Проблемы правового регулирования организации религиозного обучения в школах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:02, доклад

Краткое описание

Одно из основных направлений взаимодействия государства и религии в настоящее время - сотрудничество церкви с государственными образовательными учреждениями, в основном со школами. Отмечая позитивный аспект такого сотрудничества, следует признать, что государство, прежде всего на федеральном уровне, в должной мере не регулирует и не контролирует его. Одна из причин этого - недостаточная нормативно-правовая база регулирования порядка организации религиозного обучения в государственных и муниципальных школах.

Файлы: 1 файл

Проблемы правового регулирования организации религиозного обучения в школах.docx

— 18.62 Кб (Скачать)

Проблемы  правового регулирования организации  религиозного обучения в школах

 
 

Одно из основных направлений взаимодействия государства  и религии в настоящее время - сотрудничество церкви с государственными образовательными учреждениями, в основном со школами. Отмечая позитивный аспект такого сотрудничества, следует признать, что государство, прежде всего на федеральном уровне, в должной  мере не регулирует и не контролирует его. Одна из причин этого - недостаточная  нормативно-правовая база регулирования  порядка организации религиозного обучения в государственных и  муниципальных школах.

В соответствии с  абзацем 5 части 2 статьи 4 Федерального закона "О свободе совести и  религиозных объединениях" и подпунктом 4 статьи 2 закона Российской Федерации "Об образовании" государство  обеспечивает светский характер государственной  и муниципальной системы образования. Вместе с тем часть 4 статьи 5 Федерального закона "О свободе совести и  религиозных объединениях" предусматривает, что по просьбе родителей или  лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях, администрация указанных  учреждений по согласованию с соответствующим  органом местного самоуправления предоставляет  религиозной организации возможность  обучать детей религии вне  рамок образовательной программы.

В целях реализации приведенных норм Минюст России направил в регионы ряд писем, содержащих рекомендации по их применению. С правовой точки зрения письма не вводят общеобязательных правил поведения, но являются официальным  толкованием норм закона и как  правило служат руководством к действию на местах. Последние рекомендации по реализации положений части 4 статьи 5 Федерального закона "О свободе  совести и религиозных объединениях" содержатся в письме Минобразования России от 4 июня 1999 г. N 14-53-281ин/14-04. Ряд  положений данного письма безусловно важны и необходимы, в частности, касающиеся формы заявлений родителей  и детей в администрацию учебного заведения, формы письма религиозной  организации в адрес администрации  учебных заведений, необходимости  правового оформления сотрудничества образовательного учреждения и религиозной  организации путем заключения договора.

Вместе с тем  ряд существенных вопросов в письме не отражены. Не устанавливаются порядок  допуска учителей к преподаванию религиозных факультативов и  требования к их квалификации. Никак  не регулируется порядок подтверждения  правомочности учителя преподавать  религию от имени религиозной  организации, которая организует факультатив. Неясен вопрос о возможности отстранения  учителя от преподавания религиозной  дисциплины в случае негативного  воздействия данного предмета на учащихся. Не решен вопрос и о  праве религиозной организации  отозвать учителя в случае его  выхода из религиозной организации  и контролировать качество преподавания. Печальный перечень пробелов можно  продолжать и далее. Это создает  условия для нарушения прав учеников, неквалифицированного преподавания религии  в школе, преподавания от имени религиозной  организации неуполномоченного  учителя.

Также вызывает сомнения и целесообразность регулирования  такого важного вопроса на уровне инструктивного письма Минобразования России. На взгляд автора он должен быть урегулирован постановлением Правительства  Российской Федерации или совместным приказом Минобразования России и Минюста  России. Это необходимо как в силу общественной значимости регулируемых отношений, так и в связи с  тем, что при организации религиозных  факультативов затрагиваются права  и свободы человека и гражданина, защита которых по Конституции Российской Федерации является приоритетной задачей  государства. В отсутствие традиций социального служения церкви в России и с учетом того, что демократическое  светское государство в России находится  только на стадии становления, должен быть четко установлен в законодательстве порядок организации религиозных  факультативов в школе.

Это позволит решить ряд важных задач.

Во-первых, на основе установленного порядка можно будет  противодействовать проникновению  в школу деструктивных сект путем  установления механизма контроля за организацией религиозных факультативов. Установление четкого порядка контроля особенно актуально в связи с  тем, что методы предотвращения проникновения  в школу деструктивных религиозных  организаций, используемые в настоящее  время Минобразованием России, вызывают порой тревогу и недоумение.

Так, в соответствии с письмом Минобразования России от 12 июля 2000 г. № 549/28-16 до сведения руководителей  и педагогических коллективов образовательных  учреждений была доведена аналитическая  информация правоохранительных органов  Российской Федерации о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений. На основании мнения аналитиков правоохранительных органов Минобразование России дало поручение разработать мероприятия, препятствующие проникновению нетрадиционных религиозных объединений в образовательные  учреждения Российской Федерации. Между  тем в Конституции Российской Федерации и федеральном законе "О свободе совести и религиозных  организациях" закрепляется равноправие  всех религий и зарегистрированных в установленном порядке религиозных  организаций независимо от того, являются ли они традиционными или нет. Поэтому представляется некорректным в ведомственном письме ориентировать  государственные органы и образовательные  учреждения на отказ от сотрудничества с нетрадиционными религиозными организациями, которые имеют равные права на организацию религиозных  факультативов в школах наравне  с традиционными конфессиями. Данный вопрос всегда следует решать индивидуально  в каждой школе с учетом конкретной ситуации.

