Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 20:57, курсовая работа
Цель работы заключается в проведении комплексного исследования института наследования по завещанию с целью выявления проблем правового регулирования и разработке путей их решения.
Данная цель достигаются решением следующих задач:
1. Выявить проблемы правового регулирования наследования жилых помещений по завещанию.
2. Проанализировать практические проблемы реализации положений законодательства РФ о завещательных распоряжениях.
3. Сформулировать возможные пути совершенствованию законодательства, регулирующего наследование по завещанию.
Современное гражданское законодательство предоставляет право гражданам иметь в собственности любое имущество за исключением отдельных объектов, которые в соответствии с федеральными законами не могут им принадлежать. Одним из оснований возникновения права собственности является наследование, гарантированное Конституцией РФ1 (ч. 4 ст. 35). В свою очередь, п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации2 (далее ГК РФ) устанавливает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В настоящее время порядок наследования регулируется разделом V «Наследственное право» третьей части ГК РФ3, вступившей в законную силу 1 марта 2002 года. Этот закон не только детально урегулировал и существенно дополнил правила о порядке наследования (ГК РСФСР 1964 г.4 содержал 35 статей о наследовании, а новый ГК РФ - 76), но имеет и совершенно иную структуру. В новом законе основания призвания к наследованию, в отличие от ранее действовавшего законодательства, поменялись местами. Вслед за общими положениями на первом месте идет наследование по завещанию, а на втором - наследование по закону. Это подчеркивает важность завещательного распоряжения, поскольку воля собственника имущества, передаваемого по наследству, является основным и решающим фактором в дальнейшем переходе его прав.
Важно заметить, что порядок наследования по завещанию урегулирован более детально, чем по закону. Например, наследованию по завещанию посвящено 22 статьи (ст. 1118 - 1140 ГК РФ), а наследованию по закону всего 10 статей (ст. 1141 - 1151 ГК РФ). Такие изменения в структуре самого закона связаны с переходом к рыночным отношениям, укреплением частной собственности и снятием ограничений по ее распоряжению самим владельцем. В этом состоит один из основных принципов наследственного права - свобода завещания, которая может быть ограничена только правилами, прямо предусмотренными законом.
Вместе с тем анализ нового законодательства позволяет сделать вывод, что, несмотря на детальную проработку порядка наследования по завещанию, оно не лишено недостатков. Не все новые идеи законодателю удалось воплотить в четких и понятных юридических конструкциях. Некоторые положения нового закона носят бланкетный характер и отсылают к еще не принятым федеральным законам, что порождает дополнительные трудности применения этих норм на практике. Другие положения создают простор не только для злоупотреблений, но и для их криминального использования. Третьи содержат явные противоречия и нуждаются в изменении или дополнении.
Следует отметить, что в настоящее время еще очень слаба проработка новых норм в судебной и нотариальной практике, отсутствуют руководящие разъяснения высших судебных органов. Поэтому на сегодняшний день говорить о завершении переработки законодательства о наследовании по завещанию было бы преждевременным, что и определяет актуальность написания по заявленной теме.
Объект исследования – общественно-правовые отношения, возникающие по поводу наследования по завещанию.
Предмет исследования – правовое регулирование наследования по завещанию в РФ.
Цель работы заключается в проведении комплексного исследования института наследования по завещанию с целью выявления проблем правового регулирования и разработке путей их решения.
Данная цель достигаются решением следующих задач:
1. Выявить проблемы правового регулирования наследования жилых помещений по завещанию.
2. Проанализировать практические проблемы реализации положений законодательства РФ о завещательных распоряжениях.
3. Сформулировать возможные пути совершенствованию законодательства, регулирующего наследование по завещанию.
Анализ правоприменительной практики показывает, что возникают некоторые вопросы при реализации норм ГК РФ о завещательном распоряжении. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»5 гарантирует погребение умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников (ст. 1). Физические лица вправе по своему усмотрению выбрать форму и место погребения, выразив это в своем волеизъявлении о достойном отношении к его телу после смерти в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме. Также физические лица вправе выразить свое волеизъявление о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию, о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела, определить обычаи или традиции, установить, рядом с кем из ранее умерших он желает быть похоронен, желает ли, чтобы его тело было подвергнуто кремации. Также лицо вправе доверить исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу, т.е., по сути, назначить душеприказчика.
