Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 21:23, реферат
Следственный комитет Республики Беларусь (далее – Следственный комитет) – единая и централизованная система государственных правоохранительных органов, являющихся органами предварительного следствия и осуществляющих полномочия в сфере досудебного уголовного производства.
Выплата страховой суммы в соответствии с настоящей статьей по одному и тому же страховому случаю производится за вычетом ранее полученных страховых сумм. В случае уничтожения или повреждения имущества, принадлежащего сотруднику Следственного комитета или его близким преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением им служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению, пресечению правонарушения сотруднику Следственного комитета или его близким выплачивается страховое возмещение в размере причиненного вреда, но не свыше действительной стоимости уничтоженного или поврежденного имущества на день принятия решения о выплате.
При установлении лица, виновного в гибели (смерти) сотрудника Следственного комитета, причинении вреда его здоровью, причинении имущественного вреда сотруднику Следственного комитета или его близким, выплаченные страховые суммы подлежат взысканию с виновного лица. Порядок и условия выплаты страховых сумм, выплачиваемых по обязательному государственному страхованию сотрудников Следственного комитета, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Жалобы на процессуальные действия и решения следователя, начальника следственного подразделения рассматриваются в сроки и порядке, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Правом обжалования таких действий и решений обладают:участники уголовного процесса; иные физические и юридические лица, если проводимые процессуальные действия и решения затрагивают их интересы.
Жалобы могут быть поданы в
устной или письменной форме. Порядок подачи жалоб посредством
глобальной компьютерной сети Интернет
Уголовно-процессуальным кодексом Республики
Беларусь не предусмотрен.Жалобы на действия
подразделения могут быть поданы в течение
всего срока предварительного следствия.
После направления уголовного дела в суд
любые ходатайства и жалобы по делу направляются
непосредственно в суд и решения следователя,
начальника следственного комитета
Следует подчеркнуть, что в Беларуси нет системных недостатков в поддержании правопорядка. На протяжении последних лет имеет место тенденция снижения преступности.
Достаточно сказать, что уровень преступности в Беларуси за пять лет снизился более чем на 26%. В прошлом году по сравнению с 2009 годом общее число зарегистрированных преступлений снизилось почти на 7% со 151,3 тыс. до 140,3 тыс. Значительно уменьшилось число тяжких и особо тяжких преступлений: количество убийств снизилось на 14,7%, умышленных тяжких телесных повреждений - более чем на 10%, грабежей - на 17,3%, разбойных нападений - более чем на 16%, хулиганств - на 8%.
Эти же тенденции характерны и для текущего года. Например, за первое полугодие число особо тяжких преступлений снизилось на 19%.
Вместе с тем процесс совершенствования системы поддержания правопорядка, обеспечения нормативного поведения непрерывен. Тем более что наша страна объективно подвержена влиянию глобальных вызовов, в том числе криминальных.
В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь среди основных внешних источников угроз национальной безопасности отмечены расширение масштабов трансграничной преступности; деятельность транснациональных либо зарубежных преступных организаций и группировок, связанная с посягательствами на жизнь, здоровье, свободу и социальные права белорусских граждан.
Кроме того, внутренними источниками угроз национальной безопасности являются наличие в обществе криминальных тенденций и проявлений.
Причем на данном этапе одним из наиболее актуальных направлений повышения эффективности системы обеспечения правопорядка в республике является необходимость радикального совершенствования предварительного расследования преступлений.
Предварительное расследование (предварительное
следствие и дознание) является относительно
самостоятельной формой государственной
правоохранительной деятельности, от
качества которого во многом зависит ее
эффективность.
Следователями и дознавателями правоохранительных
органов производится предварительное
расследование уголовных дел, они отвечают
за качество и сроки предварительного
следствия и дознания.
Именно в системе предварительного расследования преступлений имеет место ряд недостатков.
Во-первых, отмечается низкое качество работы данной системы. Почти две трети оправдательных приговоров вынесены судами из-за ненадлежащего исполнения сотрудниками органов предварительного расследования своих должностных обязанностей.
Только за первое полугодие 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число лиц, необоснованно привлеченных в качестве обвиняемых, включая оправданных судами, возросло в полтора раза - со 100 до 151.
Во-вторых, имеются факты, когда лица, виновные в совершении преступления, избегают уголовной ответственности и уходят от возмещения причиненного государству и потерпевшим гражданам ущерба.
В ходе предварительного расследования не всегда выявляются допускаемые оперативными сотрудниками ошибки, а иногда и прямые фальсификации. Имеются факты, когда решения о предъявлении гражданам обвинения принимаются следователями при явно недостаточном объеме доказательств.
Главная причина имеющих место недостатков - зависимость следователя от ведомственных интересов.
В стране на протяжении многих лет функционируют четыре крупных центра предварительного расследования - в МВД, КГБ, прокуратуре и департаменте финансовых расследований КГК.
Несмотря на то что по закону следователи - фигуры процессуально независимые, де-факто все они подчиняются соответствующим руководителям структурных подразделений данных ведомств.
Кроме того, в данных органах отсутствуют единые методики организации расследования, единая система учебы и система статистики правонарушений, единые критерии оценки эффективности работы, а также единые подходы к юридической квалификации одних и тех же правовых ситуаций.
Конечно, кто-то может сказать, что на фоне общего количества правонарушений 100 - 150 оправдательных приговоров составляет менее 0,15%. На фоне десятков тысяч уголовных дел эти цифры, может быть, и не кажутся значимыми. Но необходимо понимать, что за каждым подобным негативным случаем стоят судьбы людей.
Здесь необходимо подчеркнуть, что принятая в 2010 году Концепция национальной без-опасности Республики Беларусь впервые определяет национальные интересы как совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать, прежде всего, конституционные права граждан.
Отсутствие обеспечения именно этого баланса интересов приводит к неустойчивости системы и стимулирует необратимые процессы, вплоть до ее разрушения.
Даже единичные факты неправомерного привлечения людей к ответственности напрямую влияют на национальную безопасность государства, нарушая соответствующий баланс интересов.
Поэтому оправдания ошибкам в ходе предварительного следствия быть не может. Следователь должен, несомненно, быть независимым от ведомственных интересов. Его деятельность регламентируется только законом.
Таким образом, оптимизация системы предварительного расследования преступлений, повышения ее эффективности является продиктованной временем объективной необходимостью и первоочередной задачей, непосредственно влияющей на состояние национальной безопасности государства.