Судебная власть и система органов, ее осуществляющих

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:24, контрольная работа

Краткое описание

Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 18 Конституции). Судебная власть имеет прямое отношение к соблюдению гарантированных каждому прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений. Возрастание роли суда в охране прав и свобод граждан прямо вытекает из положений гл. 2.

Оглавление

1. Судебная власть: сущность и основные признаки………...………..……1
2. Правосудие: признаки и виды……………………………………….…….4
3. Понятие и принципы построения судебной системы РФ…….....………6
4. Место и функции судов в судебной системе РФ………………...………8
4.1. Суды общей компетенции (юрисдикции)…………………………8
4.2. Верховный Суд Российской Федерации. ………………………….9
4.3. Арбитражные суды РФ………………………………………...…..11
4.4. Конституционный Суд РФ……………………………………...…13
5. Понятие судебного звена и судебной инстанции……………………….16
6. Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

Контрольная окончательная.doc

— 194.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

 

 

 

 

 

Правоохранительные органы

 

Контрольная работа

Тема: Судебная власть и система органов, ее осуществляющих.

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 4 курса Ю-31

Голубева А.Л.

Проверил:

_____________________

 

 

 

 

 

2012 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

1.      Судебная власть: сущность и основные признаки………...………..……1

2.      Правосудие: признаки и виды……………………………………….…….4

3.      Понятие и принципы построения судебной системы РФ…….....………6

4.      Место и функции судов в судебной системе РФ………………...………8

4.1.           Суды общей компетенции (юрисдикции)…………………………8

4.2.           Верховный Суд Российской Федерации. ………………………….9

4.3.           Арбитражные суды РФ………………………………………...…..11

4.4.           Конституционный Суд РФ……………………………………...…13

5.      Понятие судебного звена и судебной инстанции……………………….16

6.      Список используемой литературы………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Судебная власть: сущность и основные признаки.

 

Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 18 Конституции). Судебная власть имеет прямое отношение к соблюдению гарантированных каждому прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений. Возрастание роли суда в охране прав и свобод граждан прямо вытекает из положений гл. 2.

Что же конкретно понимается под судебной властью? Точного ответа на этот вопрос Конституция РФ и другие законы не содержат. Глава 7 Конституции РФ, специально посвященная судебной власти, содержит нормы, определяющие как компетенцию судов, так и устройство судебной системы, принципы правосудия, правовое положение судей. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин "судебная власть" понимается и как правомочия, и как система судебных органов, и как конкретный суд. Представляется, что термин "власть" все же следует понимать не как орган или систему органов, а как компетенцию, способность распоряжаться и управлять. Поэтому судебную власть можно определить следующим образом.

Судебная власть – это представление судом полномочия о разрешении справедливости отнесенных к их компетенции вопросах, возникающих при применении права и реализация этих полномочий путем конституционного, арбитражного и административного судопроизводства с соблюдение процессуальных норм создающих гарантию законности и принимаемых решений.

Судебные постановления обязательны для исполнения гражданами РФ и иными лицами, находящимися на территории РФ.

Судебная власть представляет собой абсолютно самостоятельную и независимую часть государственного аппарата, обладающую рядом следующих отличительных признаков:

1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами – судами (ст. 11 Конституции РФ). Важность задач, возложенных на суды, характер деятельности, существенно затрагивающий права и свободы граждан, интересы различных органов и организаций, определяют особое положение суда в государственном механизме. Непосредственными носителями судебной власти являются судьи. В связи с этим к ним предъявляются повышенные требования относительно и профессиональной подготовки, и моральных качеств.

2. Исключительность судебной власти – признак, тесно связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Закона "О судебной системе РФ"). Никакой другой государственный орган, должностное лицо не имеет права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их перечень определяются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную законом, не допускается.

3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона "О судебной системе РФ"). Никто не имеет право давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания. Вмешательство в судебную деятельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную ответственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что судьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность судебной власти означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не контролирует и не проверяет судебные решения. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другую государственную структуру. Организационно они никому не подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинения их только закону.

4. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона "О судебной системе РФ". Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии определенных законом поводов и оснований (например, поступление в суд уголовного дела и достаточность содержащихся в нем доказательств для разрешения уголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме. Закон выделяет следующие виды судопроизводства: конституционное – разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; уголовное – разрешение уголовных дел; гражданское – рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административное – рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. Хотя ни Конституция РФ, ни Закон "О судебной системе РФ", перечисляя виды судопроизводства, не называют среди них арбитражное, но вместе с тем ст. 127 Конституции РФ, посвященная Высшему Арбитражному Суду РФ, его деятельности также помещена в главу 7 "Судебная власть". Арбитражные дела представляют собой разновидность гражданских и административных дел, а их рассмотрение осуществляется в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Все это дает основания для включения арбитражного процесса в понятие судопроизводства. Следует также учесть, что судебной властью является не только рассмотрение дел, но и рассмотрение жалоб на незаконные решения и действия государственных органов и должностных лиц, жалоб на необоснованное применение меры пресечения – заключения под стражу, санкционирование действий, ограничивающих права граждан, предусмотренных ст. 23 и 25 Конституции РФ.

5. Судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом. Детальная регламентация судебного процесса, судебных документов и точное выполнение судами всех процессуальных требований гарантирует правильное установление всех фактических обстоятельств дела и вынесение обоснованного и законного решения, охрану прав лиц, чьи интересы затронуты в ходе судопроизводства. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Законом "О Конституционном суде РФ". Уголовное, гражданское и арбитражное – по правилам, установленным соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражным кодексами. По делам об административных правонарушениях порядок деятельности суда определяется Кодексом об административных правонарушениях (4 и 5 разделами).

6. Властный характер полномочий суда – один из самых существенных признаков судебной власти. Все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Суд применяет такие меры процессуального принуждения, как привод, наложение ареста на имущество, арест и т. д. Решение суда носит характер закона и подлежит обязательному исполнению на всей территории государства. В случае невыполнения органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для реализации судебных решений.

Наконец, следует указать такую черту судебной власти, как участие представителей народа. Хотя ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закрепляет право граждан участвовать в осуществлении правосудия, но правосудие является основной частью судебной деятельности. Следовательно, участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить и народные, и арбитражные заседатели. Некоторые уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей.

 

 

2. Правосудие: признаки и виды.

Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ.

Для определения понятия правосудия надо прежде всего установить отличительные черты, характерные для данного вида государственной деятельности.

Первым отличительным свойством правосудия является его осуществление только судом. Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения его функций иными государственными органами и общественными объединениями. А воплощать в жизнь правосудие вправе только судьи, наделенные в законном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также, как отмечалось, в установленных законом случаях представители населения.

Вторым отличительным свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов.

Третьим отличительным свойством правосудия является то, что оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридическихдел.

Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством. Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч. 2 ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает также арбитражное судопроизводство.

Следующим отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством.

Процессуальный порядок судебного разбирательства призван создать оптимальные условия для установления истины, обеспечивать обоснованность и законность, объективность и справедливость судебных решений, недопущение и устранение ошибок (система обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке надзора и др.), является важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса. При осуществлении правосудия судьи обязаны быть беспристрастными и справедливыми (ст. 8 Закона о статусе судей).

Судопроизводство не совпадает с правосудием, являющимся основной формой осуществления судебной власти, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия. Правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности.

Таким образом, правосудие – это совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, подведомственных судам административных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.

 

Виды правосудия, которые выделяются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами:


1. конституционное, осуществляемое Конституционным судом Российской Федерации по правилам федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» и других нормативных актов;


2. уголовное, осуществляемое судами общей юрисдикции по правилам Уголовно-процессуального кодекса РФ и других нормативных актов (См.: О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: федер. закон от 20.08.2004 г. № 113-ФЗ: принят ГД ФС РФ 31.07.2004 г. (ред. от 31.03.2005 г.) // Рос. газ.— 2004.— 25 авг.);


3. гражданское, осуществляемое судами общей юрисдикции по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ и других нормативных актов;


4. арбитражное, осуществляемое арбитражными судами по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ и других нормативных актов (См.: Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации: федер. закон от 30.05.2001 г. № 70-ФЗ: принят ГД ФС РФ 11.04.2001 г. (ред. от 30.06.2003 г.) // СЗ РФ.— 2001.— № 23.— Ст. 2288.);


5. административное, осуществляемое судами общей юрисдикции по правилам КоАП РФ и других нормативных актов.

 

 

 

 

 

3.      Понятие и принципы построения судебной системы РФ.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (№ 1-ФКЗ) принят Государственной Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г. Среди действующих федеральных конституционных законов рассматриваемый Закон занимает особое положение, поскольку вслед за Конституцией Российской Федерации он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы органов судебной власти в стране. Он не только подтвердил наличие федеральных судов, но и определил суды субъектов Федерации- конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Этим Законом к федеральным судам отнесены:

Информация о работе Судебная власть и система органов, ее осуществляющих