Закон устанавливает, что действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 5). В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение тех или иных действий с телом имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Однако не всегда такое волеизъявление может быть известно иным лицам (например, членам диаспоры или конфессии, к которой принадлежал умерший), которые хорошо знали покойного и могли бы потребовать исполнения его воли соответствующим образом. Нередки случаи, когда родственники пренебрегают волей покойного относительно погребения, особенно если исповедуют другую религию; возможны и иные мотивы.
Предпринимаются попытки таких лиц свое волеизъявление о достойном отношении к его телу после смерти обличить в форму завещательного возложения. Но нотариусы отказывают в этом на следующем основании; ГК РФ определяет, что завещательное возложение означает возложение на одного или нескольких наследников обязанности совершить какое-либо действие как имущественного, так и неимущественного характера, направленное на осуществление общеполезной цели (п. 1 ст. 1139 ГК РФ). Бесспорно, что действия по достойному отношению к телу умершего не имеют признака общеполезной цели. Однако, данное требование является обязательным не в силу естественной природы завещательных распоряжений. Например, исключение (отсутствие общеполезной цели) сделано для особого вида завещательного возложения, когда наследникам или исполнителю завещания вменяются обязанности содержать принадлежащих завещателю домашних животных и осуществлять за ними необходимый уход и надзор. Подобное завещательное возложение в неискушенных юридическими знаниями средствах массовой информации нередко называется завещанием в пользу животных, а сами животные объявляются наследниками, т.е. субъектами наследственных (гражданско-правовых) отношений. На самом деле ни в одной цивилизованной стране мира животные не могут быть субъектами правоотношений. Они могут объявляться священными, им поклоняются, наделяют антропологическими признаками, присваивают имена, но не наделяют субъективными имущественными правами и обязанностями, а то, что в прессе называют «оставить наследство» тому или иному животному, на самом деле является завещательным возложением, когда завещатель возлагает на одного или нескольких наследников обязанность содержать принадлежащих ему домашних животных, а также осуществлять необходимый надзор и уход за ними6. Возникает вопрос, почему же законодатель озаботился о животных, не подумав о самом наследодателе. Тем более в практике других государств такие завещательные распоряжения являются обычным делом. Исполнителями волеизъявления умершего могут быть лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Подобный порядок не может обеспечить надлежащее исполнение последней воли лица.
В случае же оставления завещательного распоряжения наследодатель мог бы возложить на наследников или исполнителя завещания обязанность по совершению действий по достойному отношению к его телу в соответствии с его волеизъявлением, а также выделить для этого средства из наследственной массы. Также преимущество формы завещательного возложения заключается в том, что возложение не имеет личного характера, поэтому в результате завещательного возложения возникает обязательство, в котором на стороне, имеющей право требования, выступает не определенное лицо, а неопределенное множество заинтересованных лиц. Помимо их самих требовать исполнения может исполнитель завещания, любой из наследников, в завещании такой перечень лиц (помимо заинтересованных) может быть существенно расширен. Таким образом, требовать исполнения совершения действий по достойному отношению к телу завещателя в соответствии с его волеизъявлением может практически любое лицо. На основании вышеизложенного мы предлагаем дополнить п. 1 ст. 1139 Гражданского кодекса Российской Федерации абз. 3 следующего содержания:
«Завещатель вправе также возложить на одного или нескольких наследников и (или) исполнителя завещания:
исполнение его волеизъявления о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию, а также о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;
осуществить его погребение в соответствии с установленными в завещании правилами либо обычаями или традициями религиозной конфессии, к которой принадлежал завещатель;
совершить иные определенные завещанием действия по достойному отношению к телу завещателя».
