Реорганизация фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:51, реферат

Краткое описание

Цель исследования.:
анализ реорганизации как формы прекращения юридических лиц; рассмотрение института правопреемства как обязательного условия при реорганизации юридических лиц;
определение содержания прав кредиторов реорганизуемых юридических лиц, таких как уведомление о реорганизации, согласие на переход долга;

Файлы: 1 файл

ГП!!!.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

В соответствии с пунктом 2 части  первой статьи 48 Федерального закона "Об акционерных обществах" решение о реорганизации общества принимает общее собрание акционеров.

Поскольку решение от 17.06.07 о реорганизации ЗАО "Норд-Вест Ойл" принято единолично лицом, не являющимся акционером этого общества, суд правомерно признал недействительной регистрацию ООО "Норд-Вест Ойл", созданного путем выделения из ЗАО "Норд-Вест Ойл" на основании названного решения.

Договоры, заключаемые в ходе реорганизации, обычно называются реорганизационными. Реорганизационный договор является консенсуальным и взаимным. Взаимный характер этого договора вытекает из того, что все стороны договора имеют права и обязанности по отношению к другим участникам. Что касается консенсуальности, то передача имущества сливающимися обществами производится в соответствии с условиями передаточного акта, которые являются существенными условиями реорганизационного договора. Таким образом, стороны будут иметь возможность исполнить реорганизационный договор в части передачи имущества только при том условии, что реорганизационный договор и передаточный акт вступят в силу к моменту передачи. Поэтому, по мнению Б.П. Архипова, нельзя связывать момент вступления договора в силу с передачей каких-либо вещей или совершения каких-либо иных фактических действий, поскольку вопрос о реорганизации отнесен к исключительной компетенции общего собрания акционеров и волеизъявление общества относительно реорганизации содержится именно в решении общего собрания, в то время как любые действия по передаче имущества от имени общества совершаются его исполнительным органом, с фактическими действиями которого нельзя связывать вступление в силу соглашений по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции общего собрания11.

Существенные условия реорганизационных  договоров требуют обязательного  согласования сторонами. В существенных условиях фиксируются права и обязанности контрагентов, составляющие основное содержание соответствующего правоотношения. Необходимо, чтобы все существенные условия договора о реорганизации были утверждены в рамках единого решения общего собрания. Иной подход к правовой природе решения общего собрания позволил бы разбить общий вопрос о реорганизации на множество мелких (об условиях договора, о порядке конвертации акций, о передаче имущества), утверждаемых разными решениями общего собрания. В этом случае увеличивается вероятность злоупотреблений, связанных, например, с манипуляцией составом участников разных общих собраний12.

Действующее гражданское законодательство предусматривает заключение договоров  при осуществлении реорганизации  в форме слияния и присоединения. ГК РФ не только не регламентирует условия указанных договоров, порядок их заключения, изменения, расторжения, но даже не упоминает о них. В соответствии со ст.58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Термины "договор о слиянии" и "договор о присоединении" используются в специальных Федеральных законах "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Еще одно отличие реорганизационных  договоров от учредительных договоров  и договоров о совместной деятельности состоит в том, что последние  имеют своей целью организацию продолжительной деятельности без создания или с созданием юридического лица, в то время как реорганизационные договоры преследуют лишь цели создания и прекращения юридических лиц и не затрагивают их текущую деятельность.

B. C. Eм и Н.В. Козлова приводят ряд убедительных аргументов в пользу того, что при учредительном договоре "после передачи учредителями в уставный капитал юридического лица определенных видов имущества, у этого лица возникает особое право на использование такого имущества"13, не совпадающее с правами учредителей на это имущество. Пределы владения таким имуществом и его использование определяются учредительным договором и уставом общества. В случае реорганизационного договора объем передаваемых прав на имущество, подлежащее передаче поглощаемому (новому) обществу, тождествен объему прав передающего общества. В этом также заключается отличие реорганизационных договоров от учредительных.

