Правовое регулирование в сфере защиты информации, государственной и коммерческой тайны

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:28, контрольная работа

Краткое описание

Отличительной особенностью современности является переход от индустриального общества к информационному, в котором главным ресурсом становится информация. В этой связи информационная сфера, представляющая собой специфическую сферу деятельности субъектов общественной жизни, связанную с созданием, хранением, распространением, передачей, обработкой и использованием информации, является одной из важнейших составляющих не только России, но и современного общества любого развивающегося государства.

Оглавление

1. Понятие и сущность правовой защиты информации…………………… 3
2. Нормативно-правовые основы ответственности за нарушение законодательства в сфере информации……………………………………...


10
3. Практическое задание ……………………………………………………... 14
Список литературы…………………………………………………………… 15

Файлы: 1 файл

моя КР2.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

     органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

     Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

     Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.

     Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ.

     Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации [3]. 
 

2. Нормативно-правовые  основы ответственности  за нарушение законодательства  в сфере информации 

     В настоящее время в России принят ряд федеральных законов, регулирующих отношения в информационной сфере:

- Часть  четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ;

- Федеральный  закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ  «Об информации, информационных  технологиях и защите информации»;

- Федеральный  закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ  «О персональных данных»;

- Федеральный  закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ  «О развитии малого и среднего  предпринимательства в Российской  Федерации»;

- Федеральный  закон № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года  «О размещении заказов на поставку  товаров, выполнение работ, оказание  услуг для государственных и муниципальных нужд»;

- Федеральный  закон от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ  «О коммерческой тайне»;

- Федеральный  закон от 30 декабря 2004 года №  218-ФЗ «О кредитных историях»;

- Федеральный  закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ  «О связи»;

- Федеральный закон от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

     Согласно статье 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода  поиска, получения, передачи, производства  и распространения информации  любым законным способом;

2) установление  ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость  информации о деятельности государственных  органов и органов местного  самоуправления и свободный доступ  к такой информации, кроме случаев,  установленных федеральными законами;

4) равноправие  языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение  безопасности Российской Федерации  при создании информационных  систем, их эксплуатации и защите  содержащейся в них информации;

6) достоверность  информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность  частной жизни, недопустимость  сбора, хранения, использования и  распространения информации о  частной жизни лица без его  согласия;

8) недопустимость  установления нормативными правовыми  актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

     Нарушение требований Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица [4].

Согласно  статье 14 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»:

1. Нарушение  настоящего Федерального закона  влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную  или уголовную ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

2. Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей, получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Органы  государственной власти, иные государственные  органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут перед обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

4. Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну,  и не имело достаточных оснований  считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с настоящим Федеральным законом быть привлечено к ответственности.

5. По  требованию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, обязано принять меры по охране конфиденциальности информации. При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав [5].

     Служебная тайна – конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий, либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке [6]. Режим защиты служебной тайны в целом аналогичен режиму защиты коммерческой тайны. В ряде случаев за разглашение служебной тайны закон предусматривает уголовную ответственность (например, за разглашение тайны усыновления, или за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, лицом, которому такие сведения стали известны по службе) [2]. 
 
 
 
 

3. Практическое задание 

     Исследовательский центр «Инициатива» провел опрос общественного мнения по проблемам удовлетворенности населения  торговым обслуживанием. Результаты данного опроса были опубликованы в Интернете и ряде печатных СМИ.

     Учитывая интерес к данной информации, ряд печатных СМИ и информационных агентств, политиков и экспертов стали использовать данную информацию в своих публикациях. Узнав об этих фактах, центр «Инициатива» потребовал от лиц, распространяющих данную информацию, указывать себя в качестве источника такой информации. Укажите, правомерны ли требования центра «Инициатива». Раскройте общие нормы защиты прав правообладателей при общедоступном использовании их информации. 

     Требования центра «Инициатива» правомерны, т.к. согласно статье 1274 «Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях» Гражданского кодекса РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем [1]. Таким образом, информационные агентства и печатные СМИ при размещении данных социологического опроса, полученных центром «Инициатива», должны были сослаться на источник данной информации.

Список  литературы 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: принят Гос. Думой 24 ноября 2006 г.: одобр. Советом Федерации 8 декабря 2006 г. // ПБД Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО Консультант Плюс», НПО ВМИ». – Загл. с экрана.

2. Уголовный  кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ: принят Гос. Думой ФС РФ 24.05.1996 // ПБД Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО Консультант Плюс», НПО ВМИ». – Загл. с экрана.

3. О государственной тайне: закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I (с изменениями и дополнениями) // ПБД Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО Консультант Плюс», НПО ВМИ». – Загл. с экрана.

4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // ПБД Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО Консультант Плюс», НПО ВМИ». – Загл. с экрана.

5. О коммерческой тайне: федер. закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ (с изменениями) // ПБД Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО Консультант Плюс», НПО ВМИ». – Загл. с экрана.

6. О служебной тайне: проект федер. закона № 124871-4 // ПБД Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО Консультант Плюс», НПО ВМИ». – Загл. с экрана.

7. О средствах массовой информации: закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I (с изменениями) // ПБД Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО Консультант Плюс», НПО ВМИ». – Загл. с экрана.

8. Правоведение: учебник для неюридических вузов / под ред. О.Е. Кутафина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 400с.

9. Правоведение: учебник / под ред. З.Г. Крыловой. – М.: Высш.шк., 2003. – 560с.

Информация о работе Правовое регулирование в сфере защиты информации, государственной и коммерческой тайны