Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 13:45, курсовая работа
Акционерная форма вложения средств в предпринимательскую деятельность с целью получения дохода в силу ряда причин весьма привлекательна для юридических и физических лиц. Акционерные общества получили широкое распространение в самых различных сферах экономики страны.
Введение………………………………………………………………….……………3
I Понятие Акционерного общества………………………………………………….4
Формы Акционерного общества………………………………………………….10
II Создание акционерного общества. Государственная регистрация. Ликвидация акционерного общества…………………………………………………………..…..19
2.1. Учредительные документы Акционерного общества………………………….27
2.2. Ответственность общества……………………………………………………….29
III Управление Акционерным обществом…………………………………….…….31
3.1.Организационные функции………………………………….………………..….32
3.2. Функции правления………………………………………….…………...………33
3.3. Организация внутрифирменного управления……………….………………….35
Заключение……………………………………………………………..………………40
Использованная литература………………………………………..………………….41
Второй принцип - централизация руководства текущей (обычной) деятельностью общества в руках компетентного исполнительного органа во главе с руководителем, который без доверенности действует от лица общества. Централизацию воплощают и выражают исполнительные органы, которыми закон, по общему правилу, определил правление общества, главу и члены правления. Уставом общества могут быть предусмотренные другие органы, например, совет директоров.
Должностными лицами органов управления акционерного общества признаются глава и члены ради общества (наблюдательного совета), глава и члены исполнительного органа, глава ревизионной комиссии
Должностными лицами органов управления акционерного общества не могут быть члены выборных органов общественных организаций, военнослужащем, должностные лица органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, арбитражного суда, государственного нотариата, а также органов государственной власти и управление, которые призваны осуществлять контроль за деятельностью общества. Лица, которым суд запретил заниматься определенной деятельностью, не могут быть должностными лицами тех обществ, которые осуществляют этот вид деятельности. Лица, которые имеют непогашенную судимость за кражи, взяточничество и другие корыстные преступления, не могут обнимать в обществе руководящие должности и должности, связанные с материальной ответственностью
Третий принцип - высший и постоянный текущий контроль акционеров (как основателей и совладельцев общества) за управленческой и финансово-хозяйственной деятельностью правления. В организационной структуре указанные подконтрольные сферы традиционно разделенные. Поэтому акционерное общество, по общему правилу, имеет два контрольные органа - высший контрольный и контрольный. Высший контроль управленческой деятельности правления общества осуществляет наблюдательный совет (совет) общества. Это независимая от правления контрольная власть, которая есть одной из форм реализации экономической власти коллективной собственности акционеров
Контроль финансово-хозяйственной деятельности правления осуществляет ревизионная комиссия общества
Как функции, так и полномочие (компетенцию) названных органов в обществе нормативное разграниченные компетенциями (законодательными и уставными) нормами
В законодательстве функции и компетенцию органов общество урегулировано методом исключения. Так, действует открытый перечень вопросов компетенции общего собрания. Согласно уставу общества их решением выполнения отдельных функций (с делегированием соответствующих полномочий) этого органа может быть положено на наблюдательный совет и правление. К компетенции правления принадлежат любые вопросы деятельности общества, кроме тех, что находятся в ведении общего собрания и наблюдательного совета
3.1 Организационные функции
Организационные функции – это:
а) учредительские (определение организационной структуры общества; создание, реорганизация и ликвидация дочерних предприятий, филиалов, представительств; прекращение деятельности общества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса);
б) нормотворческие (внесение изменений в устав общества; утверждение уставов и положений дочерних предприятий, филиалов, представительств, правил процедуры и других внутренних документов общества);
в) избрание и отзыв членов наблюдательного совета общества, членов исполнительного органа, членов ревизионной комиссии; определение условий оплаты труда должностных лиц общества, его дочерних предприятий, филиалов и представительств; вынесение решений о привлечении к материальной ответственности должностных лиц органов управления общества.
Решение относительно изменения устава общества, прекращение деятельности общества, создание и прекращение деятельности дочерних предприятий, филиалов и представительств правомочные за принятие их 3/4 голосов акционеров, которые принимают участие в собрании. Из сдачи вопросов решения принимаются простоя большинством голосов акционеров, которые принимают участие в собрании
К финансово-хозяйственным функциям принадлежат определение важнейших хозяйственных вопросов и утверждение актов. Собрание определяет: 1) основные направления деятельности общества; 2) порядок покрытия его убытков.