Д.В. Жданов отмечает, что по своей природе договор о слиянии (присоединении) является договором простого товарищества, общая цель участников в этом случае состоит в образовании нового юридического лица (при слиянии), передаче активов и пассивов правопреемнику реорганизуемых юридических лиц14.

На основании изложенного представляется, что реорганизационные сделки являются самостоятельным правовым институтом в российском гражданском праве.

На практике к договорам о  слиянии или присоединении предъявляется  ряд основных требований. В договоре о слиянии или присоединении должны быть отражены условия осуществления сторонами всех предусмотренных действующим законодательством, а также их уставами действий, необходимых для осуществления реорганизации в форме слияния или присоединения, в том числе:

обязанности сторон по подготовке реорганизации: подготовке проектов решений органов управления обществ, передаточных актов, документов для предоставления в антимонопольный орган для получения в случае необходимости предварительного согласия на реорганизацию, по привлечению независимого оценщика для определения рыночной стоимости акций реорганизуемых обществ и иных необходимых документов;

порядок действия сторон при проведении процедуры реорганизации;

сроки проведения общих собраний реорганизуемых обществ;

дата, место  и время поведения совместного  общего собрания;

дата и  порядок составления списка акционеров реорганизуемых обществ, имеющих право на участие в совместном общем собрании;

порядок формирования органов совместного общего собрания;

порядок голосования  на совместном общем собрании;

порядок определения  кворума совместного общего собрания;

порядок принятия решений по вопросам повестки дня  этим собранием;

порядок и  условия конвертации;

права владельцев всех типов размещаемых при реорганизации  акций создаваемого или продолжающего  существовать акционерного общества;

условия, гарантирующие соблюдение прав владельцев голосующих акций всех реорганизуемых обществ, а также иных акций этих обществ, подлежащих обмену на голосующие акции создаваемого или продолжающего существовать акционерного общества;

обязанности сторон по выявлению и  уведомлению кредиторов;

обязанности сторон по совершению сделок по отчуждению имущества и иных активов обществ, участвующих в реорганизации, с  момента заключения договора и до завершения процесса реорганизации;

основания и порядок изменения и расторжения  договора;

ответственность сторон при нарушении  его условий;

иные существенные условия, определенные сторонами15. Необходимо отметить, что в целом порядок вынесения вопроса о реорганизации и процедура принятия решения о ее проведении на общем собрании одинаковы для слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия, наделенные законом особым правовым статусом. В отличие от юридических лиц корпоративного типа, у которых реорганизация (слияние, присоединение) осуществляется на основе договора, заключаемого между реорганизуемыми обществами, унитарные предприятия осуществляют реорганизацию на основании решения собственника его имущества. Решением собственника имущества унитарного предприятия также утверждается передаточный акт, устав унитарного предприятия и назначается его руководитель.

Реорганизация в форме разделения и выделения  является наиболее распространенной в  российской предпринимательской практике. В зарубежной системе корпоративного права, наоборот, популярна процедура реструктуризации бизнеса, направленная на концентрацию капитала16.

Е.А. Суханов отметил, что процесс реорганизации таит в себе значительные опасности для кредиторов реорганизуемых юридических лиц. Они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам17.

Первоначально в российском законодательстве преобразование использовалось в процессе приватизации государственного и муниципального имущества для юридического оформления смены собственника. Государственное или муниципальное предприятие выбывало из гражданского оборота, и его место занимало акционерное общество. Таким образом, приватизированным юридическим лицам придавался новый правовой статус.

После принятия первой части ГК РФ необходимо было привести существующие организационно-правовые формы юридических  лиц в соответствие с новыми нормами  гражданского законодательства. Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"18 предусматривалось, что к товариществам с ограниченной ответственностью, акционерным обществам закрытого типа, акционерным обществам открытого типа, смешанным товариществам, государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, федеральным казенным предприятиям с момента введения в действие первой части ГК РФ применяются нормы гражданского законодательства соответственно об обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах, товариществах на вере, об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления. При этом учредительные документы данных организаций продолжали действовать в части, не противоречащей ГК РФ, и в установленные сроки должны были быть приведены в соответствие с нормами закона. Кроме того отличительным признаком такого преобразования явилось отсутствие требований о составлении передаточного акта и оформления иной документации, необходимой при реорганизации.

