Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа
Цель данной работы раскрыть основные проблемы становления социального государства в Российской Федерации.
В связи с поставленной целью, следует выявить следующие задачи для указанной работы:
• Установить признаки социального государства;
• Выявить основные проблемы становления социального государства в России.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие и признаки социального государства…………………………4
2. Пути становления социального характера государства в России…..10
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы…
Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России6:
1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);
2.
в России не создан «средний
слой» собственников:
3.
отсутствует мощный
4.
не ликвидированы монополии в
5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики;
7.
существующие политические
8.
в обществе отсутствуют четко
обозначенные реальные цели, научно
выверенные модели
9.
в процессе освобождения
И, тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности - единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.
Ценности
социального государства нашли
отражение в программных
Научные исследования в области теории социального государства в России пока находятся в начальной стадии. В отечественной социологической и политологической литературе феномен социального государства пока остается малоизученным. Вместе с тем для зарубежной политической социологии данная тема не нова. В научный оборот понятие «социальное государство» ввел в 1850 году Лоренц фон Штайнз. В дальнейшем весомый вклад в разработку теории социального государства внесли такие западноевропейские ученые, как Х.Байер, Б.Венер, Г.Геллер, Т.Маршалл, Ф.Нойманн, Ф.Пильц, Г.Риттер, М.Спикер, Т.Тилтон, Р.Титмус, А.Фукс, Р.Хайнце, Е.Хубер, Т.Тилтон и другие. Параллельно с развитием теории социального государства в зарубежной литературе получили распространение научные исследования проблем социально ориентированной экономики и социального рыночного хозяйства. Последний осуществлялись в контексте формирования в странах Запада национальных моделей социального государства.
«Государство как основной институт политической системы общества, выступает носителем императивной власти. Последняя как компонент содержания государственной системы обусловливает ее признаки, особые полномочия и функции, которыми не обладает ни одна другая политическая организация»8. Государство представляет все общество в целом, выступает стержневым консолидирующим элементом политической системы, выражает «политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости». Признаками государства являются территория, население, публичная власть, суверенитет, легальное применение административно-политического принуждения, налоговая и нормативно-правовая система. Среди многих внутренних и внешних функций государства в политологической литературе выделяют международную, оборонительную, экономическую, экологическую, правовую, административную, культурно-воспитательную и социальную. При этом увеличение удельного веса институтов (учреждений и органов власти, правовых норм и др.), связанных с осуществлением социальной функции, рост их управленческой эффективности при усилении приоритета социальной проблематики в обществе представляют собой процесс постепенной социализации государства с перспективой его трансформации в полнокровное социальное государство. Как показывает зарубежный опыт, стартовым пунктом последнего выступает конституционное закрепление ценностей социального государства. Раньше других стран это произошло в Германии в 1949 году. В дальнейшем к этому решению пришли и многие другие страны Запада: Франция - в 1958 году, Швейцария - в 1972 году, Греция - в 1973году, Швеция - в 1975 году, Испания - в 1978 году. В 90-е данный процесс затронул и восточноевропейские постсоциалистаческие страны, включая Россию.
Вместе
с тем «мировая практика позволяет
увидеть, что социальное государство прежде
всего успешно формировалось и эффективно
действовало во всех основных формах правления:
в монархиях (конституционных) и республиках
(парламентских, президентских и парламентско-президентских)»9.
Например, в Шведском Королевстве, президентской
республике США и в парламентско-президентской
Франции. Также продуктивно функционирует
социальное государство во всех основных
формах территориально-
Социальное государство возникает на
основе целенаправленной политики
властей той или иной страны. Этот процесс
идет успешно в условиях глубоких социал-демократических
традиций, развитых социальных и профсоюзных
движений наемных работников, которые
снизу стимулируют социализацию государственной
власти и «социальную мутацию» капитализма,
начинающего перерастать в посткапитализм
в последние десятилетия XX века.
В связи с этим «формационной предпосылкой социального государства можно считать становление постиндустриального общества посткапиталистического типа в единстве таких его подсистем, как социальная рыночная экономика, гражданское общество, правовой демократический режим и др»10. Данными предпосылками создаются условия для снятия отчуждения личности от власти и «обуздания» политических институтов гражданским обществом на основе развития договорного характера государства и его превращения в социально ответственный институт власти. Такое государство начинает осуществлять активную и адресную социальную политику в интересах всех категорий граждан на основе открытости и демократизма власти, социальной справедливости и гражданского мира, социального партнерства, согласия и солидаризма.
«В силу различий культурного и политического поля разных стран, своеобразия менталитета, исторических особенностей и других причин в разных странах по разному решался вопрос о соотношении ценностей социальной справедливости и свободы. В странах с традициями либерализма сложилась либеральная модель государства благосостояния. В государствах с глубокими традициями социал-демократии сформировалась социал-демократическая модель. В условиях ценностей свободы и социальной справедливости возникла консервативная модель»11.
