Правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:46, контрольная работа

Краткое описание

Юридические лица испытывают необходимость в индивидуализации не только отдельных сторон или результатов своей деятельности, но и юридического лица как единого целого. Потребность в индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности обусловлена заинтересованностью самой организации как участника гражданского оборота, а также необходимостью защиты ее контрагентов, потребителей ее продукции (работ, услуг). Нельзя отрицать, что определенный интерес в вопросах индивидуализации существует и у государства.

Оглавление

1. Правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Товарный знак и знак обслуживания……………………………………………………….3
2. Компенсация морального вреда по гражданскому праву……………...15
3. Список литературы……………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции.doc

— 97.50 Кб (Скачать)


Содержание:

 

 

1.                        Правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Товарный знак и знак обслуживания……………………………………………………….3

2.                                                                     Компенсация морального вреда по гражданскому праву……………...15

3.                                                                     Список литературы……………………………………………………….18

 


Правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Товарный знак и знак обслуживания.

 

 

Юридические лица испытывают необходимость в индивидуализации не только отдельных сторон или результатов своей деятельности, но и юридического лица как единого целого. Потребность в индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности обусловлена заинтересованностью самой организации как участника гражданского оборота, а также необходимостью защиты ее контрагентов, потребителей ее продукции (работ, услуг). Нельзя отрицать, что определенный интерес в вопросах индивидуализации существует и у государства.

Основная цель гражданско-правовой индивидуализации — обособление юридического лица среди субъектов гражданских правоотношений. В то же время наименование организации, использование зарекомендовавших себя товарных знаков и наименований места происхождения товара служат и защите прав потребителей. Таким образом, индивидуализация необходима в первую очередь лицам, участвующим в гражданском обороте в качестве предпринимателей. Поэтому субъектный состав прав на средства индивидуализации в зависимости от их вида может как включать физических лиц, так и ограничиваться только юридическими лицами.

Гражданско-правовая индивидуализация юридического лица и результатов его деятельности рассматривается в литературе как правомерная юридически значимая деятельность по применению предусмотренных законом средств индивидуализации, протекающая в определенных гражданско-правовых формах и направленная на обособление юридического лица и результатов его деятельности среди других участников гражданских правоотношений. [с.574, 3]

Под гражданско-правовой индивидуализацией юридического лица и результатов его деятельности понимается совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие между физическими, юридическими лицами и государством по поводу приобретения, использования, распоряжения и охраны средств индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности. В свою очередь, под средствами индивидуализации физических лиц понимают определенные условные обозначения (словесные, изобразительные, объемные, звуковые, комбинированные и др., а также знаки, символы), при помощи которых лицо выделяется среди массы остальных себе подобных. Сказанное можно отнести и к результатам деятельности физических лиц.

Средства гражданско-правовой индивидуализации могут быть как предусмотрены действующим законодательством (наименование юридического лица, место нахождения юридического лица), так и применяться в силу сложившихся обычаев.

В то же время правовой защите в качестве объектов исключительных прав подлежат не все средства индивидуализации участников оборота и результаты их деятельности. Исключительное право может быть установлено только на средства индивидуализации юридического лица, а также индивидуализации выполняемых работ и услуг, используемые участниками гражданского оборота в целях персонификации (идентификации) как самих себя, так и своей продукции, работ или услуг.

Фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак и другие средства индивидуализации являются нематериальными благами и одновременно объектами исключительных прав. Напротив, наименование места нахождения лица (одно из обязательных средств индивидуализации) к объектам исключительных прав не относится. Поэтому в дальнейшем речь пойдет лишь о таких средствах индивидуализации, которые могут выступать объектами исключительных прав.

К таковым относятся средства индивидуализации, являющиеся плодом умственной деятельности тех или иных лиц. Основное качество указанных средств состоит не в их самоценности, а, скорее, в их содействии созданию здоровой конкурентной среды путем различения как отдельных предпринимателей, так и изготовляемой ими продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.

В системе средств индивидуализации могут быть выделены следующие группы:

1) средства, направленные на индивидуализацию юридического лица как субъекта гражданского права (наименование юридического лица, место нахождения юридического лица, коммерческое обозначение, доменное имя);

2) средства индивидуализации результатов деятельности юридического лица: товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.

Товарный знаком (знак обслуживания), согласно ст.1017 ГК и ст. Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» признается - обозначение, способствующее отличию товаров или услуг (далее - товары) одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц. [2]

По форме своего выражения товарные знаки и знаки обслуживания могут быть обозначения, которые представлены в графической форме: словесные, включая имена собственные, буквенные, цифровые, изобразительные, сочетания цветов, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветов сочетании.

В зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком, различают коллективные товарные знаки и индивидуальные.

Под   коллективным  знаком  понимается  товарный  знак  объединения

юридических  лиц,  предназначенный  для  обозначения  выпускаемых  и реализуемых  им  товаров, обладающих едиными качественными или иными

общими характеристиками. Коллективный  знак  и право его использования не могут быть переданы.

