Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:39, курсовая работа
Термин «президент» происходит от латинского «Praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент - это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.
Исторические корни института президентства уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства.
В ХХ веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колоний, привели к образованию множества независимых государств и в большинстве из них был учрежден пост президента. В настоящее время насчитывается около 150 стран, в которых главой государства является президент.
Введение…………………………………………………………..
Становление и развитие института президентства в России….
Конституционно-правовой статус Президента РФ…………..
1. Президент - глава государства……………………………….
2. Избрание и отрешение Президента от должности………….
Полномочия Президента РФ…………………………………….
1. Президент, Правительство и высшие должностные лица РФ..
Президент и Федеральное Собрание…………………………..
Президент и субъекты РФ……………………………………….
Военные полномочия Президента РФ………………………….
Чрезвычайное положение……………………………………….
Полномочия Президента РФ в сфере внешней политики…….
Иные полномочия Президента РФ……………………………
Заключение………………………………………………………
Список используемой литературы…………………
Представительская роль Президента РФ не исчерпывается взаимоотношениями с субъектами Федерации. Президент представляет Российскую Федерацию (уже в качестве суверенного государства) во взаимоотношениях со всевозможными структурами гражданского общества. Однако во всех случаях представительства Президент вправе использовать только те полномочия, которые установила для него Конституция Российской Федерации.
Сказанное не означает, что руководители иных федеральных органов власти не вправе вступать в отношения с органами власти субъектов Федерации или общественными структурами. Но они могут представлять при этом лишь соответствующий государственный орган, но никак не государство (Федерацию) в целом.
В международных отношениях Президент олицетворяет Российскую Федерацию как субъект международных отношений, как страну. Это, прежде всего, означает, что Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному государственному должностному лицу.
Важной характеристикой статуса Президента является его неприкосновенность. В ст. 91 не раскрывается содержание понятия неприкосновенности Президента, однако, опираясь на другие статьи Конституции, можно сделать вывод о юридическом содержании этого понятия.
В период своих полномочий Президент не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску и личному досмотру; в этом смысле его личность неприкосновенна. Однако объем таких гарантий у Президента больше, чем у членов парламента.
Согласно ч. 1 ст. 93 Президент в период осуществления им своих полномочий несет ответственность только за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления.
Избрание и отрешение Президента от должности.
В статье 81 Конституции РФ определены условия, которым должен удовлетворять кандидат на пост Президента Российской Федерации, а также порядок его избрания.
Предъявляемые к кандидату в Президенты требования изложены в ч. 2 ст. 81. Президентом может быть избран только гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет. Конституция России 1978 г. (после внесения поправок в 1991 году) предусматривала также возрастной максимум для Президента - 65 лет. В действующей Конституции этого условия нет.
Конституция допускает избрание лица, получившего гражданство как по рождению, так и по натурализации (т.е. получившего российское гражданство по его заявлению или ходатайству при соблюдении определенных условий).
Возраст - 35 лет - показывает, что на этот пост должен быть избран человек, имеющий достаточный жизненный опыт, деятельность которого может быть оценена избирателями. Вместе с тем, данный возраст позволяет избрать на президентский пост, требующий энергичной деятельности, достаточно молодого человека. Такой же возраст установлен для избрания Президента в США. В ФРГ кандидат в Президенты должен быть не моложе 40 лет, а в Италии - 50 лет.
Конституцией установлено также требование постоянного проживания кандидата в Президенты в Российской Федерации не менее 10 лет. Этот срок признается необходимым и вместе с тем достаточным для того, чтобы кандидат в Президенты не только в полной мере обладал знаниями и практическим опытом, но и понимал специфику условий жизни в нашей стране. Понятие «постоянно проживающий» означает, во-первых, что кандидат должен постоянно жить в России не менее указанного срока непосредственно перед его выдвижением для избрания на должность Президента Российской Федерации; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. кандидат не может «набирать» десятилетний период по частям, допуская интервалы, во время которых он живет в другой стране. Требование постоянного проживания не исключает командировок и визитов в зарубежные страны, поездок для отдыха и лечения и т.д. В сложных и спорных случаях вопрос о «постоянном проживании» может решаться при регистрации кандидатов заключением Конституционного Суда.
В ч. 3 ст. 81 Конституции содержится положение о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Ограничение максимального срока пребывания одного лица на посту Президента нередко рассматривается как гарантия против установления власти одного лица на продолжительный срок, т. е. личной диктатуры. Но есть целый ряд стран, в которых подобные ограничения не установлены. Так, не ограничена возможность переизбрания Президента во Франции и Италии.
Порядок избрания Президента Российской Федерации закреплен в ч. 1 и 4 ст. 81 Конституции. В ч. 1 установлено, что Президент избирается на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Это означает, что в избрании Президента могут участвовать все граждане Российской Федерации, за исключением, как это установлено в ч. 3 ст. 32 Конституции, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Таким образом, можно сказать, что Президент избирается таким же составом избирателей, как Федеральное Собрание. Это обстоятельство существенно для определения самостоятельности власти главы государства, поскольку в тех странах, где Президент избирается парламентом (ФРГ, Швейцария и Италия), Президент всегда оказывается в какой-то мере зависимым от избравшего его органа.
