Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:21, реферат
Деятельность государства осуществляется посредством государственных
органов. Органы государственной власти – это граждане или коллективы
граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и
уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют
в установленном им порядке.
Понятие государственной власти
Система государственных органов Российской Федерации
Президентская власть
Законодательная власть
Исполнительная власть
Судебная власть
Список литературы
федеральных органов исполнительной власти, т.е. их перечне. Длительное
время в СССР перечень министерств и государственных комитетов закреплялся
непосредственно в Конституции, затем был устранен и был в Законе «О Совете
Министров». В настоящее время законодательный перечень определяется
Президентом. Так, Указом от 14 августа 19996г. «О системе федеральных
органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями, внесенными
Указами от 22 августа и 6 сентября 1996г.) установлено, что в эту систему
входят министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии,
федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, а также
Управление делами Президента.
Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной
власти субъектов федерации в случае их противоречия Конституции РФ и
федеральным законам.
Он так же назначает на должность и освобождает от нее полномочных
представителей в регионах Федерации (Указ от 9 июля 1997г.). Не
останавливаясь подробнее на этом вопросе, замечу лишь, что институт
полномочных представителей и Территориальное управление Администрации
Президента создают условия для реализации полномочий и функций главы
государства в масштабах всей страны, координации деятельности всех звеньев
системы государственной власти.
Как глава
государства Президент РФ
внешнеполитической и военных областях, определяет основные направления
внешней политики, подписывает международные договоры и т.д. Он также
утверждает военную доктрину России, является Верховным Главнокомандующим
Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает и
освобождает высшее командование ВС и т.д.
Президент обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса
как главы государства. К ним относятся решение вопросов гражданства,
предоставления политического убежища, осуществление помилования,
награждение государственными наградами и пр.
Конституция отнесла к полномочиям Президента право назначения
общероссийского референдума (п. «в» ст.84).
В заключение отмечу, что для выполнения своих полномочий Президент
формирует Администрацию Президента (ст.83, п. «и»), (Положение об
Администрации утверждено Указом от 2 октября 1996г.) которая по своему
правовому статусу является государственным органом, обеспечивающим
деятельность Президента.
4. Законодательная власть
1. Федеральное Собрание
Согласно Конституции РФ, Федеральное собрание является парламентом
Российской Федерации. К сожалению, рамки моего доклада не позволяют
поговорить о парламентаризме и представительности, отмечу лишь основные
моменты статуса этого органа.
Так, в ст.94 Конституции указывается, что Федеральное Собрание –
представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что
формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами,
парламентская демократия.
В той же статье Федеральное Собрание характеризуется и как
законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту
законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как
основы правопорядка.
Признание Федерального Собрания законодательной властью означает
вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан,
если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает
полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и
ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.
Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух
палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума
представляет собой все население РФ, а Совет Федерации, часто именуемый
верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской
Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей,
региональные мнения и чаяния. Вместе с тем это – государственный орган всей
федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным
субъектам РФ, а государству в целом.
Рассмотрим
вкратце структуру и
2. Совет Федерации
Согласно ч.2 ст.95 Конституции, в Совет Федерации входят по два
представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного
и исполнительного органов государственной власти. В ч.2 ст.96 Конституции
указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается
федеральным законом.
А именно, 5 декабря 1995г. был принят федеральный закон «О порядке
формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Согласно ему, в верхнюю палату входит по два представителя от каждого
субъекта федерации: глава законодательного (представительного) и глава
исполнительного органов государственной власти, по должности. В
двухпалатном (представительном) органе субъекта федерации совместным
решением обеих палат определяется его представитель в Совете Федерации.
Согласно ст. 102 Конституции, к ведению верхней палаты относится
утверждение изменения границ между субъектами Федерации, утверждение указов
Президента о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса о
возможности использования Вооруженных сил за пределами страны, назначение
выборов Президента РФ, отрешение его от должности, назначение на должность
судей Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда,
назначение на должность и освобождение от нее Генерального Прокурора РФ.
Порядок деятельности верхней палаты, ее органов и должностных лиц
определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,
Регламентом Совета Федерации, принятым им 6 февраля 19996г, и решениями
Совета Федерации.
Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием
Председателя Совета Федерации и его заместителей. Отметим, что они не могут
быть представителями одного субъекта Российской Федерации.
3. Государственная Дума
Согласно Конституции Российской Федерации (ст.95, 96 и 97),
государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4
года. Депутатом ГД может быть избран гражданин Российской Федерации,
достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов
депутатов Госдумы устанавливается федеральным законом.
Не имея возможности рассказать об избирательной системе, в т.ч.
системе распределения мандатов, отмечу только, что из 450 депутатов 225
избираются на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ –
один депутат) избирательным округам, образуемым в субъектах федерации.
Исключение составляют избирательные округа, число избирателей, в которых
меньше среднего числа избирателей, установленного Центральной избирательной
комиссией. Остальные 225 депутатов Госдумы избираются на основе системы
пропорционального представительства по общефедеральному избирательному
округу.
В настоящее время действует федеральный закон от21 июня 19995г. «О
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации».
Согласно ст. 103 Конституции, к ведению нижней палаты парламента
относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя
Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству, назначение на
должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка
России, Назначение на должность и освобождение от нее Председателя Счетной
палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека,
действующего в соответствии с федеральным конституционным законом,
объявление амнистии, выдвижение объявления против Президента Российской
Федерации для отрешения его от должности.
В соответствии со ст.105 Конституции Государственной Думой принимаются
федеральные законы.
Как уже отмечалось ранее, нижняя палата может быть распущена
Президентом, в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ.
При
роспуске Государственной Думы
Президент назначает дату
тем, чтобы вновь избранная Госдума собралась не позднее чем через четыре
месяца с момента роспуска.
Порядок действия Госдумы определяется Конституцией Российской
Федерации и Регламентом Госдумы, принятым 22 января 19998г.
Для совместной
деятельности и выражения
рассматриваемым нижней палатой парламента, депутаты образуют депутатские
объединения – фракции и депутатские группы.
Госдума избирает из своего состава Председателя и его заместителей.
Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней, но может
быть принят вопрос и об открытом голосовании.
В соответствии со ст.101 Конституции Совет Федерации и Государственная
Дума образуют комитеты и комиссии, являющимися постоянно действующими
органами соответствующих палат.
Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют
подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют
проводимые палатами парламентские слушания, решают иные вопросы,
относящиеся к ведению палат.
4.4.Законодательный процесс.
Правовыми формами реализации компетенции Федерального Собрания
Российской Федерации являются принимаемые им акты, основные из которых –
законы.
Закон характеризуется рядом черт. Он принимается только палатами
Федерального собрания и выражает волю народа Российской Федерации. Закон
содержит правовые нормы и потому является нормативным актом. Он обязателен
для исполнения и является юридической базой всех государственными органами,
действующими на территории страны, органами местного самоуправления,
общественными организациями и гражданами и обладает высшей юридической
силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме
Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить.
Законы
принимаются палатами
который реализуется в законодательном процессе, представляющим собой
совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная
деятельность Федерального Собрания. В России законодательный процесс
состоит из нескольких стадий. Вкратце перечислю их.
Первая
стадия законодательного
сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта.
Право на совершение такого рода действий называется правом законодательной
инициативы.
Вторая
стадия законодательного
законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Госдумой,
направляется в соответствующий комитет палат, в комиссии, депутатские
объединения, Президенту, В Совет Федерации, в Правительство, а также в
Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды по вопросам их ведения
для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.
Третья
стадия законодательного
законопроектов в Госдуме, которое может осуществляться в трех чтениях.
Четвертая стадия – принятие закона. Совет Государственной Думы
назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в
качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускаются внесение в
него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным
статьям, главам, разделам.
Пятая стадия – рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом
Федерации.
Особая стадия законодательного процесса – преодоление разногласий,
возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с
отклонением верхней палатой принятых законов последней. Для этого может
быть образована согласительная комиссия.
Завершающей
стадией законодательного
обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст.107) Президент
РФ, которому направляется федеральный закон, в течение 14 дней
подписывает его и обнародует.
5. Исполнительная власть
Согласно Конституции Российской Федерации (ст.110), исполнительную
Информация о работе Система органов государственной власти Российской Федерации