Субъекты гражданских правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:13, доклад

Краткое описание

1. Физические лица как субъекты гражданских правоотношений
Одним из элементов гражданских правоотношений являются его участники, которые являются субъектами права.
Субъектами права называются лица (физические или юридические), обладающие по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности. Все субъекты права обладают двумя юридическими качествами:
= Правоспособностью.
= Дееспособностью.

Файлы: 1 файл

граждан.docx

— 45.35 Кб (Скачать)

 Юридические лица действуют  через свои органы, которые определяются  законом и учредительными документами.  Руководить деятельностью юридического  лица могут как непосредственно  органы юридического лица, так  и учредители или участники  юридического лица.    

 По общему правилу, юридические  лица отвечают по своим обязательствам  самостоятельно всем с принадлежащим  им имуществом, включая денежные  средства и ценные бумаги.    

 Органы юридического лица  можно классифицировать по различным  основаниям:  

 а/ единоличные и коллегиальные;   

 б/ избираемые и назначаемые и др.  

 По правам учредителей  на имущество  

 По особенностям  организационно-правовой формы  

 По объему ответственности

Виды  юридических лиц    

 Классификация юридических  лиц может проводиться по различным  основаниям, в зависимости от  этого различают следующие виды  юридических лиц.    

 По основной цели  создания и деятельности:  

= Коммерческие  (извлечение прибыли) и некоммерческие (решение социальных задач);  

= Предприятия (создание материальных  благ и оказание услуг) и  учреждения (выполнение социальных  функций).    

 По роду деятельности (предназначению) различаются такие разновидности организаций, как: предприятия, учреждения, общественные объединения, фонды и иные организации (международные, иностранные и т.д.). Учреждение в отличие от предприятия выполняет только социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, здравоохранения).  

 По видам собственности организации подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные).  

 По форме собственности:    

 - государственные (федеральные или субъектов Российской Федерации);   

 - муниципальные (районного, городского, поселкового и сельского значения);   

- частные;   

- общественные;   

- смешанных форм собственности.   

 По масштабу и значению своей деятельности государственные предприятия и учреждения могут быть: федеральными, субъектов Федерации и местными — районного, городского, поселкового и сельского значения.    

 В зависимости от  организационно-правовых форм различают:   

 • полные товарищества;  

 • товарищества на вере;  

 • общества с ограниченной  ответственностью;  

 • открытые и закрытые  акционерные общества;   

 • унитарные предприятия (государственные и муниципальные);  

 • производственные кооперативы  и др.  

 В зависимости от  отраслевой специализации различают:  

= промышленные (заводы, фабрики, шахты,  рудники, комбинаты и др.);  

= сельскохозяйственные (совхозы,  фермерские хозяйства и др.);  

= строительные (строительные управления, кооперативы и др.);  

= транспортные (предприятия железнодорожного  транспорта, предприятия водного транспорта, аэропорты, предприятия гражданской авиации и др.);  

= связи (узлы связи, почтамты, телеграфы и др.);  

= торговли (универмаги, гастрономы  и др.);  

= жилищно-коммунальные (жилищно-эксплуатационные  и др.).   

 Юридические лица могут классифицироваться  также: по правам учредителей на имущество, по объему ответственности и другим основаниям. 

Порядок возникновения и прекращения  юридических лиц    

 Юридическое лицо считается  прекратившим свою деятельность  с момента государственной регистрации  и внесение таких сведений  в государственный    Реестр    

 Прекращение юридического лица  возможно по двум основаниям: 

1) Распорядительный:   

 ♦ по решению учредителей  или собственника  
    ♦ по решению компетентного государственного органа 
    ♦ по решению суда 

2) Добровольный – по инициативе  органа ЮЛ, уполномоченного учредителями.     

 Прекращение юридического лица  возможно двумя формами:    

 Ликвидация – полное прекращение юридического лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей.   

 Оставшееся имущество:  

- распределяется между учредителями (участниками)  

- передается собственнику  

- передается на цели, определенные  учредительными документами.  

 Реорганизация – прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому ранее существовавшему или вновь созданному юридическому лицу.     

 Реорганизация может проводиться  в следующих формах:   

 a) Преобразование – в связи с изменением организационно-правовой формы старое Ю.Л. прекращает свою деятельность, а вместо него создается новое, к которому переходят права и обязанности старого лица.   

 b) Слияние – соединение двух и более лиц, вместо нескольких старых возникает одно новое Ю.Л., к которому переходят права и обязанности.    

 c) Разделение -  старое лицо разделилось на два и более Ю.Л., к которым перешли права и обязанности старого.   

 d) Присоединение – одно Ю.Л. присоединяется, входит в состав другого, к которому переходят все права и обязанности.   

 e) Выделение – из старого Ю.Л.  (за счет его имущества) образуется новое, образуются два и более новых самостоятельных Ю.Л.

