Судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:10, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с теорией разделения властей судебная власть — одна из трех основных ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть», Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», другими федеральными конституционными и федеральными законами1.

Оглавление

Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими
ветвями государственной власти……………………………………………….3
Понятие правосудия и его принципы……………………………………….7
Суд как орган судебной власти…………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………….19

Файлы: 1 файл

готовое.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

      Комплект  полномочий по образованию судов  как органов судебной власти включает такие характеристики, как:

      - конституционное определение компетенции по установлению законодательных основ, их формирования;

      - учреждение их системы;

      -установление  процедуры образования;

      -гарантии  самостоятельности и независимости  от иных отраслей государственной  власти;

      - круг полномочий, особенности организации  деятельности.

      По  всем названным вопросам Конституцией РФ даются различные указания и предписания. По вопросам создания судов Конституция РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» определяет содержание и пределы полномочий по законодательному регулированию процесса образования судебных органов. Так, создание судебной системы как организационной структуры судебной власти Конституция относит к исключительной компетенции РФ. Согласно п. «г» ст. 71 Конституции РФ в ведение Российской Федерации отнесено установление системы федеральных судебных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности. В сферу компетенции Российской Федерации входит также судоустройство, понимаемое не только как совокупность законодательных актов, регулирующих образование, организацию и деятельность судов, непосредственно осуществляющих правосудие, но и как сложная система правовых и организационных институтов, обеспечивающих деятельность судов.

      Создание  Конституций высших судов судебной системы закреплено в гл. 7 «Судебная  власть», где указаны общие полномочия и определено место в структуре федеральных органов власти Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Компенсация, порядок образования и деятельности указанных судов определяются Конституцией, федеральным конституционным законодательством. Порядок образования иных федеральных судов, в частности, судов общей юрисдикции (в том числе военных судов), арбитражных судов может быть установлен исключительно федеральными законами.

      Конституционные (уставные) суды в Российской Федерации  не составляют единой системы. Образование этих судов субъектов Федерации представляет их право, а не обязанность. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о судебной системе образование этих судов и их упразднение входит в компетенцию законодательных органов субъектов Федерации. Соответствующими законами субъектов Федерации должны определяться порядок  их организации, структура.

      Таким образом, Федеральный конституционный  закон «О судебной системе РФ»  утверждает стабильность системы судов  в Российской Федерации. Изменение  этой системы, упразднение ее отельных звеньев возможно только путем внесения поправок в Конституцию РФ или принятия соответствующего федерального конституционного или федерального закона.

      В случае упразднения конкретного  суда недопустимо образования вакуума  юрисдикции. Под юрисдикцией суда принято понимать установленную законом совокупность правомочий суда на разрешение правовых споров и рассмотрение ел о правонарушениях7. Компетенция каждого суда определяется законом, судебная власть осуществляется им, как правило, на территории определенного государственно-административного или структурного образования (в отношении военных судов).

      Суды  различаются  между собой не только видами осуществляемой ими деятельности (конституционные, общей юрисдикции, арбитражные), регулируемые различными формами судопроизводства согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, но и пределами предоставленной им власти, их юрисдикцией. Различается юрисдикция общая и специальная. Общая территориальная юрисдикция конкретного суда может распространяться: на определенное административно-территориальное образование (район, область, республику); на структурное образование Вооруженных Сил РФ (гарнизон, военный округ (флот); на судебный округ (не совпадающий с отдельными административно-территориальными единицами в системе федеральных арбитражных судов); на судебный участок (для мировых судей).

      Федеральное законодательство определяет структуру  органов судебной власти, призванную обеспечить выполнение отдельных полномочий судебной власти, а также состав суда при рассмотрении конкретных дел и материалов.

      Конституционный Суд РФ может рассматривать дела как в пленарных заседаниях, так  и заседаниях палат, различающихся  численностью судей Конституционного Суда РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают  уголовные и гражданские дела по первой инстанции как в коллегиальном составе, так и судьей единолично (ст. 30 УПК РФ, ст. 6 ГПК РФ). Вышестоящие суды обязаны рассматривать дела в кассационной и надзорной инстанции только коллегиально. Во всех случаях рассмотрение дела, в том числе и единолично судьей, завершается вынесением решения от имени суда как государственного органа. После вступления в законную силу заключительное решение суда обязательно к исполнению на всей территории Российской Федерации. 

      Список  использованной литературы:

  1. Конституция  РФ
  2. Правоохранительные органы РФ учебник Для высших юридических учеб. Заведений и юр. Факультетов .под ред. Божьева В.П. М.: Спарк, 1997. – 211 с.
  3. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/Под ред. Божьева В.П. – 5-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2009. -379 с.
  4. Правоохранительные органы и судебная система в Российской Федерации. Учебник/ Под. ред. Иванов В.Д., Иванов П.В., Макушенко В.Г. –М: «ПРИОР», 2008. – 8 с.
  5. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред. К.Ф. Гуценко.-М: Издательство «ЗЕРЦАЛО», 2007. – 377 с.
  6.   Зуев В.И. Правоохранительные органы: Учебно-методическое пособие для студентов дневного, заочного отделений, получающих второе высшее образование юридического факультета. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2005. – 178 с.
  7.     Лебедев В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2006.- 118 с.
  8. Рыжаков А.П.: Правоохранительные органы: Учебник для вузов – М: «ИНФРА-М», 2001. – 258 с.
  9. Судоустройство и правоохранительные органы Российской Федерации под ред. Щвецова В.И. М.: Юрист, 1997. - 211 с.
  10. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации М.: СПб, 2001.- 98 с.
  11. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»// СЗ РФ.1997. № 1
  12. О статусе судей Российской Федерации. Закон РФ от 26 июля 1992г. № 3132-1//Ведомости СНД РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992. № 30.
  13. УПК РФ Федеральный закон от 18 декабря 2001г.//СЗ РФ. 2001. № 52.
  14. ГПК РФ Федеральный закон от 14 ноября 2002г.//СЗ РФ. 2002. № 46
  15. О Конституционном Суде РФ. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. № 1-ФКЗ//СЗ РФ 1994. № 13

Информация о работе Судебная власть