Шпаргалка по Гражданскому праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Гражданскому праву" .

Файлы: 1 файл

Гп Шпоры Общ часть.docx

— 149.43 Кб (Скачать)

Жилые помещения, как и  земельные участки, также имеют  строго целевое значение, что обусловлено  сохраняющимся недостатком жилья  и его особой социальной значимостью. ЖП предназначены исключительно  для проживания граждан, а осуществления  права собственника по владению, пользованию  и распоряжению такой недвижимостью  производится в соответствии с целевым  назначением этих вещей. Использование  ЖП не по назначению, либо систематическое  нарушение собственником такого помещения прав и интересов соседей, либо его бесхозное обращение  с ЖП могут служить основанием принудительного (через суд по иску ОМСУ) отчуждения ЖП, путем его продажи  с публичных торгов. Граждане –  наниматели ЖП в домах Г или  М ЖФ получили право на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых  помещений, путем заключения с ОМСУ договора о безвозмездной передаче ЖП в их собственность. При этом могут  возникать отношения общей (долевой  или совместной) собственности граждан  на ЖП.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без создания ЮЛ (ИП), вправе иметь в собственности «средства  производства», в том числе используемые ими с привлечением наемных работников. Они не обособляют, по крайней мере юридически, имущество используемое для предпринимательских целей, от другого своего имущества и поэтому все их имущество может быть объектом взыскания со стороны любых их кредиторов.

 

31.Вещные права  юридических лиц на хозяйствование  с имуществом собственника.

К вещным правам юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления, которые выражают специфику российского гражданского права и не имеют аналогов в развитых правопорядках. Пока они, однако, весьма распространены, ибо характеризуют имущественную обособленность унитарных предприятий и учреждений - достаточно часто встречающихся видов юридических лиц. Вместе с тем права хозяйственного ведения и оперативного управления настолько своеобразны, что имеются достаточно серьезные сомнения в их вещно-правовой природе, что обусловливает необходимость их особого рассмотрения. 
Субъекты обычных ограниченных вещных прав - граждане и юридические лица, а в некоторых случаях и публично-правовые образования - одновременно являются собственниками своего имущества, ибо невозможно участвовать в гражданских правоотношениях только на основе использования чужого имущества. Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть не любые субъекты гражданского права, а только юридические лица в форме унитарных предприятий и финансируемых собственником учреждений (ст. ст. 113 - 115 и 120 ГК), которые ни при каких условиях не становятся собственниками своего имущества. Следовательно, эти права призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц - несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте. 
При этом собственники (главным образом публично-правовые образования) по сути лишаются возможностей непосредственно использовать свое имущество, распределенное ими между такими юридическими лицами (в их непосредственном обладании в соответствии с п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК остается лишь нераспределенное имущество соответствующей казны). Они не вправе ни владеть, ни пользоваться таким имуществом и могут лишь давать или не давать согласие на совершение созданными ими юридическими лицами сделок по его отчуждению, т.е., по сути, контролировать осуществление правомочия распоряжения. 
Иначе говоря, наделение имуществом унитарных предприятий и учреждений на правах хозяйственного ведения и оперативного управления есть способ осуществления права собственности, прежде всего для публично-правовых образований <1>, но никак не юридическая форма экономически необходимого участия одного лица в праве собственности другого (что выступает главной предпосылкой существования самой категории ограниченных вещных прав).

32.Право собственности  юридических лиц

Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных  и муниципальных предприятий, а  также учреждений, финансируемых  собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юр-ми лицами по иным основаниям.

Общ-ные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

В соотв-вии со ст. 48 Юридическим лицом признается организация, кот. имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущ-ные и личные неимущ-ные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юр-кие лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении кот. их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество кот. их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

 

33. Право собственности  граждан, занимающихся предпринимательской  деятельностью

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью  без образования ЮЛ с момента  ГР в качестве индивидуального предпринимателя (ст.23). Предпринимательской признается самостоятельная производственная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли. Необходимым условием для занятия гражданином предпринимательской деятельностью является: а) его дееспособность; б) ГР в качестве предпринимателя.

ГР предпринимателя производится на основании его заявления, в  котором указываются виды деятельности, которыми гражданин намерен заниматься. ГР производится в день поступления  документов. Основанием отказа может  быть недееспособность предпринимателя, намерение заняться запрещенной  законом деятельностью или отсутствие лицензии, если она нужна. Отказ или уклонение от регистрации могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке. После уплаты регистрационного сбора заявителю выдается свидетельство, в котором указываются виды деятельности и срок его действия.

Гражданин, занимающийся предпринимательской  деятельностью, но не прошедшие ГР, не приобретает в связи с этим статуса предпринимателя. Он утрачивает этот статус и с момента прекращения  действия ГР, по истечении установленного срока, аннулирования ГР и т.п. В таких случаях, согласно Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8, споры с участием граждан, в том числе связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции, однако суд при разрешении спора может применить положения ГК об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью.