Учеными неоднократно высказывалось  мнение о том, что преобразование предприятий в иную организационно-правовую форму, отличается от реорганизации  по двум признакам:

1) субъектный состав остается неизменным;

2) отсутствует правопреемство. При преобразовании не происходит замены одного юридического лица другим, а видоизменяется лишь организационно-правовая форма предприятия. Поскольку в обороте продолжает действовать прежний субъект с прежним объемом прав и обязанностей, отпадает и проблема правопреемства19.

По мнению В.В. Залесского "преобразование стоит несколько особняком: по сути, здесь отсутствует правопреемство, остается существовать один и тот же субъект гражданского оборота, изменивший лишь внутреннюю структуру"20.

Действительно, в смысле теоретических  положений, рассматриваемых в настоящей  главе, при преобразовании не происходит изменения субъектного состава  в правоотношении. Как следствие - не происходит перехода прав и обязанностей от одного субъекта к другому.

При преобразовании отсутствует отличительная  особенность, характерная для реорганизации, а именно: не прекращаются прежние и не создаются новые юридические лица. Преобразование является способом изменения организационно-правовой формы одного и того же юридического лица.

В соответствии с п.1 ст.68 ГК РФ хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида. При этом не исключается возможность преобразования обществ, относящихся к одной организационно-правовой форме юридического лица (акционерных обществ): закрытых в открытые и открытых в закрытые.

На основании изложенного необходимо отметить следующее.

1. До настоящего времени в законодательстве нет четкого определения понятия "реорганизация", равно как и единого подхода к определению существа этого понятия.

Представляется  недостаточным говорить о реорганизации  лишь как о способе прекращения  юридического лица. Скорее, с правовой точки зрения, реорганизация юридического лица представляет собой сложный юридический состав и может быть направлена не только на прекращение действующих, но и на создание новых юридических лиц.

И, наконец, принимая во внимание правопреемство как принципиальное отличие реорганизации юридического лица от его ликвидации, можно сказать, что реорганизация - это прекращение либо изменение организационно-правовой формы юридического лица с переходом в порядке правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Российское законодательство развивается по модели правового регулирования реорганизации, предполагающей наличие основного закона, регламентирующего общие признаки реорганизации (ГК РФ), а также специальных законов, развивающих и адаптирующих базовые положения к отдельным формам юридических лиц (Федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственных муниципальных и унитарных предприятиях"). Поэтому представляется необходимым закрепить в ГК РФ определение понятия "реорганизация", общее для всех видов юридических лиц, а также основные правила, касающиеся порядка ее проведения.

Особое  внимание требуется уделять реорганизационным  договорам. Действующее гражданское законодательство (Федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью") предусматривает заключение договоров при осуществлении реорганизации в форме слияния и присоединения. ГК РФ не только не регламентирует условия указанных договоров, порядок их заключения, изменения, расторжения, но даже не упоминает о них. В ст.58 ГК РФ указывается лишь, что при слиянии и присоединении юридических лиц переход прав и обязанностей осуществляется на основании передаточного акта. Необходимо говорить о реорганизационных договорах как о самостоятельном правовом институте, являющемся основанием для проведения реорганизации. В ГК РФ следует включить не только определение понятия "реорганизационный договор", но и его существенные условия, фиксирующие права и обязанности контрагентов, составляющие основное содержание соответствующего правоотношения. При этом реорганизационный договор можно рассматривать как договор, опосредующий переход всего комплекса прав и обязанностей от одного юридического лица к другому.

Информация о работе Реорганизация фирмы