Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:05, контрольная работа
Конституционное право России полиструктурно, представлено разноуровневыми нормами права, отличается множеством источников (форм) выражения. Вместе с тем это единый согласованный нормативно-юридический комплекс, отвечающий всем признакам отрасли права. В составе этой отрасли можно выделить две относительно автономные и вместе с тем взаимосвязанные части - Общую и Особенную.
Введение …………………………………………….…………………………… 3
1. Система конституционного права России …………………………………...5
2. Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Тенденции его становления и развития на современном этапе …………...... 16
Заключение ………………………………………………………………...…… 21
Перечень использованной литературы и источников ……………………...... 23
1) правовое обеспечение подлинного суверенитета Российской Федерации, становление ее как самостоятельного, независимого государства;
2) деидеологизация конституционно-правового законодательства. В Конституции РФ отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, институтов общественного строя. Изменены название государства, символы его государственного суверенитета (флаг, герб, гимн). Конституционно закреплен принцип многопартийности и признано идеологическое многообразие;
3) гуманизация всех государственно-правовых институтов, перенос центра тяжести на признание прав и свобод человека и гражданина, которые утверждаются как высшая ценность. Это означает пересмотр концепции взаимоотношения государства и гражданина: вместо приоритета общественных, государственных интересов над личными в основу кладется приоритет интересов личности, взаимной ответственности государства и личности;
4) реализация принципа разделения властей, что выражается в признании этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя, в тех многочисленных положениях Конституции, которые закрепили систему и компетенцию государственных органов, принципы разграничения между ними полномочий;
5) признание и гарантия местного самоуправления;
6) коренное изменение системы федеральных органов государственной власти: учреждение института президентства, двухпалатного парламента;
7) существенная реорганизация федеративного устройства России. Эта тенденция развития конституционного права связана с преодолением немалых трудностей, с согласованием многих противоречивых интересов. Россия за всю историю своего существования как советской республики до создания СССР и в составе Союза конституционно определялась как федерация, но фактически таковой никогда не была. Поэтому новые принципы федерации призваны обеспечить целостность и суверенитет России и одновременно необходимый уровень самостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого комплекса вопросов развития территорий с учетом их национальных, экономических интересов и особенностей;
8) переход к рыночной системе хозяйствования, к рыночным отношениям в экономике. Конституционно закреплены свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности, равная защита со стороны государства всех ее форм.
Развитие отрасли конституционного права на современном этапе связано с осуществлением следующих основных задач:
1) укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти;
2) обеспечение единства конституционно-правового законодательства путем устранения имеющегося несоответствия положений Конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации федеральным Конституции и законам;
3) совершенствование федеративного устройства России, принципов разграничения полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
4) расширение гарантий, реального обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина;
5) совершенствование структуры, принципов и методов деятельности государственного аппарата, сокращение имеющихся излишних звеньев, обеспечение должной координации территориальных органов федеральных исполнительных органов государственной власти, действующих в субъектах Федерации;
6) развитие процессов формирования гражданского общества, становление подлинной многопартийной системы;
7) развитие законодательства, способствующего практическому утверждению местного самоуправления;
8) завершение процесса разработки и принятия всех предусмотренных в Конституции федеральных конституционных законов и федеральных законов;
9) повышение действенности конституционно-правового регулирования, механизма реализации конституционно-правовых норм; усиление различных форм ответственности за нарушение последних.
Осуществление указанных и иных вытекающих из них задач является важным условием формирования Российской Федерации как правового государства и требует активного воздействия конституционно-правового законодательства.[8]
Заключение
Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т. е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений. Каждый конституционно-правовой институт включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Конституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти - Из тех же источников плюс указы Президента и т. д.
Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между институтами - напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования. Система права, говоря образно, наводит своеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а кроме того, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними. И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание все же стоит на одном фундаменте, каковым выступают единые -принципы конституционного права: суверенитет народа, естественное право, приоритет охраны прав и свобод, разделение властей, независимое правосудие, правовое государство.
Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Ее разделы - это первооснова для создания системы конституционного права. В ходе исторического развития появляются все новые правовые институты, однако они обязательно имеют в качестве исходной ту или иную конституционную норму. Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие из еще более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Таким образом, система конституции и система конституционного права полностью не совпадают, система конституционного права при определенных условиях может сложиться и развиваться даже без писаной конституции, как это имеет место в Великобритании.
Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):
• основы конституционного строя;
• права и свободы человека и гражданина;
• федеративное устройство;
• избирательная система (избирательное право);
• президентская власть;
• законодательная власть;
• исполнительная власть;
• государственная власть в субъектах РФ;
• судебная власть и прокуратура;
• местное самоуправление;
• порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.
Перечень использованной литературы и источников
1. Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебник для вузов. - Москва: Юстицинформ, 2006.- 168 с.
2. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2000. - 492с.
3. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. – М.: ИНФРА. – 2005. – 199 с.
4. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с.
5. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие / В.В. Никулин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 92 с.
6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 520 с.
7. Конституция России: природа, эволюция, современность / Под ред. Авакьян С.А. – 2-е изд. – М.: РЮИЛ, «Сашко», 1997. – 422 с.
8. Мартынин О.В. Российская конституция 1993 г. и становление новой политической системы // Государство и Право. – 1994. - № 10. – С. 18-25
[1] Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с.
[2] Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебник для вузов. - Москва: Юстицинформ, 2006.- 168 с.
[3] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 520 с.
[4] Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. – М.: ИНФРА. – 2005. – 199 с.
[5] Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2000. - 492с.
[6] Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие / В.В. Никулин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 92 с.
[7] Мартынин О.В. Российская конституция 1993 г. и становление новой политической системы // Государство и Право. – 1994. - № 10. – С. 18-25
[8] Конституция России: природа, эволюция, современность / Под ред. Авакьян С.А. – 2-е изд. – М.: РЮИЛ, «Сашко», 1997. – 422 с.