Различия
между ними не меняют природы социального
государства в целом. Оно при
всех различиях национальных моделей
неизменно гарантирует
Социальное характеризует качественно
определенный вид общественных отношений,
связанных с воспроизводством, поддержанием
и развитием сущностных сил человека как
субъекта и объекта труда, познания и общественной
жизнедеятельности.. К социальной сфере
прежде всего относятся объекты социальных
отношений - многообразные объективные
условия и факторы, непосредственно связанные
с воспроизводством и развитием сущностных
сил человека. Второй разновидностью элементов
содержания социальной сферы являются
субъекты (носители) социальных отношений
- общественные классы, группы и слои, включая
маргинальные категории.
«Принципы управляющей системы социального государства, выражающие основополагающие правила управленческой деятельности органов власти и политических организаций, подразделяются на общие и специфические»12. К первым, действующим во всех видах управления, относятся принципы объективности, конкретности, оптимальности, основного звена, эффективности и др. К специфическим принципам управления социального государства относят принципы социальной справедливости, солидаризма, социального партнерства и социального мира (согласия), социальной меры и в известное мере принцип социального равенства. Последний имеет силу в смысле обеспечения равенства социальных условий, социальной защищенности и гарантий социальных прав, исключающим простую уравнительность.
Следующим
процессуальным компонентом управляющей
системы социального государства являются
методы. «Общие методы используются во
всех видах управления, специфические
социальные методы применяются преимущественно
в регулировании социальных отношений»13.
К первым относят административные, экономические
и моральные. К специфическим методам
социального управления и политики прежде
всего относится программно-целевой метод,
выражающийся в комплексных целевых программах
социального развития. В советский период
наибольшую известность приобрела «Продовольственная
программа СССР», принятая в мае 1982 года.
В настоящее время в России из государственного
бюджета финансируется более 50 социальных
программ. Еще большее число аналогичных
программ реализуется на региональном
и местном уровне.
Помимо целевых программ социального
развития используются и другие специфические
методы управления социального государства.
Среди них можно назвать метод адресной
социальной помощи конкретным группам
населения, метод превентивного предупреждения
социальных рисков или антисоциальных
рецидивов, а также так называемый ваучерный
метод расходования социальных средств
и др.
Современная стратегия модернизации России направлена на формирование информационно-технологического способа производства с социально ориентированной экономикой, современного гражданского общества, многочисленного среднего класса, демократической политической системы и правового государства. Знакомство с реальными процессами общественных преобразований в стране позволило обосновать тезис о тенденции движения к российской модели смешанного полиформического общества. Особенностью данного процесса является наличие унаследованной от советского социализма высокоразвитой индустриальной системы с элементами постиндустриализма для становления такого общества в экономике России и социальной сфере, а также опыт и традиции прежней социальной политики.
«Заметную роль играет здесь также современная программа модернизации, включающая среди других мероприятий осуществление «Программы социальных реформ в Российской Федерации». Ключевую роль в этом процессе призваны сыграть становление социально ориентированной экономики и правового государства»14.
Существенным
признаком адресной социальной политики
является осуществление за счет средств
госбюджета и местных средств
многочисленных федеральных и региональных
целевых программ социального развития,
направленных на точечное решение актуальных
социальных проблем, связанных с повышением
уровня жизни граждан, обеспечением занятости
населения, социальной защиты и др.
Проблема социального государства начала
свой старт в советском социалистическом
обществе. Социальное государство коммунистических
стран не было демократическим. Оно принимало
тоталитарные, авторитарные или патерналистские
формы в зависимости от остроты внутренней
и внешней ситуации. Поскольку в России
шла модернизация «сверху», государство
выступало как главный фактор мобилизации
масс для осуществления целей развития.
Его жесткость была пропорциональна степени
ускорения развития и сопротивления масс
ее осуществлению из-за жертв и страданий,
которые при этом приходилось переносить.
Несмотря на это, в социальном государстве
такого типа был заложен принцип солидарности,
который сегодня всецело приписывается
демократическому социальному государству,
возникшему на Западе в период позднего
индустриализма. Солидарность предполагала
справедливое (уравнительное) распределение,
сходные для всех условия жизни, стремление
к их улучшению, социальные услуги государства
и его значимость в поддержании таких
общественных секторов, как образование,
здравоохранение, жилищное строительство,
развитие средств коммуникации и связи.
Государство включало в свою политику
заботу о нравственном и культурном развитии
граждан, полагая справедливой унифицированную
систему среднего школьного образования,
единые стандарты квалификации, равное
представительство различных социальных
групп и слоев населения в общественных
и властных органах. В России, стране непройденного
Просвещения, государство было патерналистским
не только в политическом смысле (не доверявшим
политической воле граждан), но и в культурном,
обеспечивая представления о цивилизационном
стандарте как для общества в целом, так
и для каждого из его граждан.
Информация о работе Проблемы становления социального государства в России