Социально-экономические права граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в изучении и анализе юридического содержания конституционных социально-экономических прав и свобод личности государством.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и юридическую сущность конституционных, в том числе и социально-экономических прав и свобод личности;
- изучить нормативную базу, на основе которой осуществляется национальное и международное регулирования основных социально-экономических прав и свобод;
- дать характеристику основным социально-экономическим правам и свободам граждан в России;
- рассмотреть юридические механизмы обеспечения конституционных социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

Файлы: 1 файл

Соц-эконом права 2.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Система гарантий социально-экономических прав и свобод еще не сложилась. Переход на рельсы рыночной экономики пока не обеспечивает осуществления тех социальных функций, которые присущи ее развитым формам. А существовавшие ранее гарантии социально-экономических прав и свобод уже значительно сузились. В связи с этим насущной задачей является реальный поворот к социально ориентированной экономической реформе, курс на которую обозначен как очередная задача государства. Новая экономическая и социальная роль государства изменила характер государственных гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не снизила его ответственность за создание системы таких гарантий.

Социальная роль государства  закреплена в ст. 7 Конституции как  одна из важных основ конституционного строя Российской Федерации, где определяется что Россия – социальное государство24.

Государственные гарантии социально-экономических прав и  свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему форм воздействия  на их реализацию. Выделим следующие:

- законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает  всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;

- установление гарантированного минимального размера оплаты  труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной  защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

- осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;

- создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

- эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

Применительно к каждому  из видов социально-экономических  прав и свобод роль государства как  их гаранта имеет и специфические  формы выражения. Для конституционных экономических прав целесообразно выделять: гарантии, вытекающие из законодательно установленных норм, и гарантии, вытекающие из конституционной судебной практики25. Причем, последние представляют наибольшую ценность, так как, во-первых, обладают большей степенью стабильности и неизменности, даже в какой-то степени незыблемостью, в силу того, что правовые позиции Конституционного Суда РФ уточняются реже, чем происходит внесение изменений в нормативные акты, регламентирующие экономические права граждан26; во-вторых, соединяют в себе два вида гарантий (по форме -существо конституционных экономических прав; по процедуре - право на судебную защиту), так как сегодня субъекты конституционных экономических прав фактически являются наиболее слабо защищенной категорией граждан (в силу непосильных обременений в части возложения дополнительных сопутствующих нецелевых расходов на субъектов предпринимательской деятельности, а также нестабильности курса государственной политики в части установления различного рода сроков (например, по недействительным сделкам в отношении права частной собственности). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Защита социально-экономических прав и свобод граждан

 

Защита прав и свобод человека - ключевая обязанность государства. Как мы уже подчеркивали, на практике, зачастую, нет автоматической реализации прав и свобод человека. Соответственно необходима борьба за права и свободы, когда возникают препятствия к их осуществлению и прямые их нарушения со стороны, как других лиц, так и должностных лиц государства.

Важнейшими инструментариями обеспечения конституционных гарантий социально-экономических прав и  свобод человека и гражданина в условиях формирования в России гражданского общества является судебная власть27. Суды всех уровней, несмотря на имеющиеся недостатки уже в современных условиях формирования гражданского общества в России являются эффективным правовым средством защиты и обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Защищая конституционные свободы, суд ставит себя в положение посредника между государством и личностью, между различными физическими и юридическими лицами. Но посредническая роль может быть эффективной только в том случае, если опирается на уважение и доверие с двух сторон и если реальны независимость, профессионализм, неподкупность судебного аппарата. Судебная система должна обеспечить стабильность приговоров законность и обоснованность решений, возможность исправления судебных ошибок, строгое соблюдение процессуальных правил на всех уровнях.

Право на судебную защиту обеспечивается общими гарантиями, к которым согласно Конституции РФ относятся:

- признание человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2);

- признание норм о правах и свободах человека и гражданина непосредственно действующими (ч. 1 и 4 ст. 15; ст. 18);

- признание Российской Федерации демократическим и правовым государством (ст. 1);

- осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10).

Важное место в системе  органов, обеспечивающих защиту социально-экономических прав и свобод граждан, отводится и Уполномоченному по правам человека.  Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.97 №1-ФКЗ определяет статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, устанавливает, что Уполномоченный в своей деятельности независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Должность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения; государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими28.

Деятельность Уполномоченного  призвана дополнить существующие средства защиты прав и свобод граждан, она не применяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Система органов государственной  власти в совокупности с юридическим формальными гарантиями и составляет базис реализации социально-экономических прав, которые лежат в основе жизнедеятельности граждан.

 

 

 

Заключение

 

Итоги проведенного исследования конституционных основных социально-экономических прав  граждан  позволяют сформулировать следующие выводы:

Конституционные социально-экономические права представляют собой закрепленные и гарантированные Конституцией возможности участия каждого в функционировании экономической и социальной системы РФ посредством удовлетворения своих личных материальных и духовных потребностей, одновременно оформленные в качестве задач государства. Именно в силу своей двойственной природы (как права человека и как основные направления государственной политики) конституционные экономические права воплощают в себе сочетание частных и публичных интересов, основанных на внутригосударственных и международных правах.

Особенностью конституционных экономических прав является то, что они: способствуют развитию творческой активности и инициативы населения; выступают предпосылкой достойного уровня жизни; влияют на функционирование экономической системы государства.