Для занятия предпринимательской  деятельностью необходима полная дееспособность. Следовательно, осуществлять ее могут  граждане по достижении 18 лет, если они  не ограничены в дееспособности. Последние могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия попечителя. Лицо, вступившее в брак до достижения 18 лет, признается полностью дееспособным (ст.21) и поэтому вправе самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью. То же относится к эмансипированным (ст.27) (исключение – ПД для занятия которой законом установлен возрастного ценза).

Правоспособность индивидуального  предпринимателя практически приравнена к правоспособности ЮЛ - коммерческих организаций. Он может иметь права  и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Однако он не вправе создавать предприятия, оставаясь собственником переданного им имущества (И(С)ЧП, которые должны быть до 07.07.99 г. преобразованы в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы). До преобразования или ликвидации к ним применяются нормы ГК об унитарных предприятиях.

Пункт 2 ст.23 признает предпринимателем главу крестьянского (фермерского) хозяйства. Такое хозяйство может  быть создано только одним гражданином  или совместно с членами семьи, либо партнерами с целью производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим  лицом. Его глава признается предпринимателем с момента ГР хозяйства.

Крестьянское хозяйство  подлежит регистрации в местном  органе самоуправления, в ведении  которого находится данный земельный  участок. Пользование имуществом осуществляется членами хозяйства по соглашению между собой, сделки по распоряжению имуществом хозяйства совершает  глава хозяйства либо иные лица по его доверенности.

 

34.Понятие и  формы приватизации государственного  и муниципального имущества

 Приватизация. ФЗ «О приват», 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

1. Приватизация государственного  и муниципального имущества основывается  на признании равенства покупателей  государственного и муниципального  имущества и открытости деятельности  органов государственной власти  и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное  имущество отчуждается в собственность  физических и (или) юридических  лиц исключительно на возмездной  основе (за плату либо посредством  передачи в государственную или  муниципальную собственность акций  открытых акционерных обществ,  в уставный капитал которых  вносится государственное или  муниципальное имущество).

3. Приватизация муниципального  имущества осуществляется органами  местного самоуправления самостоятельно  в порядке, предусмотренном настоящим  Федеральным законом.

ФЗ регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные  с ними отношения по управлению государственным  и муниципальным имуществом.

1. Законодательство Российской  Федерации о приватизации состоит  из настоящего Федерального закона  и принимаемых в соответствии  с ним других федеральных законов  и иных нормативных правовых  актов Российской Федерации.

Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

2. Законодательство субъектов  Российской Федерации о приватизации  состоит из законов субъектов  Российской Федерации о приватизации  государственного имущества, принятых  в соответствии с настоящим  Федеральным законом, и принимаемых  в соответствии с ними иных  нормативных правовых актов субъектов  Российской Федерации.

3. Приватизация муниципального  имущества осуществляется органами  местного самоуправления самостоятельно  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о приватизации.

Покупателями государственного и муниципального имущества могут  быть любые физические и юридические  лица, за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных  учреждений, а также юридических  лиц, в уставном капитале которых  доля Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований превышает 25 процентов.

Правительство Российской Федерации  ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.

Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается  в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного  предприятия в открытое акционерное  общество;

2) продажа государственного  или муниципального имущества  на аукционе;

3) продажа акций открытых  акционерных обществ на специализированном  аукционе;

4) продажа государственного  или муниципального имущества  на конкурсе;

5) продажа за пределами  территории Российской Федерации  находящихся в государственной  собственности акций открытых  акционерных обществ;

6) продажа акций открытых  акционерных обществ через организатора  торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного  или муниципального имущества  посредством публичного предложения;

8) продажа государственного  или муниципального имущества  без объявления цены;

9) внесение государственного  или муниципального имущества  в качестве вклада в уставные  капиталы открытых акционерных  обществ;

10) продажа акций открытых  акционерных обществ по результатам  доверительного управления.

Денежные средства, полученные от продажи федерального имущества, имущества, находящегося в собственности  субъектов Российской Федерации, или  муниципального имущества подлежат перечислению соответственно в федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

 

35.Право государственной  и муниципальной собственности  (понятие, субъекты, объекты)

Согласно КРФ (ст.130) муниципальная  собственность не является разновидностью государственной собственности, это  самостоятельная форма собственности. В состав МС входят средства местного бюджета, муниципальные ВБФ, имущество  ОМСУ, а также муниципальные земли  и другие природные ресурсы, находящиеся  в МС, муниципальные предприятия  и организации, муниципальные банки, муниципальный ЖФ и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество (п.1 ст.29 Закона об ОПОМСУ).

Ряд объектов, подлежит передаче из государственной собственности  в муниципальную и указан в  приложении № 3 к Постановлению ВС РСФСР от 27.12.91 г. № 3020-1. Кроме того, согласно п.1 ст.61 Закона об ОПОМСУ субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованьями. И напротив, передача объектов (имущества), относящихся к МС, в ГС субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия ОМСУ либо по решению суда. В соответствии с законом споры, возникающие в связи с передачей объектов ГС в МС, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке.

Информация о работе Шпаргалка по Гражданскому праву