Содержание авторских прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:25, контрольная работа

Краткое описание

Проанализируем понятия и соотношение авторского права и международных договоров и соглашений в этой сфере. Дадим характеристику субъекта и объекта авторского права и смежных прав, критерии правовой охраны. Рассмотрим вопрос имущественных и личных неимущественных прав по закону об авторском праве. Раскрываем вопрос наследования авторских прав.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..
3
1.
Понятие авторского права………………………………………….
4
2.
Объект и субъект авторского права……………………………….
6
3.
Содержание авторских прав………………………………………..
11

Заключение…………………………………………………………..
15

Литература………………………………………………………

Файлы: 1 файл

авторское.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Авторские правоотношения – отношения предполагающие множество участников. В них участвуют, с одной стороны, авторы произведений и их наследники, с другой стороны - организации, заинтересованные в их использовании (издательства, театры, киностудии и т.д.).

Субъекты авторского права, в широком понимании, – это лица участвующие в авторских правоотношениях. При таком определении субъектами авторского права будут являться: лица, которым могут принадлежать авторские права, организации по защите авторских прав и др. субъекты.

Субъекты авторского права, в узком понимании, - это авторы произведений, то есть обладатели личных авторских прав.

Способность обладания авторскими правами - одна из составляющих содержания правоспособности граждан, которая возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Таким образом, реализовать свои творческие возможности путем создания произведения (сочинить стихи, нарисовать картину) физическое лицо может в любом возрасте и независимо от состояния здоровья. Однако самостоятельно осуществлять свои авторские права (например, передавать свои права по авторскому договору) автор сможет только по достижении 14 лет (см. ст. 26 ГК РФ). До этого момента за малолетнего автора распоряжаться авторским правами могут его родители, усыновители или опекуны.

На возможность самостоятельного осуществления авторских прав может влиять состояние здоровья авторов. Законодательство предусматривает ограничения самостоятельного осуществления прав для лиц, признанных судом недееспособными. Таковыми могут быть признаны лица, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими. Распоряжаться авторскими правами за недееспособных авторов могут их опекуны. А для заключения авторских договоров ограниченно дееспособными авторами (ставящими свою семью в тяжелое материальное положение вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами) необходимо согласие их попечителей.

В соответствии со ст. 4 ЗоАП, автором является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Автором не может быть какая-либо организация, государственный орган, юридическое лицо. Автор - всегда лицо физическое, то есть человек.

Помимо индивидуальных работ, произведения могут также создаваться и в соавторстве, то есть совместным творческим трудом нескольких лиц (Ильф и Петров, братья Стругацкие). Оказание третьими лицами финансового, организационного, технического содействия автору в процессе создания произведения не влияет на авторство произведения.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно.

Соавторство предполагает наличие соответствующего соглашения между соавторами (письменного или устного). Отсутствие такого соглашения, ни при каких условиях не приводит к соавторству[9]. Не будет являться соавтором переработчик произведения, если между ним и автором не было заключено соответствующее соглашение.

Как в действующем законодательстве, так и в теории авторского права выделяется как неделимое соавторство, так и делимое. Существенное отличие, на наш взгляд, заключается в том, что при делимом соавторстве, соавтор при соблюдении ряда условий может рассматриваться как индивидуальный субъект авторского права (абз.2 п.1 ст.10 Закона). Например, автор главы в учебнике по авторскому праву, может переработать свою главу и представить ее как статью или учебное пособие. При неделимом же соавторстве субъекты (соавторы) не могут выделить свой авторский труд из произведения, и соответственно самостоятельно выступать автором части произведения.

В качестве особых субъектов авторского права можно выделить: специальные ведомственные органы (в советский период, например, - Госкомиздат), комитеты (и организации) по защите авторских прав, объединения издателей и т.д.

Действующим законодательством предусмотрено создание организаций, управляющих имущественными правами владельцев авторских и смежных прав для обеспечения практической реализации этих прав в случаях, когда индивидуальное осуществление их затруднено. В Российской Федерации в настоящее время существуют несколько организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. К их числу следует отнести такие, как Российское авторское общество (РАО), Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере (РОПАС), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС).


 


3. Содержание авторских прав

Дуализм авторского права означает, что, с одной стороны, авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено, а с другой - предполагает как личные неимущественные, так и имущественные права.

К личным неимущественным правам относятся:

право авторства (право признаваться автором произведения); Как отмечают эксперты, «практическая реализация права авторства обычно выражается в праве автора требовать указания его имени при использовании произведения. Зачастую это воспринимается как сердцевина авторства»[10].

