Система органов государственной власти Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:21, реферат

Краткое описание

Деятельность государства осуществляется посредством государственных
органов. Органы государственной власти – это граждане или коллективы
граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и
уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют
в установленном им порядке.

Оглавление

Понятие государственной власти

Система государственных органов Российской Федерации

Президентская власть

Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Список литературы

Файлы: 1 файл

Система государственных органов РФ.docx

— 60.18 Кб (Скачать)

федеральных органов  исполнительной  власти,  т.е.  их  перечне.  Длительное

время в СССР перечень министерств  и  государственных  комитетов  закреплялся

непосредственно в Конституции, затем был устранен и был в Законе  «О  Совете

Министров».  В  настоящее  время   законодательный   перечень   определяется

Президентом. Так, Указом  от  14  августа  19996г.  «О  системе  федеральных

органов исполнительной власти» (с  изменениями  и  дополнениями,  внесенными

Указами от 22 августа и 6 сентября 1996г.) установлено, что  в  эту  систему

входят  министерства,  государственные   комитеты,   федеральные   комиссии,

федеральные службы,  российские  агентства,  федеральные  надзоры,  а  также

Управление делами Президента.

      Президент  вправе приостановить действие  актов  органов  исполнительной

власти субъектов  федерации  в  случае  их  противоречия  Конституции  РФ  и

федеральным законам.

      Он так  же назначает на должность   и  освобождает  от  нее   полномочных

представителей  в  регионах  Федерации  (Указ  от   9   июля   1997г.).   Не

останавливаясь  подробнее  на  этом  вопросе,  замечу  лишь,  что   институт

полномочных  представителей  и  Территориальное   управление   Администрации

Президента  создают  условия  для  реализации  полномочий  и  функций  главы

государства в масштабах  всей страны, координации деятельности  всех  звеньев

системы государственной  власти.

      Как глава  государства Президент РФ обладает  широкими  полномочиями  во

внешнеполитической  и военных областях,  определяет  основные  направления

внешней  политики,  подписывает  международные  договоры  и  т.д.  Он  также

утверждает  военную доктрину России,  является  Верховным  Главнокомандующим

Вооруженных Сил, формирует и возглавляет  Совет Безопасности,  назначает и

освобождает высшее командование ВС и т.д.

      Президент  обладает и иными полномочиями, вытекающими  из  его  статуса

как  главы  государства.  К  ним  относятся  решение  вопросов  гражданства,

предоставления    политического    убежища,    осуществление    помилования,

награждение государственными наградами и пр.

      Конституция   отнесла  к  полномочиям   Президента   право   назначения

общероссийского референдума (п. «в» ст.84).

      В заключение  отмечу, что для  выполнения  своих  полномочий  Президент

формирует  Администрацию  Президента  (ст.83,   п.   «и»),   (Положение   об

Администрации утверждено Указом от 2  октября  1996г.)   которая  по  своему

правовому   статусу   является   государственным   органом,   обеспечивающим

деятельность Президента.

 

   4. Законодательная  власть

   1. Федеральное Собрание

      Согласно  Конституции РФ,  Федеральное   собрание  является  парламентом

Российской  Федерации.  К  сожалению,  рамки  моего  доклада  не   позволяют

поговорить о парламентаризме  и  представительности,  отмечу  лишь  основные

моменты статуса этого  органа.

      Так, в  ст.94  Конституции  указывается,  что  Федеральное  Собрание  –

представительный орган  Российской Федерации. Тем самым  устанавливается,  что

формой государства является представительная, т.е. опосредованная  выборами,

парламентская демократия.

       В   той  же  статье  Федеральное   Собрание   характеризуется   и   как

законодательный орган  Российской  Федерации.  В  этой  передаче  парламенту

законодательной  власти  реализуется  принцип  народного  суверенитета   как

основы правопорядка.

       Признание   Федерального  Собрания  законодательной   властью  означает

вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации  не  может  быть  издан,

если он не рассмотрен и не одобрен парламентом,  а сам парламент обладает

полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий  Российской  Федерации  и

ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

      Согласно  ст.  95 Конституции, Федеральное   Собрание  состоит  из  двух

палат –  Совета  Федерации  и  Государственной  Думы.  Государственная  Дума

представляет собой все  население РФ,  а  Совет  Федерации,  часто  именуемый

верхней палатой, состоит  из членов, представляющих все  субъекты  Российской

Федерации.  Совет    Федерации   призван   выражать   интересы   местностей,

региональные мнения и  чаяния. Вместе с тем это –  государственный орган  всей

федерации. Его решения  и другие волеизъявления адресуются не  тем  или  иным

субъектам РФ, а государству  в целом.