Собрание утверждает такие хозяйственно-правовые акты: а) планы и отчеты об их выполнении; б) отчеты правления о годовых результатах деятельности общества и дочерних предприятий; в) отчеты и выводы ревизионной комиссии; г) порядок распределения прибыли; д) договоры (соглашения), заключенные на сумму, которая превышает указанную в уставе общества. К компетенции собрания принадлежит решение вопроса о приобретении обществом акций, которые выпускаются им.
3.2. Функции правления.
Правление является органом управления общества, который осуществляет оперативное управление его деятельностью. Собрание определяет персональный состав правления, стратегию его деятельности. Оперативное управление обществом предусматривает, что правление решает все вопросы деятельности общества, в том числе делегированные собранием, кроме вопросов, которые принадлежат к исключительной компетенции собрания (внесение изменений в устав общества; утверждение годовых отчетов деятельности общества, отчетов и выводов ревизионной комиссии; создание, реорганизация и ликвидация дочерних предприятий, филиалов и представительств, утверждение их уставов и положений; принятие решения о прекращении деятельности общества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса).16
Работой правления руководит глава правления, который назначается или избирается согласно уставу общества. Глава правления акционерного общества имеет право без доверенности осуществлять действия от лица общества. Уставом может быть предоставлено право представительства без доверенности и членам правления. Глава правления организует ведение протоколов заседания правления. Книга протоколов должны быть в любое время предоставленная акционерам. На их требование выдаются удостоверенные извлечения из книги протоколов
Наблюдательный совет (совет акционерного общества) является органом, который представляет интересы акционеров в перерыве между проведением общего собрания и в пределах компетенции, определенной уставом, контролирует и регулирует деятельность правления
В акционерном обществе, которое насчитывает свыше 50 акционеров, созданий ради акционерного общества (наблюдательного совета) есть обязательным
Уставом акционерного общества или по решению общих собрания акционеров на совет акционерного общества (наблюдательный совет) может быть положено выполнения некоторых функций, которые принадлежат к компетенции общего собрания.
Функции наблюдательного совета делятся на контрольные в сфере управления и контрольные в сфере хозяйственной деятельности общества. В первой сфере совет утверждает главу правления (если это не директор корпоратизированного государственного предприятия), за его представлением - членов правления, анализирует действия правления относительно управления обществом. Во второй сфере совет рассматривает и анализирует отчеты правления, ревизионной комиссии общества; анализирует действия правления относительно реализации инвестиционной, технологической и ценовой политики, соблюдение обществом номенклатуры товара (услуг); является инициатором внеочередных ревизий и аудиторских проверок хозяйственных и финансовых результатов работы общества;
согласовывает операции общества относительно распоряжения имуществом на определенную уставом печали; вносит основателю и собранию предложения по вопросам деятельности общества. Совет не имеет права вмешиваться в оперативные действия общества
Для выполнения контрольных функций совет наделенный правом получать информацию о деятельности общества; заслушивать отчеты правления и должностных лиц по отдельным вопросам их деятельности; прекращать полномочие тех членов правления, которых утверждает; привлекать к анализу отдельных вопросов экспертов
3.3.
Организация внутрифирменного
В структуре
управления АО и его подразделений должны
быть специальные
органы, занимающиеся маркетингом, знающие,
где, в каком количестве, какого
качества, при каком сервисном обслуживании
продукция, которую производят или
собираются производить, найдет своего
потребителя.
Появились новые подразделения, занимающиеся
такими вопросами, как отношения
с потребителями, проблемы окружающей
среды, связь с общественностью. Одной
из примечательных тенденций следует
считать оформление новой функции - организационного
развития корпорации. Ее содержание: перспективное
планирование организационной
структуры управления, проектирование
изменяющихся соотношений централизации
и децентрализации, анализ эффективности
действующих форм управления в разных
звеньях корпорации и т.п.
Между тем сегодня в России можно выделить
три типа управления:
- "естественный", не базирующийся
на какой-либо теории, характерный для
мелких организаций и примитивных операций;
- "советский", сохранивший стиль,
методы и формы, характерные для советского
периода, и базирующийся в основном на
концепции производства ради производства;
- формирующаяся национальная концепция
управления, ориентированная на
зарубежные теорию и практику менеджмента,
но учитывающая (правда, далеко не
всегда) исторические и национальные особенности
российского управления. Такой
тип присущ "продвинутым" в рынок
фирмам, разрабатывающим собственные
приемы
управления. Эти фирмы прежде всего реконструировали
технологическую базу менеджмента.
На вооружении советского директора были
телефон, секретарша и служебная машина.
На службе современного российского менеджера
- персональные компьютеры, новейшие
системы связи, программные средства.
Техническая база менеджмента уже не та,
а вот сущность управления в абсолютном
большинстве российских фирм изменилась
мало.