право на имя (право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно);

право на обнародование (право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв); Отзыв произведения – предполагает отказ от обнародования. Исследователи говорят как о сохранении (еще не обнародованного произведения), так и о восстановлении (уже обнародованного произведения)[11]. При этом такой отказ может быть совершен на любой стадии (до тех пор пока произведение не было обнародовано). То есть, например, если был напечатан тираж книжной продукции, но еще не поступил в продажу, автор вправе отказаться от обнародования. При этом он будет обязан возместить пользователю как убытки, так и упущенную выгоду.

право на защиту репутации (право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора);

право на неприкосновенность (целостность) программы для ЭВМ (право на защиту как самой программы для ЭВМ или базы данных, так и их названий от всякого рода искажений или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора).

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае передачи или уступки исключительных прав на использование произведения.

Личные неимущественные права (за исключением права на обнародование) охраняются бессрочно. Помимо личных неимущественных, автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Этот блок прав, в противовес личным неимущественным, обычно именуется имущественными правами, поскольку именно они позволяют автору извлекать материальную выгоду из своего произведения, ибо извлечение денег из искусства порой является не меньшим искусством. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

право на воспроизведение (воспроизводить произведение);

право на распространение (распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д.);

право на импорт (импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав);

право на публичный показ (публично показывать произведение);

право на публичное исполнение (публично исполнять произведение);

право на передачу в эфир (сообщать произведение, включая показ, исполнение или передачу в эфир, для всеобщего сведения путем передачи в эфир и/или, последующей передачи в эфир);

право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю (сообщать произведение, включая показ, исполнение или передачу в эфир, для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств);

право на перевод (переводить произведение);

право на переработку (переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение);

право на доведение до всеобщего сведения (сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору);

право на модификацию программы для ЭВМ или базы данных, в том числе перевод программы для ЭВМ или базы данных с одного языка на другой.

Указанные выше права охраняются от нарушения любого лица.

Исключительные права относятся к категории имущественных прав, поэтому все перечисленные правомочия связаны с использованием произведения в гражданском обороте и получением выгоды от такого использования. Если внимательно посмотреть на список авторских правомочий, то становится видна их историчность, обусловленная появлением новых способов ознакомления публики с произведением. Одним из последних правомочий является право на доведение до всеобщего сведения. И хотя формулировка несколько тяжеловесна, очевидно, что за автором закрепляется право на размещение своего произведения в глобальных компьютерных сетях, например в Интернете. Другими словами, никто, кроме автора, не может разместить произведение в свободном доступе в Интернете. При этом не имеет значения цель такого размещения (для извлечения прибыли или нет). Необходимо обратить внимание, что данное положение вступает в силу только с 1 сентября 2006 г., однако эффективная защита авторских прав на произведения, размещенные в Интернете, возможна уже сейчас.

В отличие от личных неимущественных прав, срок охраны имущественных прав автора ограничен временем его жизни и 70 годами после его смерти. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

В случае если произведение обнародовано анонимно или под псевдонимом, авторское право действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то авторское право на произведение действует в течение жизни автора и 70 лет после его смерти.

Если произведение впервые выпущено в свет после смерти автора, то авторское право действует в течение 70 лет после выпуска произведения.

После истечения этих сроков произведение переходит в общественное достояние. Это означает, что любое лицо может свободно использовать произведение без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора, поскольку они являются личными неимущественными правами и охраняются вечно.

Правообладателями (обладателями имущественных авторских правомочий) могут являться не только авторы, но и их наследники, а также лица, которым исключительные имущественные права перешли в силу закона или на основании договора.

Поскольку авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, после смерти автора авторское право переходит по наследству. Однако не все авторские права переходят его наследникам, исключение составляют такие личные неимущественные права, как: право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения (см. ст. 29 ЗоАП).

Согласно общим положениям о наследовании, предусмотренным частью III ГК РФ, наследование авторских прав осуществляется по закону или по завещанию. Завещание представляет собой одностороннюю сделку гражданина по распоряжению имуществом на случай смерти. Наследниками по завещанию могут быть любые физические и юридические лица, государство в целом, а также государственные и муниципальные образования. Наследниками по закону могут быть физические лица, а также Российская Федерация. Российская Федерация наследует в случае, если отсутствуют иные наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.


Заключение

Авторское право и смежные права являются одной из основных частей всей системы права интеллектуальной собственности. Авторское право защищает права авторов произведений и иных правообладателей, которым соответствующие права принадлежат в силу закона или договора. Способность обладания авторскими правами - одна из составляющих содержания правоспособности граждан, которая возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Таким образом, реализовать свои творческие возможности путем создания произведения (сочинить стихи, нарисовать картину) физическое лицо может в любом возрасте и независимо от состояния здоровья. Однако самостоятельно осуществлять свои авторские права (например, передавать свои права по авторскому договору) автор сможет только по достижении 14 лет (см. ст. 26 ГК РФ). До этого момента за малолетнего автора распоряжаться авторским правами могут его родители, усыновители или опекуны.

Информация о работе Содержание авторских прав