      Рассмотрим  вкратце структуру и компетенцию  обеих палат.

 

  

 

2. Совет Федерации

      Согласно  ч.2 ст.95  Конституции,  в Совет Федерации входят  по  два

представителя от каждого  субъекта федерации: по одному от  представительного

и исполнительного органов государственной власти. В ч.2  ст.96  Конституции

указывается,  что  порядок  формирования  Совета  Федерации  устанавливается

федеральным законом.

      А именно, 5 декабря 1995г. был принят  федеральный   закон  «О  порядке

формирования Совета Федерации  Федерального Собрания  Российской  Федерации».

Согласно ему, в верхнюю  палату  входит  по  два  представителя  от  каждого

субъекта  федерации:  глава  законодательного  (представительного)  и  глава

исполнительного   органов   государственной   власти,   по   должности.    В

двухпалатном  (представительном)  органе   субъекта   федерации   совместным

решением обеих палат  определяется его представитель  в Совете Федерации.

      Согласно  ст. 102  Конституции,  к  ведению   верхней  палаты  относится

утверждение изменения границ между субъектами Федерации, утверждение  указов

Президента о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса  о

возможности использования  Вооруженных сил за  пределами  страны,  назначение

выборов Президента РФ, отрешение  его от должности, назначение  на  должность

судей Конституционного Суда, Верховного  суда,  Высшего  Арбитражного  Суда,

назначение на должность  и освобождение от нее Генерального Прокурора РФ.

      Порядок  деятельности верхней палаты,  ее  органов  и  должностных   лиц

определяется  Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными   законами,

Регламентом Совета Федерации, принятым им  6  февраля  19996г,  и  решениями

Совета Федерации.

      Совет   Федерации  избирает  из  своего  состава  тайным   голосованием

Председателя Совета Федерации  и его заместителей. Отметим, что  они не  могут

быть представителями  одного субъекта Российской Федерации.

 

   3. Государственная  Дума

      Согласно  Конституции  Российской  Федерации   (ст.95,   96   и   97),

государственная Дума состоит из 450  депутатов  и  избирается  сроком  на  4

года. Депутатом   ГД  может  быть  избран  гражданин  Российской  Федерации,

достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.  Порядок выборов

депутатов Госдумы устанавливается  федеральным законом.

      Не имея  возможности  рассказать  об  избирательной  системе,  в   т.ч.

системе распределения мандатов, отмечу только,  что  из  450  депутатов  225

избираются на основе мажоритарной системы по  одномандатным  (один  округ  –

один депутат)  избирательным  округам,  образуемым  в  субъектах  федерации.

Исключение составляют избирательные  округа,  число  избирателей,  в  которых

меньше среднего числа  избирателей, установленного Центральной  избирательной

комиссией. Остальные 225 депутатов  Госдумы  избираются  на  основе  системы

пропорционального  представительства  по   общефедеральному   избирательному

округу.

      В настоящее  время действует федеральный  закон  от21  июня  19995г.  «О

выборах депутатов Государственной Думы  Федерального  Собрания  Российской

Федерации».

      Согласно  ст. 103  Конституции,  к  ведению   нижней  палаты  парламента

относятся:  дача  согласия  Президенту   РФ   на   назначение   Председателя

Правительства РФ, решение  вопроса о  доверии  Правительству,  назначение  на

должность  и  освобождение  от  должности  Председателя  Центрального  Банка

России, Назначение на должность  и освобождение от нее  Председателя  Счетной

палаты и половины состава  ее аудиторов, Уполномоченного по правам  человека,

действующего  в соответствии   с   федеральным   конституционным   законом,

объявление амнистии,  выдвижение  объявления  против  Президента  Российской

Федерации для отрешения  его от должности.

      В соответствии  со ст.105 Конституции Государственной  Думой принимаются

федеральные законы.

