Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 11:08, реферат
Понятие розничной купли-продажи дается законодателем в п.1 ст.492 ГК РФ. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
§1 Розничная купля-продажа
Понятие розничной
купли-продажи дается законодателем
в п.1 ст.492 ГК РФ. По договору розничной
купли-продажи продавец, осуществляющий
предпринимательскую
Таким образом, одной из особенностей договора розничной купли-продажи является то, что продавцом может выступать только хозяйствующий субъект (предприниматель или коммерческая организация). При этом важно подчеркнуть, что покупателем может быть любой субъект гражданского права, т.е. любое физическое или юридическое лицо, приобретающее товар у розничной торговой организации или гражданина-предпринимателя, осуществляющего розничную торговлю.
Основным критерием
разграничения оптовой и
По договору розничной
купли-продажи покупатель приобретает
такой товар, который пригоден для
личного, семейного, домашнего или
иного использования, не связанного
с предпринимательской
Из вышесказанного вытекает еще одна особенная черта розничной купли-продажи. Направленные на ее регулирование положения пар.2 гл. 30 ГК РФ правила носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обеспечение интересов потребителей. Кроме того, на данные правоотношения распространяет свое действие Закон РФ "О защите прав потребителей" (в ред. от 9 января 1996 г.).
И, наконец, не менее важная черта договора розничной купли-продажи – он является публичным договором (статья 426 ГК РФ). Последнее означает, что предложение от продавца обращено не к конкретным лицам, а к любому лицу, которое согласится заключить договор на предложенных в оферте условиях. Как следствие, в случае уклонения продавца от заключения договора розничной купли-продажи, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом продавец, необоснованно уклонявшийся от заключения договора розничной купли-продажи, обязан возместить покупателю понесенные убытки.
В этой связи, договор розничной купли-продажи, как правило, выступает в качестве договора присоединения (ст. 428 ГК РФ).
Публичную оферту следует отличать от рекламы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой распространяемую в любой форме и любым способом информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Важнейшей отличительной особенностью рекламной информации является тот факт, что она, по сути, представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и соответственно не возлагает на лицо, ее распространяющее, обязательств оферента.
Важно отметить, что необходимым условием правильного оформления оферты является указание в ней всех существенных условий договора.
Иные требования предъявляются к предложению товара в месте его продажи (п.2. ст.494 ГК РФ). В этом случае публичной офертой признается выставление товара в торговом зале, в витринах, выкладка его на прилавок, а также предоставление информации о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков и т.п.) независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора. Из этого правила предусмотрено исключение для товаров, в отношении которых продавец явно определил, что они не предназначены для продажи, например товаров, которые служат художественным оформлением торгового зала, витрины, прилавка, являются торговым оборудованием и т.д.
Намерение заключить публичный договор налагает на его участников определенные обязанности и предоставляет права, которые специально оговорены в ГК РФ. Как мы уже подчеркнули, хозяйствующий субъект, сделавший публичную оферту, не может отказаться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары. Также хозяйствующий субъект не должен оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора. Кроме того, условия договора также устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, предусмотренных законом и иными нормативными актами. Несоблюдение данного требования влечет недействительность этой части договора (п. 5 ст. 426 ГК РФ).
К существенным условиям, наряду с наименованием и количеством, необходимо отнести и цену товара. Это следует из п.2 ст.492 ГК РФ. Поскольку данный договор признается договором присоединения, п. 1 ст. 500 ГК РФ предусматривает обязанность покупателя оплатить товар по цене, объявленной продавцом. Цена товара, по общему правилу, устанавливается одинаковой для всех покупателей (ст. 426 ГК РФ), поэтому покупатель не может непосредственно участвовать в ее определении.
Срок розничной купли-продажи, по общему правилу, является обычным условием, становясь существенным только по отношению лишь к договору купли-продажи товара в кредит с рассрочкой платежа.
Обратимся к форме и моменту заключения договора розничной купли-продажи.
Договор розничной купли-продажи в соответствии со ст. 159 ГК РФ, обычно заключается в устной форме, как сделка, исполняемая при ее совершении, независимо от ее суммы. Поэтому потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания и другие доказательства, подтверждающие факт совершения сделки и ее условия.
В этой связи необходимо подчеркнут, что моментом заключения договора розничной купли-продажи считается не время достижения сторонами соглашения по всем его существенным вопросам (ст. 432 ГК РФ), а выдача документа, подтверждающего оплату товара.
Требуемая для договора форма соблюдена с момента выдачи покупателю документов об оплате. Указанные документы служат также доказательством оплаты товара (ст.493 ГК РФ).
Как мы уже подчеркнули, на данные правоотношения распространяет свое действие Закон РФ "О защите прав потребителей".
Статья 16 Закона о защите прав потребителей закрепляет, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
О договорах ущемляющих
права потребителей действует разъяснение
ГКАП (Государственный Комитет
«Некоторые организации
разрабатывают стандартные
Договор устанавливает обязанность фирмы в случае обнаружения изъянов в материале, функциональных или фабричных погрешностей устранить погрешности либо, если это невозможно, заменить товар на аналогичный. Данное положение противоречит Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс об административных правонарушениях" от 09.01.96 г. (далее - Закон). В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить любое из перечисленных в данном пункте требований (о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; о соразмерном уменьшении покупной цены; о замене на товар аналогичной или другой марки; о расторжении договора). Таким образом, рассматриваемый пункт договора ограничивает права потребителей по сравнению с Законом. На основании п. 1 ст. 16 Закона условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В договоре указано, что фирма не несет ответственности за все интерпретации презентанта, т.е. устные обещания и заявления лица, представляющего фирму, сделанные при заключении договора не порождают прав и обязанностей. Обещания и заявления презентанта следует считать информацией о фирме, товаре и за ненадлежащую информацию фирма должна нести ответственность в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
При передаче заказанной посуды фирма не предоставляет покупателям инструкцию по эксплуатации этого товара, имеющего особые свойства, и следовательно, требующего особых знаний и умений при его использовании. Это нарушает положение ст. 10 Закона, устанавливающей обязанность продавца предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, в том числе сведения об основных потребительских свойствах товара, правилах и условиях его эффективного и безопасного использования. Ст. 12 названного Закона предусмотрена ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре: если предоставление недостаточно полной информации о товаре повлекло невозможность его использования по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор, потребовать полного возмещения убытков».
Данный пример, несмотря на то, что имел место еще в конце 90-х годов и до сих пор сохранил актуальность, т.к., например, «пожизненная гарантия» зачастую выставляется продавцом как «преимущество» купли-продажи.
Важно подчеркнуть, что признание недействительными отдельных условий соглашения не влечет, по общему правилу, недействительности сделки.
В заключение данного параграфа подчеркнем, что действующее законодательство о розничной купле-продаже, направлено на защиту прав «слабой стороны» в данных правоотношения – покупателя (гражданина, приобретающего товар для личных, бытовых нужд). При этом необходимо учитывать, что любая часть договора купли-продажи, ущемляющая права покупателя, будет считаться недействительной. Последнее, по общему правилу, не влечет недействительности всей сделки.