Правопреемство  и основания его определения    

 В случае реорганизации юридического  лица его права и обязанности  в соответствии с законодательством  могут переходить к другим  лицам. В законодательстве это  называется правопреемство. Правопреемство  может осуществляться в силу  закона, договора  или других юридических оснований. В гражданском праве правопреемство имеет место в основном в отношении имущественных прав и обязанностей, но возможно правопреемство и некоторых неимущественных прав (фирменное наименование или из патента на изобретение).     

 Различают правопреемство:  

 А) общее (универсальное) –  к правопреемнику переходит  определенная совокупность прав и обязанностей или все права и обязанности в случае слияния.   

 Б) частное (сингулярное) - к  правопреемнику переходят  только отдельные права. В виде исключения это возможно при реорганизации. 

 

3. Субъекты конституционного  права в гражданских правоотношениях     

 В числе субъектов гражданских  правоотношений гражданское законодательство  называет три вида субъектов  конституционного права:   

1. Государство - Российскую Федерацию,   

2. Государственные образования  – субъекты РФ  

3. Муниципальные образования.     

 Данное положение было введено  впервые в ГК РФ 1994 г. В новом  законодательстве сохранен принцип  раздельной ответственности государства  и юридических лиц. Глава 5 ГК  РФ определяет объем, пределы  и порядок участия, названных  выше субъектов, в гражданских  правоотношениях и их ответственность  по принятым обязательствам.    

 Названные субъекты не пользуются  в гражданско-правовых отношениях  своими властными полномочиями, а выступают на равных началах  с  другими субъектами гражданского права. Это означает: 

 а) отсутствие с их стороны  властного воздействия на других  субъектов; 

 б) осуществление своей деятельности  на основе норм права, регулирующих  деятельность юридических лиц 

 в) равенство в договорных  отношениях. Однако в отдельных  случаях государство и муниципальное  образование вправе настаивать  на заключении договоров с  коммерческими организациями в  целях удовлетворения ими общественных  нужд.    

 Положение о том, что РФ, ее субъекты и муниципальные  образования действую в гражданском  обороте, как и другие юридические  лица, имеет исключение. Это исключение  связано:   

 Во-первых, с особенностью статуса и круга полномочий, которые закреплены в нормативно-правовых актах.  

 Во-вторых, особым порядком имущественной ответственности этих субъектов за их действия.    

 РФ, ее субъекты и муниципальные  образования выступают в гражданско-правовых  отношениях  через своих представителей, в качестве которых действуют их органы или уполномоченные должностные лица, определяемые в соответствии с законом.     

 Учитывая специфику данных  субъектов, гражданское законодательство  (ст. 126 ГК РФ) определяет принципы ответственности по их обязательствам:  

1) несут ответственность только  по собственным обязательствам, вытекающих из законодательства, договоров, и иных оснований.  В отношении казенных предприятий,  государственных и муниципальных  учреждений законодательством предусмотрена  субсидиарная ответственность.  

2) Отвечают по обязательствам  своим имуществом, принадлежащим  им на праве собственности.  

3) Из имущества, которым данная  группа субъектов отвечает по  своим обязательствам, исключается  имущество:   

- закрепленное за созданными ими юридическими лицами; 
  - которое может находиться только в государственной и муниципальной собственности.  

4) Юридические лица, не отвечают  по обязательствам этих субъектов.    Это означает:    

= неправомерность привлечения  их к ответственности по обязательствам, стороной которых они не являются;  
    = недопустимость принудительного распоряжения их средствами, включая их списание с банковских счетов, кроме случаев специально предусмотренных законом.  

5) По обязательствам юридических  лиц, созданных РФ, ее субъектами  и муниципальными образованиями,  последние ответственности не  несут. Исключение составляют  случаи, когда ими даются гарантии, оформленные в виде постановлений,  распоряжений соответствующих органов.     

 Государство может нести  ответственность за деятельность  хозяйствующего субъекта, где оно  является основным вкладчиком, имея  в федеральной собственности  его акции (доли, паи), в случаях  несостоятельности (банкротства)  юридического лица, вызванного неправильными  указаниями государства.


Информация о работе Субъекты гражданских правоотношений