Ни один из указанных типов не существует
в чистом виде и перспективы
развития имеет только третий из названных.
Вместе с тем могут и должны быть
использованы (конечно, с существенными
коррективами) и методы, применявшиеся
в советском периоде.
Главной и, пожалуй, наименее развитой
функцией внутрифирменного управления
является определение стратегии фирмы.
Такая функция отсутствует в условиях
централизованного планирования экономики,
но выходит на первое место в условиях
самостоятельности субъектов рынка. В
современных условиях без видения перспективы,
предвидения всех условий и последствий
предпринимаемых шагов фирма развиваться
не может.
Разумеется, выработка стратегии - дело
совета директоров. Но не следует
забывать, что генеральный директор является
одним из членов (как правило,
самым активным) совета и, следовательно,
решающим образом влияет на выбор
стратегии, а реализация выбранных стратегических
направлений должна полностью
осуществляться исполнительным органом
АО.
Что же следует понимать под стратегией,
которой в обязательном порядке
должна "обзавестись" каждая серьезная
фирма? Под стратегией обычно понимают
сильную деловую концепцию с учетом конкретных
действий, которые способны привести
ее ("бизнес-концепцию") к созданию
реального конкретного преимущества,
способного
сохраниться более или менее длительное
время. Тем не менее стратегия фирмы
не является некоей константой. Существующее
сегодня преимущество в один прекрасный
день исчезнет. Поэтому стратегия должна
все время обновляться. Необходимо
продумывать и осуществлять действия,
которые позволили бы и в дальнейшем реализовать
стратегическую идею - наиболее успешное
использование ресурсов. Так, до самого
последнего времени в одной из крупнейших
немецких автомобильных фирм "Мерседес-Бенц"
доминировал инженерный подход. Главным
считалось спроектировать качественно
новую супермодель без достаточного учета
расходов. Теперь во главу угла поставлено
изучение вопроса, какого типа машины
и по какой цене готов принять рынок.
На первый план выдвигается потенциальный
покупатель, устанавливаются жесткие
ограничения конечной цены.
Стремление многих бывших советских государственных
предприятий к диверсификации и построению
структуры на основе бизнес-единиц требует
разработки стратегии не только корпорации
в целом, но и ее отделений. Стратегия бизнес-единиц
-
это нечто конкретное: производство продукции
или ее транспортировка, работа
с таможней и т.п. Если стратегия бизнес-единицы
заключается в том, чтобы производить,
то маркетинг, дистрибуцию и прочее должен
делать кто-то другой. Хорошая, четкая
стратегия позволяет также правильно
решать организационные вопросы. Нельзя
разработать стратегию для подразделений,
взаимоотношения которых не упорядочены.
К наиболее важным вопросам взаимоотношений
структурных единиц корпорации
относится проблема централизации и децентрализации
их функций. В принципе
эта проблема решена зарубежной практикой
еще в начале 70-х годов в пользу
децентрализации. В течение последних
десятилетий широко применяется практика
делегирования полномочий, то есть передача
менеджером части своих полномочий
другому сотруднику, который должен осуществлять
их без вмешательства начальника
(по принципу "прикажи себе сам").
Разумеется, нельзя делегировать больше
полномочий,
чем имеешь сам. Но в этих пределах руководящий
менеджер предоставляет менеджерам
среднего звена широкую самостоятельность.
Руководитель подразделения может
иметь полную финансовую самостоятельность
и нести соответствующую материальную
ответственность. Такого рода взаимоотношения
дают возможность средним менеджерам
реализовать свои технические и экономические
идеи и принести прибыль компании.
Децентрализация управления практикуется
в настоящее время и "продвинутыми"
в рынок фирмами России. Но в большинстве
компаний жесткая централизация функций
остается в качестве рудимента советского
типа управления.17
Общий принцип передачи прав и ответственности
нижестоящим звеньям требует,
как правило, определенной перестройки
управления. Но он (как, впрочем, и другие
принципы) не абсолютен. В ряде случаев
происходит (и это целесообразно) не
децентрализация, а централизация управления.
Например, в конце 1996 года "Газпром"
учредил дочернюю структуру - компанию
по реализации газа. Ранее реализацией
газа занимались региональные "трансгазы".
Теперь "трансгазы", которые прекрасно
разбираются в технических проблемах
газовой отрасли, будут выполнять только
роль операторов, а денежными потоками
займутся специалисты.
В принципе, однако, современный менеджмент
характеризуется переходом
от централизованного руководства к расширению
прав и ответственности "центров
прибыли" - отделений и предприятий.