Особое значение в  механизме закрепления и судебной защиты конституционных экономических прав принадлежит проблемам определения «сущностного ядра» базовых экономических прав (праву на труд, праву частной собственности, праву на предпринимательскую деятельность), защита которых является не только предметом конституционного права, но и других отраслей российского законодательства. В основе защиты социально-экономических прав и свобод граждан помимо права граждан на самозащиту также лежит система органов и должностных лиц органов власти и ряд формально-определяющих гарантий, которые в совокупности и позволяют реализовать потребности граждан.

 

Библиографический список

 

Список законодательства и нормативно-правовых актов

 

  1. Конституция РФ (прин. всенар. гол. 12.12.1993г.) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009;
  2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010)   "О Конституционном Суде Российской Федерации //  "Российская газета", N 138 - 139, 23.07.1994, № 43, 14.01.2010.
  3. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" //  "Российская газета", N 93, 16.05.1995, № 16, 17.08.2002, № 8, 18.12.2011 г.
  4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2012) "О судебной системе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.
  5. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"// "Российская газета", № 43, 14.01.2010;
  6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831;
  7. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Российская газета", N 247, 20.12.2001, N 169, 02.08.2010, N 275, 07.12.2011;
  8. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // "Российская газета", N 263, 23.11.2011, "Собрание законодательства РФ", 25.06.2012, N 26, ст. 3446;
  9. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.07.2012) "О занятости населения в Российской Федерации" //  "Российская газета", N 84, 06.05.1996, № 18, 09.12.2001, № 17, 20.05.2002, № 41, 02.12.2003, № 78, 02.08.2012;
  10. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.07.2012) "Об образовании" //  "Российская газета", N 172, 31.07.1992,  "Собрание законодательства РФ", 16.07.2012, N 29, ст. 3991.

 

Список научной  и учебной литературы

 

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2004.
  2. Безруков А.К. Основы правового статуса личности. – М., 2011.
  3. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 2005.
  4. Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: содержание, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. 1997. № 3.
  5. Государственное право Российской Федерации: Курс лекций для юридических институтов и факультетов. Том I-II / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 2009.
  6. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 2004.
  7. Зиновьев А.В. Конституционное право: Конспект лекций. СПб., 2006.
  8. Игнатенко Г.В. Конституция и права человека: международно-правовой аспект // Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерения. Екатеринбург, 2004.
  9. Карпович В.Д. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. -М.: Юрайт. -М; Новая Правовая культура, 2002.
  10. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. М, 2000.
  11. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 2011.
  12. Конституционное право: Учебник / Отв. редактор В.В. Лазарев. - М., 2005.
  13. Конституционный статус гражданина. М.: Наука, 1989.
  14. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 2012.
  15. Королев А.С. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. – М., 2010.
  16. Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты // Государство и право. 2004. №10.
  17. Мальцев Г.В. Социально-экономические прав и свободы граждан СССР и их гарантии // Советское государство и право. 1983. № 2.
  18. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев. - СПС "Гарант", 2003.
  19. Орлов А.И. Пособия по временной нетрудоспособности. Учебник. М.: 2002.
  20. Права человека: история, теория, практика / Сборник тезисов и статей - М., 2005.
  21. Права человека: энциклопедический словарь / Отв. ред. С.С. Алексеев. М.: Норма, 2009.
  22. Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2007.
  23. Российское гуманитарное право. М.: Приор, 1998.
  24. Торшенко А.А. Конституционное право Российской Федерации. Екатеринбург, 2005.
  25. Шайо А. Как верховенство права погубило реформу социальной защиты в Венгрии // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1998. № 2 (23).
  26. Эбзеев Б.С. Советское государство и права человека. Изд-во Саратовского ун-та. 1986.

1 Эбзеев Б.С. Советское государство и права человека. Изд-во Саратовского ун-та. 1986. - с.82.

2 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев. - СПС "Гарант", 2003. – с.47.

3 Карпович В.Д. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации.-М.: Юрайт. -М; Новая Правовая культура, 2002.- с.259.

4 Конституционный статус гражданина. М.: Наука, 1989. – с. 112.

5 Государственное право Российской Федерации: Курс лекций для юридических институтов и факультетов. Том II / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 2009. – с. 91.

6 Там же. – с. 92.

7 Российское гуманитарное право. М.: Приор, 1998. - С. 64.

8 Безруков А.К. Основы правового статуса личности. – М., 2011. – с. 82.

9 Безруков А.К. Основы правового статуса личности. – М., 2011. – с. 19.

10 Мальцев Г.В. Социально-экономические прав и свободы граждан СССР и их гарантии // Советское государство и право. 1983. № 2. - С. 115.

11 Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: содержание, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. 1997. № 3. - С. 5.

12 Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2007. - С. 91, 92.

13 Шайо А. Как верховенство права погубило реформу социальной защиты в Венгрии // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1998. № 2 (23). - С. 54.

14 Конституционный статус гражданина. М.: Наука, 1989. - С. 91.

15 Права человека: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.С. Алексеев. М.: Норма, 2009. - С. 337.

16 Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 2012. – с. 70.

17 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.07.2012) "О занятости населения в Российской Федерации" //  "Российская газета", N 84, 06.05.1996, № 18, 09.12.2001, № 17, 20.05.2002, № 41, 02.12.2003, № 78, 02.08.2012.

18 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Российская газета", N 247, 20.12.2001, N 169, 02.08.2010, N 275, 07.12.2011. – ст. 14.

19 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.07.2012) "Об образовании" //  "Российская газета", N 172, 31.07.1992,  "Собрание законодательства РФ", 16.07.2012, N 29, ст. 3991.

20 Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 2012. – с. 9.

21 Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 2004. – с. 40.

22 Королев А.С. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. – М., 2010. – с. 79.

Информация о работе Социально-экономические права граждан