Исчисление четырехлетнего конституционного срока начинается со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах.
В связи с этим определяется и день голосования на выборах нового Президента, назначаемых Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Таким днем является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента.
К условиям и порядку избрания Президента примыкает вопрос о процедуре вступления его в должность. В соответствии со ст. 82 ФЗ № 19-ФЗ от 10.01.2003 г. «О выборах Президента РФ» установлено, что вновь избранный глава государства на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.
Обязательным атрибутом вступления Президента РФ в должность является присяга Президента. Текст присяги Президента РФ записан в ст. 82 Конституции РФ. Присяга произносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ.
Рабочая резиденция Президента в Кремле располагается в здании Сената. Резиденция состоит из двух частей: деловой и представительской. Деловая часть включает ряд рабочих помещений и кабинетов: рабочий и представительский кабинеты Президента, кабинеты его ближайших помощников, зал заседаний Совета Безопасности, Президентскую библиотеку.
Недалеко от Спасских ворот находится бывшее здание Президиума Верховного Совета. Это первое в Кремле сооружение советского времени. В 14-м корпусе также оборудован рабочий кабинет Президента.
Большой Кремлевский дворец выполняет роль парадной резиденции главы государства. В нем проходят церемонии инаугурации Президента, вручения государственных наград, верительных грамот, приемы по случаю крупных государственных праздников.
В распоряжении Президента находится подмосковная резиденция, расположенная на Рублево-Успенском шоссе. Официальный статус резиденции главы государства объект в Ново-Огарево приобрел в 2000 году.
Символом президентской власти служит штандарт (флаг). Штандарт (флаг) Президента России представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре - золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.
На древке Штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту.
Древко Штандарта увенчано металлическим наконечником в виде копья.
Штандарт Президента России вместе со Знаком Президента России и специальным экземпляром текста Конституции передается вновь избранному Президенту России во время процедуры вступления в должность Президента России.
После принесения присяги Президентом России Штандарт устанавливается в его рабочем кабинете, а дубликат Штандарта поднимается над резиденцией Президента в Московском Кремле. (Указ Президента Российской Федерации от 15.02.94 г. N 319 "О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации" (в ред. 06.05.2000 г.))
Согласно ст. 92 Конституции, Президент РФ с момента принесения им присяги приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.
Возможно досрочное прекращение полномочий Президента РФ, основания которого предусмотрены Конституцией РФ (ст. 92-93):
а) в случае отставки - по инициативе самого Президента;
б) в случае стойкой неспособности Президента осуществлять принадлежащие ему полномочия - по не зависящим от воли Президента причинам.
в) в случае отрешения от должности - по инициативе Федерального Собрания.
Между тем, юридическая процедура досрочного прекращения полномочий Президента определена в Конституции только для одного основания досрочного прекращения их исполнения, а именно для случая отрешения Президента от должности - статья 93. Отрешение Президента от должности выступает в качестве формы конституционной ответственности главы государства. Этот институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является сильной гарантией против злоупотреблений властью и нарушения главой государства конституционных порядков. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Основанием для такого решения парламента является совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каждый гражданин РФ за подобные действия, для Президента наступает ответственность в виде освобождения от занимаемой должности.
Начало процедуры отрешения Президента РФ сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:
1) заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков состава преступления;
2) заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Остался неурегулированным механизм отставки Президента и признания стойкой неспособности его по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Этот пробел конституционного регулирования можно заполнить путем принятия специального федерального закона.
В ч. 3 ст. 92 устанавливается, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства России. Такими случаями могут быть:
а) досрочное прекращение исполнения полномочий Президента, предусмотренное в ч. 2 ст. 92;
б) смерть Президента;
в) длительная болезнь Президента, не признанная основанием для досрочного прекращения им своих полномочий.
Согласно ч. 3 ст. 92 объем полномочий исполняющего обязанности Президента России меньше, чем у Президента, избранного в установленном законом порядке. Так, исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. (ФЗ № 19 - ФЗ от 10.01.2003г «О выборах Президента РФ», ч. 4 ст. 5).
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА.
1. Президент, Правительство и высшие должностные лица РФ.
Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства, занимая тем самым место Председателя Правительства (п. «б» ст. 83). такая практика существует как в РФ, так и в зарубежных странах. На этих заседаниях рассматриваются наиболее важные вопросы государственной жизни.
Решение об отставке Правительства РФ, согласно п. «в», может быть принято Президентом в трех случаях: по собственному усмотрению, в случае подачи Правительством заявления об отставке, в случае выражения недоверия Правительству Государственной Думой.
Особую группу составляют полномочия Президента, закрепленные в данной статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые позиции на федеральном уровне.
В Конституции предусмотрены различные процедуры назначения должностных лиц: самостоятельно Президентом или же при участии других должностных лиц или органов, причем это участие может быть различно по форме, и имеет разное значение.
Согласие Государственной Думы на назначение главы Правительства (п. «а» ст. 83) выражается в принятии соответствующего акта большинством голосов от общего числа членов Думы. Это не только правовой акт, но и политический, поскольку выражение Государственной Думой согласия на назначение Председателя Правительства является также выражением доверия к будущему Правительству.