Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 04:40, курсовая работа
Основной целью контрольной работы является изучение системы регистрации актов гражданского состояния в России.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию актов гражданского состояния и раскрыть функции и организацию их государственной регистрации.
2. Рассмотреть порядок записи актов гражданского состояния.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ ОБ ОАКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ И ИХ РЕГИСТРАЦИИ……………………………………………………………………
2. ЗАПИСЬ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Гражданское состояние - это правовое положение конкретного гражданина как носителя различных гражданских прав и гражданской ответственности, определяемое фактами и обстоятельствами естественного и общественного характера. Некоторые события и действия в сфере личной жизни граждан порождают права и обязанности, которые имеют значение для самих граждан, а также для государства и общества. Для важнейших из таких актов гражданского состояния установлена обязательная государственная регистрация. Акты гражданского состояния, как основные события жизни человека, подлежат обязательной регистрации от имени государства в органах записи актов гражданского состояния.
С регистрацией актов гражданского состояния закон связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений, имеющих существенное значение. Государственная регистрация этих событий важна для охраны личных неимущественных и имущественных прав граждан, поскольку с такими событиями закон связывает возникновение, изменение или прекращение ряда важнейших прав и обязанностей.
Регистрация актов гражданского состояния производится и в государственных интересах: для того, чтобы знать динамику народонаселения (сколько рождается, умирает, вступает в брак и т.д.). Для надлежащего функционирования систем здравоохранения странам необходимо знать, сколько человек рождается и умирает ежегодно, а также основные причины их смерти. Регистрация актов гражданского состояния является основой для индивидуальной юридической идентификации, а также позволяет странам определять наиболее насущные проблемы в области здравоохранения.
Регистрация актов гражданского состояния имеет многочисленные преимущества. Право человека на регистрацию начала и конца своей жизни является основополагающим для его социальной интеграции. При отсутствии страхового полиса или свидетельства о праве на наследство регистрация смерти и свидетельство о смерти часто являются обязательными требованиями для захоронения, заключения повторного брака или вынесения приговора в уголовных делах.
Объектом нашего исследования является гражданское состояние гражданина России как носителя различных гражданских прав и гражданской ответственности.
Предмет исследования – это возникновение, изменение и прекращение правовых отношений, которые находят отражение в актах гражданского состояния.
Основной целью контрольной работы является изучение системы регистрации актов гражданского состояния в России.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Дать
определение понятию актов
2. Рассмотреть порядок записи актов гражданского состояния.
Теоретической
и методологической основой проведения
исследований явились законодательные
акты, нормативные документы по теме работы.
Для достижения поставленных целей были
использованы следующие методы исследования:
обработка и анализ научных источников,
анализ научной литературы, учебников
и пособий по гражданскому праву.
1. ПОНЯТИЕ ОБ АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ И ИХ РЕГИСТРАЦИИ
Акты гражданского состояния (англ. acts of civil status) - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ. Актом гражданского состояния называется также сама запись об этих событиях.
Законодательство об актах гражданского состояния состоит из Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее ФЗ «Об актах»), основывающегося на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ). Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния.: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть.
Ввиду неоднородности фактов, охватываемых понятием «акты гражданского состояния», государственная регистрация выполняет различные функции. Так, регистрация рождения, усыновления (удочерения), установления отцовства, смерти носит удостоверительный характер, поскольку права и обязанности из этих фактов возникают независимо от самого акта государственной регистрации. Заключение брака, его расторжение, перемена имени порождают юридические последствия только после самого факта государственной регистрации. Следовательно, для заключения брака, его расторжения, перемены имени государственная регистрация имеет не только удостоверительный, но и правообразующий характер.
Регистрация производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов РФ (ЗАГС), путем внесения соответствующих записей в книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей (ст. 47 ГК РФ).
Государственная регистрация актов гражданского состояния осуществляется посредством составления двух идентичных экземпляров на бланке соответствующей формы, куда включаются необходимые сведения о гражданине и о самом акте гражданского состояния.
