Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Правоведение"
Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией Российской Федерации случаях:
1. для заслушивания посланий президента Российской Федерации;
2. для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;
3. для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.
37. Структура и полномочия правительства
Правительство, также Кабинет или Совет Министров — высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением.
Основная задача правительства — проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство или отдельные его министерства разрабатывают и принимают подзаконные акты, например, постановления. Правительство может обращаться к парламенту с инициативой принять или изменить закон.
Структура правительства
Структура и роли участников (членов правительства и структур, составляющих правительство) зависят от формы государственного управления, а также исторически сложившеся структуры управления в различных странах.
Как правило, под руководством правительства находятся государственный аппарат и контроль за исполнительно-распорядительной деятельностью в стране, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.
Правительство, как правило, состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства (королём, президентом) или премьер-министром (председателем правительства, канцлером, председателем совета или кабинета министров).
Коалиционное правительство — правительство, созданное из представителей нескольких парламентских партий, которое, как правило, функционирует на основе коалиционного договора.
Полномочия правительства
Правительство РФ осуществляет свои полномочия в таких основных сферах жизни общества, как экономическая, социально-культурная, оборона страны, внешняя политика, охрана прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, государственная безопасность.
Полномочия Правительства РФ в сфере экономики.
Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики
Полномочия Правительства РФ в сфере науки, культуры, образования.
Полномочия Правительства РФ в сфере социальной политики.
Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан борьбы с преступностью.
Полномочия Правительства РФ по обеспечению обороны и государственном безопасности страны.
Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений.
38. Президентская власть в РФ.
1. Президент РФ является главой государства.
2. Президент РФ является гарантом конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
3. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент РФ как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
Президент РФ:
назначает с согласия Гос Думы Председателя Правительства РФ;
имеет право председательствовать на заседаниях правительства РФ;
принимает решение об отставке Правительства РФ;
представляет Гос Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ;
формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
формирует Администрацию Президента РФ;
назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
назначает и освобождает высшее командование вооруженными Силами РФ;
назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;
обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами гос власти РФ и органами власти субъектов РФ;
вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам
РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
осуществляет руководство внешней политикой РФ;
ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;
является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;
39. Судебная власть.
Существование судебной власти обусловлено интересом общества в поддержании правового и социального порядка, а её государственная природа — обязанностью государства этот порядок поддерживать. Судебная власть возникает в силу необходимости и обязанности государства трактовать свою волю в том случае, когда нормативная трактовка, предложенная законодателем для общего случая и выраженная в норме закона, вступает в противоречие с нормативной трактовкой государственной воли в процессе индивидуального регулирования. Сохранение всеобщего и универсального значения права как социального регулятора требует обеспечения правовой реальности в случае спора о самом праве. Возможность и обязанность определить, что является правом в случае спора об этом в индивидуальном правоприменении, составляет основу судебной власти, определяет её место и роль в системе разделения властей, а так же политических акторов, образует уникальный властный ресурс судебной власти.
Судебная власть в России.
Конституционные признаки:
Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):
осуществляется только судами;
имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судебной власти.
реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:
закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».
соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;
признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;
закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;
финансирования судей из федерального бюджета.
Функции судебной власти
1. Правосудие.
2. Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.
3. Толкование правовых норм.
4. Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.
5. Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубьектности граждан России.
Высшие федеральные суды:
1. Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента Российской Федерации);
2. Верховный Суд Российской Федерации;
3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривающий хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью;
4. Дисциплинарное судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. (ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии»)
40. Местное самоуправление в РФ.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — самостоятельная инициативная деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения. М.с. — это такая признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорганизации населения (местного сообщества), которая, исключая управление "сверху", позволяет гражданам в границах муниципального образования непосредственно либо через создаваемые ими органы самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, обеспечивать владение, пользование муниципальной собственностью и ее распределение исходя из своих интересов, т.е. потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом. К наиболее существенным признакам, характеризующим природу М.с. в РФ, следует отнести следующие:
1. М.с. есть форма выражения власти народа РФ и одна из основ конституционного строя. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, М.с. обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории
2. М.с. в РФ — это право каждого гражданина на осуществление М.с. и право населения (местного сообщества) на самостоятельное решение местных дел. Участие граждан в осуществлении М.с. гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными в органы М.с, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы М.с, обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов М.с., самостоятельно решать вопросы местного значения (как через органы М.с, так и путем прямого волеизъявления), самостоятельно определять структуру органов М.с. Признавая это право, государство признает самостоятельность М.с. в пределах его полномочий, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления.
41. Субъекты и объекты гражданского права.
Гражда́нское пра́во — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений.
Субъекты гражданского права — это носители (обладатели) гражданских прав и обязанностей. Субъектом гражданского права может быть только лицо, которое имеет определенный статус — является правоспособным и дееспособным.
Субъектами гражданского права могут быть:
1. граждане (физические лица);
2. юридические лица;
3. государство — РФ и ее субъекты, а также городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.
Объектом, или предметом, гражданского права является направление его воздействия.
По закону (ст. 128 ГК РФ) объекты гражданского права подразделяются на следующие пять видов:
1. имущество;
2. работа и услуги;
3. информация;
4. результаты интеллектуальной деятельности;
5. нематериальные блага.
Объекты гражданских прав по-разному участвуют в гражданских правоотношениях, в гражданском обороте.
Большинство объектов могут свободно отчуждаться (продажа, мена и т. п.) либо переходить к другим лицам в порядке универсального правопреемства (т. е. при наследовании или реорганизации юридического лица). Такие объекты называют оборотоспособными.
Некоторые объекты гражданских прав ограничены в гражданском обороте: они могут либо принадлежать только государственным организациям, либо только российским гражданам и юридическим лицам, либо находиться в гражданском обороте только по специальным разрешениям (право на пользование оружием, природными ресурсами и т. п.).
К числу объектов, ограниченных в гражданском обороте, относятся земля и другие природные ресурсы: они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому только в той мере, в какой это допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Наконец, некоторые объекты гражданских прав вовсе исключены из гражданского оборота. Сюда относятся, в частности, особо важные культурные объекты (например, Большой театр).
42. Понятие и содержание права собственности. Защита права собственности.