Индивидуальный знак – это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического или физического лица, занимающего предпринимательской деятельностью.

              По степени известности разделяются на общеизвестные и обычные.

Правовая охрана товарного знака в Республике Беларусь осуществляется на основании его регистрации в Государственном патентном комитете Республики Беларусь (далее - патентный орган) в порядке, установленном законодательством о товарных знаках, или в силу международных договоров Республики Беларусь.

Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица.

Право на товарный знак охраняется государством. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака.[2]

Владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак, на который выдано свидетельство, без разрешения его владельца. Нарушением прав владельца товарного знака признаются несанкционированные изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа и иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров, а также неоднородных товаров в силу международных договоров Республики Беларусь.

Основания для отказа в регистрации:

Не допускается регистрация товарных знаков:

      не имеющих признаков различия;

      вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;

      являющихся общепринятыми символами и терминами;

      состоящих исключительно из знаков или указаний, используемых для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров, а также места и времени их производства или сбыта;

      представляющих собой форму товара или его упаковку, определяющиеся исключительно или главным образом сущностью или природой товара, необходимостью достижения технического результата, существенной ценностью товара.

Данные обозначения могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых элементов, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Также не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений, представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, флаги, эмблемы и сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходных с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца. [2]

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений:

1.      являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, места его происхождения или его изготовителя;

2.      представляющих собой или содержащих указание места происхождения вин или крепких спиртных напитков, охраняемых в силу международных договоров Республики Беларусь, для обозначения вин или крепких спиртных напитков, не происходящих из данного места;

3.      противоречащих публичному порядку, принципам гуманности и морали

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков

обозначения, тождественные или сходные до их смешения с:

      зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Республике Беларусь на имя другого лица и обладающими более ранним приоритетом товарными знаками в отношении однородных товаров;

      товарными знаками других лиц, охраняемыми в Республике Беларусь на основе международных договоров, в отношении однородных товаров;

      товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в установленном патентным органом порядке, в отношении любых товаров.

Регистрация обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, допускается при условии представления письменного согласия владельца такого знака

Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие:

1.      известные на территории Республики Беларусь в отношении однородных товаров фирменные наименования (или их части), принадлежащие другим лицам;

2.      промышленные образцы, права на которые в Республике Беларусь принадлежат другим лицам, если промышленный образец обладает более ранним приоритетом по сравнению с заявленными на регистрацию товарными знаками;

3.      наименования мест происхождения товаров, охраняемые в Республике Беларусь;

4.      названия известных в Республике Беларусь произведений науки, литературы и искусства, цитаты или персонажей из них, произведения искусства или их фрагменты, названия известных в Республике Беларусь периодических изданий без согласия обладателя авторского права или его правопреемника; фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных в Республике Беларусь лиц в нарушение личных неимущественных прав этих лиц без согласия таких лиц или их наследников;

5.      знаки систем сертификации, охраняемые в установленном законодательством порядке.

Заявка на регистрацию товарного знака (далее - заявка) подается юридическим или физическим лицом (далее - заявитель) в патентный орган. Заявка может быть подана через патентного поверенного Республики Беларусь. Заявители, имеющие постоянное место нахождения или постоянное место жительства в иностранных государствах, либо их патентные поверенные ведут в Республике Беларусь дела, связанные с регистрацией товарных знаков и продлением срока ее действия, через патентных поверенных, зарегистрированных в патентном органе в установленном порядке. Заявка должна относиться к одному товарному знаку. [3]

Заявка должна содержать:

1.      заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его места нахождения или места жительства;

2.      заявляемое обозначение;

3.      перечень товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.

Также к ней должны быть приложены:

1.      документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере;

2.      документ, удостоверяющий полномочия патентного поверенного, если заявка подается через патентного поверенного;

3.      положение о коллективном знаке, если заявка подается на коллективный знак.

Требования к документам заявки и сроки их представления устанавливаются патентным органом.

Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в патентный орган. Датой подачи заявки считается дата поступления в патентный орган документов. Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в иностранном государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, пересмотренной в Брюсселе 14 декабря 1900 года, в Вашингтоне - 2 июня 1911 года, в Гааге - 6 ноября 1925 года, в Лондоне - 2 июня 1934 года, в Лиссабоне - 31 октября 1958 года и в Стокгольме - 14 июля 1967 года и измененной 2 октября 1979 года (конвенционный приоритет), если в патентный орган заявка поступила в течение шести месяцев с указанной даты. Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если заявка подана в патентный орган в течение шести месяцев с указанной даты. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного или выставочного приоритета, обязан указать это при подаче заявки на регистрацию товарного знака или в течение двух месяцев с даты поступления заявки в патентный орган и приложить необходимые документы, подтверждающие правомерность такого требования, либо представить эти документы не позднее трех месяцев с даты поступления заявки в патентный орган. Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате приоритета международной заявки на регистрацию товарного знака, поданной в соответствии с международным договором Республики Беларусь. [c.569, 4]

Информация о работе Правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции