Уровни и методы регулирования торговой деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:25, реферат

Краткое описание

В работе автор уделяет внимание уровням и методам регулирования торговой деятельности в России, так как с активным развитием торговой деятельности в нашей стране, особую актуальность приобретают вопросы, касающиеся ее регулирования.

Оглавление

Введение 2
1. Источники торгового права 3
2. Уровни регулирования торговой деятельности 6
3. Методы государственного регулирования торговой деятельности 8
Заключение 10
Библиографический список 11

Файлы: 1 файл

реферат коммерция.docx

— 33.80 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 «Уровни и методы регулирования торговой деятельности в России»

 

 

 

 

Оглавление

Введение 2

1. Источники торгового права 3

2. Уровни регулирования торговой деятельности 6

3. Методы государственного регулирования торговой деятельности 8

Заключение 10

Библиографический список 11

 

 

Введение

Торговая деятельность в  Российской Федерации является достаточно популярной и многочисленной сферой малого бизнеса. С каждым годом растет число предпринимателей занимающихся торговой деятельностью, а так же число тех, кто хотел бы заняться столь привлекательным делом.

Коммерция - (от лат. commercium - торговля) - торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг.1

 Структура розничной торговли в Российской Федерации характеризуется большой долей как индивидуального предпринимательства, так и малых и средних предприятий.

Торговля, выступающая как  связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, регулируется государством. Современный  механизм регулирования экономической  деятельности торговли можно представить  как интегрированную систему  форм, методов, средств, с помощью  которых осуществляется воздействие  государства на объекты торговли.

В своей работе я хотела бы уделить внимание уровням и методам регулирования торговой деятельности в России, так как с активным развитием торговой деятельности в нашей стране, особую актуальность приобретают вопросы, касающиеся ее регулирования.

 

 

 

 

 

 

  1. Источники торгового права

Четкое функционирование внутренней торговли возможно лишь при  условии обеспечения ее надлежащего  правового регулирования. Необходим  отлаженный и безупречно работающий механизм правового обеспечения  торговли, представляющий собой совокупность законов и подзаконных (комплексных  и специальных) нормативных актов, регулирующих основные направления  внутренней торговли:

   Источник права — нормативный акт, содержащий правовые нормы, которые регулируют общественные отношения.2

В Российской Федерации принято  большое количество нормативных  актов, регулирующих отношения участников торгового оборота. Торговое (коммерческое) законодательство представляет собой нормативные акты, которые содержат нормы различных отраслей права, регулирующих предпринимательскую деятельность.

 Источниками торгового права являются нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с организацией и осуществлением коммерческой деятельности.

Источники торгового права можно выстроить в следующей последовательности.

Конституция РФ. Основной закон  страны устанавливает положения  экономической основы государства (ст. 8, ч. 1 ст. 74, ст. 34, ст. 71 и т.д.).

Нормы международного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ общепризнанные принципы, нормы  международного права и международные  договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным  договором предусмотрены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных  договорах Российской Федерации» международным  договором является международное  соглашение, заключенное РФ с иностранным  государством (или государствами), международной  организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные  договоры, в письменной форме, и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в  нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Законы Российской Федерации. Базовым документом, устанавливающим  правовые основы торговли, является Гражданский  кодекс РФ. Согласно ст. 2 ГК РФ гражданское  законодательство:

ГК РФ регулирует отношения  между лицами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность, или с их участием, определяет правовые начала функционирования рыночного хозяйства: неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость вмешательства кого-либо и частные  дела, равенство различных форм собственности  и т.п.

Большую роль в торговом обороте  играют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность транспорта:

Кодекс внутреннего водного  транспорта;

Воздушный кодекс;

Кодекс торгового мореплавания;

Устав железнодорожного транспорта РФ.

Важными законами в области  коммерческого права являются:

Закон РФ от 20.02.1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»;

Закон РФ от 7.07.1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании»;

Федеральный закон от 8.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. и др.

Подзаконные акты Российской Федерации. К их числу относятся  указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, акты министерств, ведомств и иных федеральных органов  исполнительной власти РФ, наделенных правом издания нормативных правовых актов.

Одним из основных документов, регулирующих порядок осуществления  деятельности малых и средних  предприятий (далее – МСП), является Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», принятый 24 июля 2007 г., и ставший нормативно-правовой основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.

Закон определяет основные понятия, используемые в сфере регулирования  отношений по развитию МСП, понятие  субъектов МСП, инфраструктуры поддержки  субъектов МСП, виды и формы такой  поддержки.

Законом определяющим  основы государственного регулирования торговой  деятельности является Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В нем изложены:

  1. Общие положения регулирования торговой деятельности
  2. Требования к организации и осуществлению торговой деятельности
  3. Антимонопольное регулирование, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности
  4. Меры по развитию торговой деятельности
  5. Заключительные положения регулирования торговой деятельности

 

  1. Уровни  регулирования торговой деятельности

Регулирование торговли осуществляется на федеральном, региональном, местном  уровнях. Кроме того, оно может  быть направлено на определенный процесс, совокупность экономических отношений, группу торговых организаций, конкретную организацию, элемент организации, отдельно взятого работника торговли или группу. Классификация методов государственного регулирования торговли должна учитывать особенности структуры торговли: разнородность, сложность и разветвленность торговой сети, состоящей из организаций розничной, оптовой торговли и общественного питания. Они в свою очередь делятся по видам, типам и т.п.,

Управление внутренней торговлей  в России осуществляется:

   На федеральном  уровне —   Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами, государственными комитетами, федеральными  комиссиями, федеральными службами  и иными федеральными органами  исполнительной власти;

К полномочиям Правительства  РФ среди прочего относится следующее:

1) утверждение методики  расчета и порядка установления  субъектами РФ нормативов минимальной  обеспеченности населения площадью  торговых объектов;

2) утверждение методики  расчета объема всех реализованных  продовольственных товаров в  границах субъекта РФ, в том  числе в границах города федерального  значения, муниципального района, городского  округа, в денежном выражении  за финансовый год и определение  доли объема всех реализованных  товаров субъектом торговой деятельности (торговой сети), за исключением  сельскохозяйственного потребительского  кооператива, организации потребительской  кооперации, в границах соответствующего  административно-территориального  образования в денежном выражении  за финансовый год.

Полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего  функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере внутренней торговли (Министерство промышленности и торговли РФ), являются:

1) утверждение методических  рекомендаций по разработке региональных  программ развития торговли;

2) утверждение формы торгового  реестра, порядка его формирования  и предоставления информации, содержащейся  в нем.

   На региональном уровне — главами администраций (президентами, губернаторами) республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

Среди полномочий органов  государственной власти субъектов  РФ необходимо отметить следующие:

1) разработка и принятие  законов субъектов РФ, иных нормативно-правовых  актов субъектов РФ в области  государственного регулирования  торговой деятельности;

2) установление нормативов  минимальной обеспеченности населения  площадью торговых объектов для  субъекта РФ.

   На местном уровне  — главами муниципальных образований  (городских, районных, сельских, поселковых).

Органы местного самоуправления создают условия для обеспечения  жителей муниципального образования  услугами торговли. Следует отметить, что такие органы внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) вправе создавать указанные условия, только если это определено законами указанных субъектов РФ как вопрос местного значения.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления также вправе издавать муниципальные  правовые акты по вопросам, связанным  с созданием условий для обеспечения  жителей муниципального образования  услугами торговли.

  1. Методы  государственного регулирования торговой деятельности

Согласно ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Государственное регулирование  торговой деятельности осуществляется посредством:

1) установления требований  к организации и осуществлению торговой деятельности - торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами. (Стоит отметить, что в законопроекте понятие «требования к организации и осуществлению торговой деятельности» не конкретизировано, что дает основание для его максимально расширительного толкования).3

2) антимонопольного регулирования - система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополий, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены.

3) технического регулирования - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. А также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

4) информационного обеспечения  в области торговой деятельности - создание системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности и обеспечение ее функционирования осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Обязательному размещению и  не реже чем один раз в квартал  обновлению на официальном сайте  федерального органа исполнительной власти, подлежит:

  • информация о решениях, принятых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в области торговой деятельности;
  • информация об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности;
  • информация о среднем уровне цен на отдельные виды товаров;
  • иная определенная федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, информация.

5) применения мер экономического  характера, способствующих развитию торговой деятельности - выделения инвестиций, предоставления налоговых льгот, предоставления кредитов на льготных условиях и др.

6) государственного контроля (надзора) и муниципального контроля  в сфере торговой деятельности.

Не допускается применение иных методов государственного регулирования  торговой деятельности, за исключением  случаев, установленных федеральными законами.4

 

Заключение

Я считаю, что роль государства  в условиях формирования рыночной экономики  достаточно велика. Она должна сводиться  в конечном итоге к эффективному регулированию всех процессов, происходящих на потребительском рынке товаров  и услуг.

Информация о работе Уровни и методы регулирования торговой деятельности в России