Проблемы
правового регулирования организации
религиозного обучения в школах
Одно из основных
направлений взаимодействия государства
и религии в настоящее время
- сотрудничество церкви с государственными
образовательными учреждениями, в основном
со школами. Отмечая позитивный аспект
такого сотрудничества, следует признать,
что государство, прежде всего на
федеральном уровне, в должной
мере не регулирует и не контролирует
его. Одна из причин этого - недостаточная
нормативно-правовая база регулирования
порядка организации религиозного
обучения в государственных и
муниципальных школах.
В соответствии с
абзацем 5 части 2 статьи 4 Федерального
закона "О свободе совести и
религиозных объединениях" и подпунктом
4 статьи 2 закона Российской Федерации
"Об образовании" государство
обеспечивает светский характер государственной
и муниципальной системы образования.
Вместе с тем часть 4 статьи 5 Федерального
закона "О свободе совести и
религиозных объединениях" предусматривает,
что по просьбе родителей или
лиц, их заменяющих, с согласия детей,
обучающихся в государственных
и муниципальных образовательных
учреждениях, администрация указанных
учреждений по согласованию с соответствующим
органом местного самоуправления предоставляет
религиозной организации возможность
обучать детей религии вне
рамок образовательной программы.
В целях реализации
приведенных норм Минюст России направил
в регионы ряд писем, содержащих
рекомендации по их применению. С правовой
точки зрения письма не вводят общеобязательных
правил поведения, но являются официальным
толкованием норм закона и как
правило служат руководством к действию
на местах. Последние рекомендации
по реализации положений части 4 статьи
5 Федерального закона "О свободе
совести и религиозных объединениях"
содержатся в письме Минобразования
России от 4 июня 1999 г. N 14-53-281ин/14-04. Ряд
положений данного письма безусловно
важны и необходимы, в частности,
касающиеся формы заявлений родителей
и детей в администрацию учебного
заведения, формы письма религиозной
организации в адрес администрации
учебных заведений, необходимости
правового оформления сотрудничества
образовательного учреждения и религиозной
организации путем заключения договора.
Вместе с тем
ряд существенных вопросов в письме
не отражены. Не устанавливаются порядок
допуска учителей к преподаванию
религиозных факультативов и
требования к их квалификации. Никак
не регулируется порядок подтверждения
правомочности учителя преподавать
религию от имени религиозной
организации, которая организует факультатив.
Неясен вопрос о возможности отстранения
учителя от преподавания религиозной
дисциплины в случае негативного
воздействия данного предмета на
учащихся. Не решен вопрос и о
праве религиозной организации
отозвать учителя в случае его
выхода из религиозной организации
и контролировать качество преподавания.
Печальный перечень пробелов можно
продолжать и далее. Это создает
условия для нарушения прав учеников,
неквалифицированного преподавания религии
в школе, преподавания от имени религиозной
организации неуполномоченного
учителя.
Также вызывает сомнения
и целесообразность регулирования
такого важного вопроса на уровне
инструктивного письма Минобразования
России. На взгляд автора он должен быть
урегулирован постановлением Правительства
Российской Федерации или совместным
приказом Минобразования России и Минюста
России. Это необходимо как в силу
общественной значимости регулируемых
отношений, так и в связи с
тем, что при организации религиозных
факультативов затрагиваются права
и свободы человека и гражданина,
защита которых по Конституции Российской
Федерации является приоритетной задачей
государства. В отсутствие традиций
социального служения церкви в России
и с учетом того, что демократическое
светское государство в России находится
только на стадии становления, должен
быть четко установлен в законодательстве
порядок организации религиозных
факультативов в школе.
Это позволит решить
ряд важных задач.
Во-первых, на основе
установленного порядка можно будет
противодействовать проникновению
в школу деструктивных сект путем
установления механизма контроля за
организацией религиозных факультативов.
Установление четкого порядка контроля
особенно актуально в связи с
тем, что методы предотвращения проникновения
в школу деструктивных религиозных
организаций, используемые в настоящее
время Минобразованием России, вызывают
порой тревогу и недоумение.
Так, в соответствии
с письмом Минобразования России
от 12 июля 2000 г. № 549/28-16 до сведения руководителей
и педагогических коллективов образовательных
учреждений была доведена аналитическая
информация правоохранительных органов
Российской Федерации о деятельности
на территории России представителей
нетрадиционных религиозных объединений.
На основании мнения аналитиков правоохранительных
органов Минобразование России дало
поручение разработать мероприятия,
препятствующие проникновению нетрадиционных
религиозных объединений в образовательные
учреждения Российской Федерации. Между
тем в Конституции Российской
Федерации и федеральном законе
"О свободе совести и религиозных
организациях" закрепляется равноправие
всех религий и зарегистрированных
в установленном порядке религиозных
организаций независимо от того, являются
ли они традиционными или нет.
Поэтому представляется некорректным
в ведомственном письме ориентировать
государственные органы и образовательные
учреждения на отказ от сотрудничества
с нетрадиционными религиозными
организациями, которые имеют равные
права на организацию религиозных
факультативов в школах наравне
с традиционными конфессиями. Данный
вопрос всегда следует решать индивидуально
в каждой школе с учетом конкретной
ситуации.
