Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:19, курсовая работа
Для того чтобы облегчить положение участников гражданского оборота, и прежде всего тех из них, кто решает для себя вопрос о заключении договора с соответствующим образованием, установлена обязательная государственная регистрация юридических лиц. Включение того или иного образования в единый реестр юридических лиц служит необходимым, достаточным и вместе с тем бесспорным доказательством того, что данное образование признано в установленном порядке юридическим лицом.
Введение……………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Возникновение юридического лица...…………………….….….....8
Глава 2. Реорганизация юридического лица….………………………….......12
Глава 3. Ликвидация юридического лица……………..…………..………..15
Заключение…………………………….………………….…………....……...21
Библиография……………………………….……….…….…………….……..24
Законодательству
известно несколько способов (порядков)
создания юридических лиц. В условиях
рыночной организации оборота основным
становится явочно-нормативный (или
нормативно-явочный, иногда называемый
также заявительным либо регистрационным)
способ их создания. Он исключает необходимость
получения предварительного разрешения
органов публичной власти на создание
юридического лица. Учредители "являются"
в регистрирующий орган, который
не вправе отказать им в регистрации
создаваемой организации при
отсутствии каких-либо нарушений правовых
норм с их стороны. В таком порядке
создается большинство
В качестве
предусмотренного законом исключения
используется также разрешительный
порядок создания некоторых юридических
лиц, предполагающих заниматься лишь предпринимательской
деятельностью. Он связан с необходимостью
получения предварительного разрешения
(согласия) от органов публичной
власти на создание соответствующего
юридического лица, что обычно служит
общим интересам всех участников
оборота. В таком порядке, например,
создаются коммерческие банки и
страховые компании (в частности,
поскольку их деятельность связана
с оказанием финансовых услуг
неограниченному кругу
В обоих
случаях юридическое лицо считается
созданным с момента его
Единая
процедура государственной
Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам несоответствия представленных документов закону или несоблюдения установленного (разрешительного) порядка, но не по иным основаниям, например из-за "отсутствия целесообразности". При этом отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке7. Любым заинтересованным лицам также предоставлено право в 6-месячный срок с момента регистрации заявить в суде требование о признании регистрации и (или) учредительных документов юридического лица недействительными полностью или частично (например, по мотивам нарушения их прав на имущество, внесенное в уставный капитал созданного юридического лица).
Сведения
о регистрации юридических лиц
подлежат опубликованию. Данные государственного
реестра юридических лиц должны
быть открыты для всеобщего
Глава 2. Реорганизация юридического лица
Деятельность
юридического лица прекращается посредством
его реорганизации или
слияние нескольких юридических лип в одно;
присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;
разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;
выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;
преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую8.
Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность, по крайней мере, одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.
Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект - юридическое лицо, подлежат прекращению.
Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов9. Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.
В случаях,
прямо предусмотренных законом,
реорганизация в форме
Реорганизация
юридических лиц оформляется
либо передаточным актом (балансом) (в
случаях слияния, присоединения
и преобразования), либо разделительным
балансом (в случаях разделения и
выделения). В передаточном акте или
в разделительном балансе должны
содержаться положения о
Данный
процесс таит в себе значительные
опасности для кредиторов - контрагентов
реорганизуемых юридических лиц. Так,
они могут столкнуться с
Данные правила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Если
же кредитор не воспользовался указанным
правом, место реорганизованного
юридического лица в обязательстве
перед ним занимает правопреемник,
определяемый на основании передаточного
акта или разделительного баланса.
Поэтому после утверждения
Реорганизация
считается завершенной (состоявшейся)
с момента государственной
Глава 3. Ликвидация юридического лица
Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях12. Поскольку права и обязанности юридического лица не переходят к правопреемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов (других участников имущественного оборота) приобретает здесь еще большую важность, чем в случаях его реорганизации. Поэтому закон устанавливает специальный порядок ликвидации юридического лица.
Ликвидация
может осуществляться добровольно,
по решению учредителей либо уполномоченного
на то органа юридического лица, в частности,
по истечении срока или с
Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр. С момента внесения данных сведений к наименованию (фирменному наименованию) юридического лица обязательно добавляются слова в ликвидации.13
Предусмотренная законом обязательная процедура ликвидации также рассчитана прежде всего на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересованы в сохранении максимально возможного остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность. Поэтому ликвидация должна проходить под контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица.
Ликвидация начинается с назначения лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, специальной ликвидационной комиссии (ликвидкома) или единоличного ликвидатора, к которым и переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, включая выступление в суде от его имени14. Такая комиссия (или единоличный ликвидатор) назначается по обязательному согласованию с регистрирующим органом. Перечисленные действия составляют первый этап процесса ликвидации.
Главной
задачей ликвидкома является выявление
всех долгов юридического лица и осуществление
расчетов с его кредиторами. Поэтому
на втором этапе ликвидком обязан
опубликовать извещение о ликвидации
юридического лица, а также о порядке
и сроке заявления требований
его кредиторами (причем такой срок
не может быть менее двух месяцев
с момента данной публикации) и
письменно уведомить о
Информация о работе Возникновение реорганизация и ликвидация юридического лица