Во-вторых, установление порядка организации религиозных  факультативов в школе выгодно  религиозным организациям и контролирующим органам, которые получат возможность  контролировать назначение преподавателей и качество их работы. Должны быть установлены  порядок допуска преподавателей и минимальные квалификационные требования к ним, порядок подтверждения  их права преподавать религию  от имени религиозной организации, основания их отзыва. Также следует  четко определить правомочия образовательного учреждения и соответствующих органов  управления образованием по контролю за качеством образования и отстранению  учителя от преподавания. Поскольку  государственные и муниципальные  служащие, работники образовательных  учреждений далеко не всегда имеют  необходимые знания о религии  и законодательстве, им необходим  для практического руководства  единый общеобязательный документ, которым  детально регламентируются порядок  организации религиозных факультативов  в школах.

В-третьих, будет  создан механизм обеспечения светского  характера государственной системы  образования и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. При установлении четкого порядка  организации религиозных факультативов  будут затруднены участившиеся в  последнее время попытки фактически обязательного введения православного  воспитания в школах. Наиболее вопиющий пример - решение Главы Администрации  Ногинского района Московской области  об обязательном введении преподавания православного вероучения во всех школах (1).

Участилась практика заключения соглашений между губернаторами  или региональными ведомствами  и руководителями соответствующих  епархий Русской Православной Церкви, в соответствии с которыми региональная власть "рекомендует" ввести в  школах факультативное обучение детей  православию. Фактически иногда инициатива его введения идет сверху, и родителям  и детям приходится с ней соглашаться  или не соглашаться. Однако в Федеральном  законе "О свободе совести и  религиозных объединениях" речь идет о другом: инициатива введения религиозных факультативов должна исходить от детей и их родителей. Не оспаривая правомочность соглашений Русской Православной Церкви с государственными органами о введении в школах соответствующих  курсов, хочется отметить, что предметом  соглашений должно быть не само введение предмета, а порядок организации  его преподавания.

Если будут четкие процедуры и условия, установленные  законодательством, появится возможность  проконтролировать добровольность введения религиозного факультатива и  учет мнения детей и их родителей, обжаловать в суд законность действий администрации образовательного учреждения и религиозных организаций.

Пробел законодательства теоретически мог быть восполнен  соглашениями между церковью и государственными органами, однако они как правило  декларативны и выражают только намерение  сторон сотрудничать в сфере образования. Их роль ограничивается в результате только тем, что они выражают готовность соответствующей региональной власти сотрудничать с заключившей соглашение церковью. Тем самым местные власти и администрация образовательных  учреждений получают сигнал о том, что  вышестоящие органы одобряют такое  сотрудничество, однако как было отмечено выше органы местного самоуправления и школы как правило не имеют  достаточно квалифицированных специалистов, способных самостоятельно организовать проведение религиозного обучения в  школах на должном уровне.

Примером детального регулирования взаимоотношений  церкви и школы является ФРГ. И  хотя в государственных школах ФРГ  религия - обязательный предмет, в части  правового регулирования организации  обучения религии в школах опыт ФРГ  может быть использован в России. В частности, в законодательстве земли Северный Рейн - Вестфалия  и соглашениях церквей с государственными органами земли Северный Рейн-Вестфалия  решаются все практические вопросы  организации религиозного обучения в школе, в том числе определяется компетенция и ответственность  государства и церкви, устанавливается  механизм и уровень принятия решений, порядок согласования интересов  сторон (2). Разумеется, не весь опыт ФРГ  может быть использован в России, но тот факт, что если даже в Германии с ее многолетними демократическими традициями и долгим опытом преподавания религии в школе так подробно этот процесс регулируется, заставляет задуматься о необходимости такого регулирования в России, в которой  сотрудничество школы и церкви в  рамках новой общественной парадигмы - формирующегося светского демократического государства - только начинается.

В завершение следует  отметить, что правовой вакуум порождает  множество трудноразрешимых проблем  в российской школе, частично указанных  в настоящей статье. Принятие соответствующего нормативного правового акта, регулирующего  порядок преподавания религии в  государственных и муниципальных  школах, послужит первым шагом к  их решению. Однако он будет недостаточным  без второго важнейшего этапа - реализации принятого нормативного правового  акта на практике, для чего необходимо изменение государственной политике в области религии и образования  в сторону обеспечения прав и  свобод последователей всех религий  и сторонников иных взглядов на религию, более строгого следования конституционному принципу светского государства, преодоления  тенденции к клерикализации школы.

Использованная  литература:

  1. 1. Журнал Московской Патриархии, 2000 г., № 3, стр. 43.
  2. 2. См. М.Н. Костикова, Государственно-церковные отношения в сфере образования на примере законодательства земли северный Рейн - Вестфалия, М., Владивосток, 2000 год, стр. 7-8

Информация о работе Проблемы правового регулирования организации религиозного обучения в школах