Во-вторых, установление
порядка организации религиозных
факультативов в школе выгодно
религиозным организациям и контролирующим
органам, которые получат возможность
контролировать назначение преподавателей
и качество их работы. Должны быть установлены
порядок допуска преподавателей
и минимальные квалификационные
требования к ним, порядок подтверждения
их права преподавать религию
от имени религиозной организации,
основания их отзыва. Также следует
четко определить правомочия образовательного
учреждения и соответствующих органов
управления образованием по контролю
за качеством образования и отстранению
учителя от преподавания. Поскольку
государственные и муниципальные
служащие, работники образовательных
учреждений далеко не всегда имеют
необходимые знания о религии
и законодательстве, им необходим
для практического руководства
единый общеобязательный документ, которым
детально регламентируются порядок
организации религиозных факультативов
в школах.
В-третьих, будет
создан механизм обеспечения светского
характера государственной системы
образования и обеспечения прав
и свобод человека и гражданина.
При установлении четкого порядка
организации религиозных факультативов
будут затруднены участившиеся в
последнее время попытки фактически
обязательного введения православного
воспитания в школах. Наиболее вопиющий
пример - решение Главы Администрации
Ногинского района Московской области
об обязательном введении преподавания
православного вероучения во всех школах
(1).
Участилась практика
заключения соглашений между губернаторами
или региональными ведомствами
и руководителями соответствующих
епархий Русской Православной Церкви,
в соответствии с которыми региональная
власть "рекомендует" ввести в
школах факультативное обучение детей
православию. Фактически иногда инициатива
его введения идет сверху, и родителям
и детям приходится с ней соглашаться
или не соглашаться. Однако в Федеральном
законе "О свободе совести и
религиозных объединениях" речь
идет о другом: инициатива введения
религиозных факультативов должна
исходить от детей и их родителей.
Не оспаривая правомочность соглашений
Русской Православной Церкви с государственными
органами о введении в школах соответствующих
курсов, хочется отметить, что предметом
соглашений должно быть не само введение
предмета, а порядок организации
его преподавания.
Если будут четкие
процедуры и условия, установленные
законодательством, появится возможность
проконтролировать добровольность
введения религиозного факультатива и
учет мнения детей и их родителей,
обжаловать в суд законность действий
администрации образовательного учреждения
и религиозных организаций.
Пробел законодательства
теоретически мог быть восполнен
соглашениями между церковью и государственными
органами, однако они как правило
декларативны и выражают только намерение
сторон сотрудничать в сфере образования.
Их роль ограничивается в результате
только тем, что они выражают готовность
соответствующей региональной власти
сотрудничать с заключившей соглашение
церковью. Тем самым местные власти
и администрация образовательных
учреждений получают сигнал о том, что
вышестоящие органы одобряют такое
сотрудничество, однако как было отмечено
выше органы местного самоуправления
и школы как правило не имеют
достаточно квалифицированных специалистов,
способных самостоятельно организовать
проведение религиозного обучения в
школах на должном уровне.
Примером детального
регулирования взаимоотношений
церкви и школы является ФРГ. И
хотя в государственных школах ФРГ
религия - обязательный предмет, в части
правового регулирования организации
обучения религии в школах опыт ФРГ
может быть использован в России.
В частности, в законодательстве
земли Северный Рейн - Вестфалия
и соглашениях церквей с государственными
органами земли Северный Рейн-Вестфалия
решаются все практические вопросы
организации религиозного обучения
в школе, в том числе определяется
компетенция и ответственность
государства и церкви, устанавливается
механизм и уровень принятия решений,
порядок согласования интересов
сторон (2). Разумеется, не весь опыт ФРГ
может быть использован в России,
но тот факт, что если даже в Германии
с ее многолетними демократическими
традициями и долгим опытом преподавания
религии в школе так подробно
этот процесс регулируется, заставляет
задуматься о необходимости такого
регулирования в России, в которой
сотрудничество школы и церкви в
рамках новой общественной парадигмы
- формирующегося светского демократического
государства - только начинается.
В завершение следует
отметить, что правовой вакуум порождает
множество трудноразрешимых проблем
в российской школе, частично указанных
в настоящей статье. Принятие соответствующего
нормативного правового акта, регулирующего
порядок преподавания религии в
государственных и муниципальных
школах, послужит первым шагом к
их решению. Однако он будет недостаточным
без второго важнейшего этапа - реализации
принятого нормативного правового
акта на практике, для чего необходимо
изменение государственной политике
в области религии и образования
в сторону обеспечения прав и
свобод последователей всех религий
и сторонников иных взглядов на религию,
более строгого следования конституционному
принципу светского государства, преодоления
тенденции к клерикализации школы.
Использованная
литература:
- 1. Журнал Московской Патриархии, 2000 г., № 3, стр. 43.
- 2. См. М.Н. Костикова, Государственно-церковные отношения в сфере образования на примере законодательства земли северный Рейн - Вестфалия, М., Владивосток, 2000 год, стр. 7-8