      Как   уже  отмечалось  ранее,  нижняя  палата  может   быть   распущена

Президентом, в случаях, предусмотренных  ст. 111 и 117 Конституции РФ.

       При  роспуске Государственной Думы  Президент назначает дату выборов   с

тем, чтобы вновь избранная  Госдума собралась не  позднее  чем  через  четыре

месяца с момента роспуска.

      Порядок   действия   Госдумы   определяется   Конституцией   Российской

Федерации и Регламентом  Госдумы, принятым 22 января 19998г.

      Для совместной  деятельности и выражения единой  позиции  по  вопросам,

рассматриваемым нижней палатой парламента,  депутаты  образуют  депутатские

объединения – фракции  и депутатские группы.

      Госдума  избирает из своего состава  Председателя  и  его  заместителей.

Они избираются тайным голосованием с  использованием  бюллетеней,  но  может

быть принят вопрос и об открытом голосовании.

      В соответствии  со ст.101 Конституции Совет Федерации  и Государственная

Дума  образуют  комитеты  и  комиссии,  являющимися  постоянно  действующими

органами соответствующих  палат.

      Комитеты  палат по вопросам,  отнесенным  к  их  ведению,  осуществляют

подготовку  и  предварительное   рассмотрение   законопроектов,   организуют

проводимые   палатами   парламентские   слушания,   решают   иные   вопросы,

относящиеся к ведению палат.

 

      4.4.Законодательный  процесс.

      Правовыми   формами  реализации   компетенции   Федерального   Собрания

Российской Федерации  являются принимаемые им акты, основные  из  которых  –

законы.

      Закон характеризуется   рядом  черт.  Он  принимается   только  палатами

Федерального собрания и  выражает волю  народа  Российской  Федерации.  Закон

содержит правовые нормы  и потому является нормативным актом.  Он  обязателен

для исполнения и является юридической базой всех государственными  органами,

действующими  на  территории  страны,  органами   местного   самоуправления,

общественными организациями  и  гражданами  и  обладает  высшей  юридической

силой  по  сравнению  с  любыми  актами   государственных   органов,   кроме

Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить.

      Законы  принимаются палатами Федерального  Собрания  в  особом  порядке,

который  реализуется в законодательном процессе,   представляющим   собой

совокупность действий, посредством  которых  осуществляется  законодательная

деятельность  Федерального  Собрания.  В  России   законодательный   процесс

состоит из нескольких стадий. Вкратце перечислю их.

      Первая  стадия законодательного процесс  - законодательная инициатива  -

сводится к внесению  на  рассмотрение  Государственной  Думы  законопроекта.

Право на совершение такого рода действий называется  правом  законодательной

инициативы.

      Вторая  стадия законодательного процесса - предварительное рассмотрение

законопроектов.    Законопроект,    подлежащий    рассмотрению     Госдумой,

направляется  в  соответствующий  комитет  палат,  в  комиссии,  депутатские

объединения, Президенту, В  Совет  Федерации,  в  Правительство,  а  также  в

Конституционный, Верховный  и Высший Арбитражный суды по вопросам их  ведения

для подготовки и представления  отзывов, предложений и замечаний.

      Третья  стадия законодательного процесса  включает в  себя  рассмотрение

законопроектов в Госдуме, которое может осуществляться в трех чтениях.

      Четвертая   стадия  –  принятие  закона.  Совет  Государственной   Думы

назначает третье чтение законопроекта  для голосования, чтобы принять  его  в

качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускаются внесение  в

него поправок и возвращение  к его  обсуждению  в  целом  либо  по  отдельным

статьям, главам, разделам.

      Пятая стадия  – рассмотрение и одобрение   федеральных  законов  Советом

Федерации.

      Особая  стадия законодательного  процесса  –  преодоление  разногласий,

возникших  между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с

отклонением верхней палатой  принятых  законов  последней.  Для  этого  может

быть образована согласительная комиссия.

      Завершающей  стадией законодательного процесса  является  подписание  и

обнародование закона. В  соответствии с Конституцией  РФ  (ст.107)  Президент

РФ,   которому  направляется  федеральный закон,    в   течение   14   дней

подписывает его и обнародует.

 

   5. Исполнительная  власть

      Согласно  Конституции  Российской  Федерации  (ст.110),  исполнительную

Информация о работе Система органов государственной власти Российской Федерации