Децентрализация структуры управления
корпорацией базируется на разделении
общекорпорационного уровня и производственно-
В этом случае аппарат отделения отвечает
за результаты производственно-хозяйственной
деятельности, конкурентоспособность
продукции, а высшее руководство - за долгосрочное
планирование и расширение внешних контактов.
Среди множества проблем, стоящих перед
исполнительным органом АО, решающая
- управление персоналом. Она главная,
ибо ни одну задачу управления в любой
области нельзя качественно реализовать,
не заинтересовав в ее решении персонал
фирмы. Поэтому мотивация персонала, создание
условий для его заинтересованности
в конечных (да и промежуточных) результатах
работы фирмы уже более полувека
находятся в центре внимания внутрифирменного
управления.
Проблема активизации человеческого
фактора была актуальна и в советском
периоде. Административно-командные методы
управления экономикой всегда старались
сочетать с энтузиазмом масс, культивируя
ложную идею о рабочем-хозяине и собственнике
всего государственного имущества (следовательно,
и имущества предприятия, где он работает).
Отсюда и социалистическое соревнование,
и стахановское движение, и бригады
коммунистического труда, и многие другие
формы "подстегивания" трудящихся,
а также различные органы привлечения
трудящихся к управлению типа ПДПС, общественных
бюро экономического анализа и т.п.
Участие персонала в прибылях представляет
собой форму распределительных
отношений, находящуюся у нас в зачаточном
состоянии, поскольку десятилетиями
усилия советских экономистов по идеологическим
соображениям сосредоточивались
лишь на регулировании заработной платы.
Нельзя не отметить, что и в условиях
перехода к рынку размер заработной платы
является решающим фактором отношения
работника к труду. Оно и понятно, имея
в виду положение, в котором находится
экономика страны. И все же стимулирование
только через зарплату, которая не
реагирует на увеличение или уменьшение
прибыльности предприятия, не может
считаться единственным фактором материального
стимулирования работника. Совершенно
очевидно, что философия "единой команды"
требует создания такой системы стимулирования,
где установлена тесная связь не только
между размером оплаты труда работника
и его индивидуальной производительностью,
но и заинтересованностью каждого
работника в достижении высоких конечных
результатов на уровне фирмы. Иными
словами, не только собственники капитала,
но и собственники рабочей силы должны
получать больший доход при успехах фирмы
и нести риск снижения ее прибыльности.
В той или иной форме принцип участия
персонала в прибылях реализуется
во всех развитых странах. Данный процесс
не пущен на самотек. Наоборот, государство
проводит активную политику стимулирования
предпринимателей к превращению работника
предприятия в соучастника в распределении
прибылей.
Что касается участия в праве собственности,
то проведенная в стране приватизация
породила многомиллионную армию работников
предприятий, являющихся одновременно
его акционерами. Сейчас уже можно с уверенностью
утверждать, что полученные
акции, хотя они формально разрешают работнику
участвовать в управлении предприятием,
никак не сказались на мотивации труда.
Объясняется это, видимо, как отсутствием
других элементов упомянутой ранее триады,
так и общеэкономическим положением
страны. Однако из существующего положения
не следует делать однозначный вывод
о нецелесообразности наделения работников
акциями своего предприятия. Эксперимент
с таким наделением проводится ныне за
рубежом. Не исключено, что с изменением
экономической обстановки наличие у работников
акций своего предприятия будет в сочетании
с другими факторами давать положительный
эффект.
1 Пономаренко А. «Акционерное общество третьего тысячелетия»
2 «Акционерные общества» (5 е издание) Автор Касьянова Г.Ю..; год издания 2014
3 Пономаренко А. «Акционерное общество третьего тысячелетия»
4 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”
5 «Акционерные общества» (5 е издание) Автор Касьянова Г.Ю..; год издания 2014
6 «Акционерные общества» (5 е издание) Автор Касьянова Г.Ю..; год издания 2014
7 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”
8 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”
9 Закон РФ «Об акционерных обществах» от
26.12.95 г. (Гражданское и предпринимательское право - общая часть, сборник
документов. Составитель: Богачёва Т.В.; М- 1996г., Манускрипт).
Закон РФ «Об акционерных обществах» от
26.12.95 г. (Гражданское и предпринимательское право - общая часть, сборник
документов. Составитель: Богачёва Т.В.; М- 1996г., Манускрипт).
10 Федеральный закон РФ от 08.08.2001 №
129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»
11 Федеральный закон от 26 декабря 1995
г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (в ред. Федерального закона от
07.08.2001 N 120-ФЗ
12 Федеральный закон от 26 декабря 1995
г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (в ред. Федерального закона от
07.08.2001 N 120-ФЗ