Обратимся к следующей проблеме. Завещательное возложение как специальный вид завещательного распоряжения означает возложение на одного или нескольких наследников обязанности совершить какое-либо действие как имущественного, так и неимущественного характера, направленное на осуществление общеполезной цели (п. 1 ст. 1139 ГК РФ). Признаки последней, к сожалению, ни теорией гражданского права, ни практикой до сих пор не разработаны, что вызывает немало проблем в практике нотариусов при удостоверении завещаний, содержащих подобные распоряжения на случай смерти. Дополнительные проблемы возникают и вследствие того, что, установив в качестве общего признака завещательных возложений общеполезную цель, законодатель в последующем квалифицирует отдельные распоряжения в качестве завещательных возложений, такой цели не преследующих.
В ГК РФ нет норм, в которых было бы указано, что завещатель вправе определять на случай своей смерти опекуна или попечителя своим несовершеннолетним детям. Подобный порядок назначения опекунов и попечителей, бесспорно, со всех сторон следует оценить положительно, поскольку позволит родителям на случай своей смерти определить лиц, которым он доверит опеку (попечительство) над своими детьми. Однако завещательное назначение опекуна или попечителя порождает право лица быть назначенным опекуном (попечителем) несовершеннолетнего ребенка (детей) в силу завещания его родителя, а не обязанность стать опекуном (попечителем). Возникает вопрос, насколько действенно будет такое завещательное назначение. Иное дело, если бы назначение опекунов и попечителей осуществлялось в рамках завещательного возложения. По законопроекту право на наследственное имущество переходит к несовершеннолетним детям завещателя, над которыми установлена опека или попечительство, опекун (попечитель) же получает это имущество в управление. В рамках завещательного возложения возможно было бы передавать определенную часть имущества в собственность опекуна (попечителя), которая составляла бы вознаграждение, а иное имущество в доверительное управление.
Применение завещательного возложения в данном случае не противоречит и общей модели данного завещательного распоряжения, главным конститутивным признаком которой выступает присутствие общеполезной цели. Напомню, что российский наследственный закон не определяет признаки общеполезной цели, но систематическое толкование норм Гражданского кодекса РФ позволяет утверждать, что на основе сходства, заключающегося в безвозмездности правопреемства, эти признаки могут быть почерпнуты из более развитого гражданско-правового института пожертвования. Пожертвование является специальным видом договора дарения исходя из наличия у него такого основного признака, как совершение дарения в общеполезных целях. Квалификация общеполезности цели в специальной литературе неоднозначна. По мнению А.Л. Маковского, «под пожертвованием понимается дарение не в «общественно полезных», а в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ). Ими могут быть как цели, полезные для общества в целом, так и цели, достижение которых представляет пользу для более узкого круга лиц - лиц определенной профессии, определенного возраста, жителей определенной местности, членов (участников) определенной организации и т.п. Пожертвование имущества гражданину без указания цели его использования, которую можно считать общеполезной, превращает этот договор в «обычное дарение». Напротив, имущество, подаренное без такого условия юридическому лицу, должно использоваться одаряемым «в соответствии с назначением имущества» (п. 3 ст. 582 ГК РФ) и, что само собой разумеется, в соответствии с целями деятельности этого юридического лица (ст. 49 ГК РФ)»7. Например, М.Г. Масевич указывает на то, что «от договора дарения пожертвование отличает назначение дара, который должен быть использован по специальному назначению. При отсутствии такого условия безвозмездная передача имущества считается обычным дарением»8. Некоторые ученые полагают, что согласно п. 3 ст. 582 ГК «пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Следовательно, договор пожертвования юридическим лицам не теряет своих качеств от того, что он не содержит условия о назначении дара, и не превращается в этом случае в обычный договор дарения»9. В качестве одаряемых по договору пожертвования обычно называют физических лиц, лечебные, воспитательные учреждения, организации социальной защиты и другие аналогичные учреждения, благотворительные, научные и учебные организации, фонды, музеи и другие учреждения культуры, общественные и религиозные организации, а также государство, государственные и муниципальные образования10. Однако следует заметить, что это лишь субъективная точка зрения, поскольку Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»11 не устанавливает субъектный состав отношений пожертвования, а в ст. 2 определяет лишь цели благотворительной деятельности, таким образом, легально закрепляется не субъект - благополучатель, а цели, в которых ему предоставляется пожертвование. Так, благотворительная деятельность может осуществляться в целях: социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; охраны окружающей природной среды и защиты животных; охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.