Первый и второй экземпляры записей актов гражданского состояния, формируются в хронологическом порядке в государственные актовые книги.
Первые экземпляры актовых книг хранятся в органах загса по месту их составления, вторые - в органе исполнительной власти субъекта РФ.
При совершении записей актов гражданского состояния должны быть представлены документы, подтверждающие факты, подлежащие регистрации в органах записи актов гражданского состояния, и предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей. Запись акта гражданского состояния, составленная в двух идентичных экземплярах, должна быть прочитана и подписана заявителем, а также составляющим запись работником органа ЗАГС, и скреплена печатью органа ЗАГС с изображением Государственного герба Российской Федерации.
В
случае утраты свидетельства о
Размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В случае отказа в государственной регистрации акта гражданского состояния руководитель органа ЗАГС обязан по требованию заявителя выдать извещение формы № 37 с указанием в тексте мотивов отказа.
Регистрации актов гражданского состояния, как правило, придается необратимый характер.
Внесение исправлений в записи актов гражданского состояния производится при отсутствии спора между заинтересованными лицами и наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 69 ФЗ «Об актах». При наличии такого спора либо отказе органа загса в исправлении или изменении записи спор разрешается судом.
Восстановление записей актов производится органом ЗАГС по месту составления утраченной записи акта на основании вступившего в силу решения суда о восстановлении записи акта или об установлении факта государственной регистрации записи акта. Восстановление соответствующей записи представляет собой точное ее воспроизведение в первоначальном виде.
На
основании восстановленной
В случае, когда утраченная запись акта была составлена за пределами Российской Федерации, восстановление записи акта может произвести орган ЗАГС по месту вынесения решения суда.
Аннулирование записи акта производится органом ЗАГС по месту хранения записи акта, подлежащей аннулированию, на основании вступившего в силу решения суда об аннулировании записи акта.
Под аннулированием соответствующей записи понимается прекращение действия совершенной ранее записи акта гражданского состояния. Прекращают свое действие и документы, основанные на аннулированной записи. Выданное на основании аннулированной записи свидетельство подлежит изъятию.
Формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и др. документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния, установлены в Постановлении Правительства РФ от 6 июля 1998г. № 709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния», а образцы бланков записей актов гражданского состояния утверждены Приказом Министерства юстиции России от 30 декабря 1998 г. N 194.
Порядок
заполнения бланков записей актов
гражданского состояния и бланков
свидетельств о государственной регистрации
актов гражданского состояния регулируются
«Правилами заполнения бланков записей
актов гражданского состояния и бланков
свидетельств о государственной регистрации
актов гражданского состояния, которые
являются обязательными для органов, производящих
государственную регистрацию актов гражданского
состояния», Постановление Правительства
Российской Федерации от 17 апреля 1999 г.
N 432.
2. ЗАПИСЬ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ
Государственная регистрация рождения
Права
и обязанности родителей и
детей основываются на происхождении
детей, удостоверенном в установленном
законом порядке. Таким порядком
является регистрация рождения ребенка
в органах ЗАГС. Только в этом
случае происхождение ребенка
При отсутствии оснований для государственной регистрации рождения, предусмотренных Федеральным законом, государственная регистрация рождения ребенка производится на основании решения суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной.
Содержание записи акта о рождении: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения ребенка, мертворожденный, живорожденный; количество родившихся детей (один, двойня или более детей); сведения о документе, подтверждающем факт рождения ребенка; фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя), место жительства родителей (одного из родителей); сведения о документе, являющемся основанием для внесения сведений об отце; фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя либо наименование и юридический адрес органа или организации, заявивших о рождении ребенка; серия и номер выданного свидетельства о рождении.
Государственная регистрация смерти
Запись акта о смерти составляется органом ЗАГС по последнему месту жительства умершего, по месту наступления смерти или по месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти. Заявление о смерти в орган ЗАГС должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти.
Информация о работе Регистрация актов гражданского состояния