) // "Парламентская газета", 10.08.2000г., № 151-152

8. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: (фед. закон: 31.07.1998 № 145-ФЗ, принят ГД ФС РФ 17.07.1998, в ред. от 30.040.2010) // "Собрание законодательства", 03.08.1998, № 31, ст. 3823.

9. Российская Федерация. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 №8  "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" // "Вестник ВАС РФ", 1998, №10.




Информация о работе Задачи по гражданскому праву