Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 17:34, реферат
По мере развития и совершенствования права и законодательства во многих правовых системах начиная с конца XIX – начала XX вв. все большее значение в качестве источников права стали иметь не столько отдельные выказывания или мнения отдельных ученых, пусть даже самых выдающихся юристов, сколько «цельные систематизированные концепции, сложившиеся в результате многолетней академической и практической деятельности» юристов. В странах англо-саксонской правовой семьи, например, таковой является доктрина верховенства парламента, а также многие другие доктрины, которые были сформированы в результате вынесения судами целой серии однотипных судебных решений. В частности, профессор М.Н. Марченко в своем фундаментальном труде «Источники права», рассматривая положение о роли юридической доктрины в системе источников права, приводит в пример подобные доктрины.
Введение 3
Правовая доктрина, общие принципы права, фундаментальные религиозные тексты 4
Заключение 10
Список литературы 11
Оглавление
По мере развития и совершенствования права и законодательства во многих правовых системах начиная с конца XIX – начала XX вв. все большее значение в качестве источников права стали иметь не столько отдельные выказывания или мнения отдельных ученых, пусть даже самых выдающихся юристов, сколько «цельные систематизированные концепции, сложившиеся в результате многолетней академической и практической деятельности» юристов. В странах англо-саксонской правовой семьи, например, таковой является доктрина верховенства парламента, а также многие другие доктрины, которые были сформированы в результате вынесения судами целой серии однотипных судебных решений. В частности, профессор М.Н. Марченко в своем фундаментальном труде «Источники права», рассматривая положение о роли юридической доктрины в системе источников права, приводит в пример подобные доктрины.1
Правовая доктрина напрямую связана с процессом формирования права и правовых систем.
Важнейшим инструментом теоретического анализа отрасли права, ее предмета, метода, отраслевого механизма правового регулирования и правовой системы в целом является понятие принципов права.
Принципы права – это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Они аккумулируют в себе наиболее характерные черты права, определяют его юридическую природу. Принципы права лежат в основе деятельности правового государства, всех органов государственной власти.
Правовая доктрина – один из самых древних (наряду с правовым обычаем) и, в тоже время, один из самых загадочных элементов системы источников права стран, входящих в Романо-германскую правовую семью.
Древность правовой доктрины как источника права, ее основополагающее, главенствующее значение для формирования и развития всего континентального европейского права является исторически обоснованным фактом. На сегодняшний день утверждение о том, что континентальное европейское право выросло из права римского, а если быть точнее из той его части, которая известна как jus civili, является своего рода научно-правовой презумпцией. Доктринальный же характер самого римского права авторитетно подтверждают дошедшие до нас источники.
Так, наиболее значимые памятники римского права классического и постклассического периода («Закон о цитировании» императоров Валентиниана III и Феодосия II 426 г. н.э., Corpus Juris Civilis императора Юстиниана 532 г.н.э.) представляют собой собрание юридических сентенций более 30 самых авторитетных римских юристов, в том числе, так называемой, «золотой пятерки» римского права: Гая, Павла, Папиниана, Ульпиана и Модестина.
Позднее, в эпоху средневековья, в процессе рецепции римского права, западноевропейские университетские ученые (глоссаторы и комментаторы) снабдили древние тексты своими собственными комментариями (глоссами), сделав доктринальное римское право доктринальным вдвойне. Значительное влияние на светское европейское право оказали канонические тексты, которые представляли собой не только церковное законодательство в виде папских булл и энциклик, а также постановлений Вселенских и поместных соборов, но и многочисленные труды наиболее авторитетных богословов – «отцов церкви».
В юридической литературе романо-германское право называют «правом университетов», «книжным правом», отмечая при этом, что основной задачей университетов как субъектов правотворчества было не создание позитивного права, которое завтра будет применяться конкретным судьей или иным правоприменительным субъектом, но стремление «найти, опираясь на римские тексты, самые справедливые нормы, правила, соответствующие такому общественному порядку, который отвечает самой природе вещей».2
Синтез римских юридических текстов и средневековых университетских комментариев к ним представляет собой тот фундамент, на котором стоит все здание современного континентального европейского права.
Российская и зарубежная компаративистика, с некоторыми оговорками
по поводу переходного характера государственно-правовых институтов, но все же признает нерасторжимую связь современной российской правовой системы с Романо-германской правовой семьей.
М.Н. Марченко в качестве аргументов, позволяющих судить о
принадлежности современного российского права к Романо-германскому праву, называет:
Таким образом, вопросы влияния правовой доктрины на право, а следовательно, ее относимости к категории «источник права», также актуальны для нашей страны, как и для других государств-представителей Романо-германской правовой семьи.
Несмотря на общепризнанность в качестве фундамента и первоосновы романо-германского права, большинство современных исследователей не рассматривает ее как часть системы источников права.
Термин «правовая доктрина», относясь к термину «доктрина» как
частное к общему, может быть использован в качестве обозначения для таких понятий как: правовое учение, правовая теория, мнение авторитетных ученых по тем или иным правовым вопросам, научные труды наиболее авторитетных ученых в области права, т.е. распространяется лишь на юридическую сферу.
Как правовая наука, так и правовая доктрина могут выступать источниками права, внедряясь в законотворчество и правоприменительную практику. Однако нормам права, основанным на доктринальных разработках в большей степени присущ элемент стабильности. Как правило, они выражаются в виде норм-принципов, норм-презумпций или норм-деклараций, а также в виде основополагающих правовых конструкций и имеют определяющее значение для всей отрасли права или правовой системы в целом, отражают пронизывающие ее идеи, концептуальные начала. Чем больше в правовом документе норм, основанных именно на доктринальных разработках, тем больше он защищен от возможных изменений, стабильнее и прочнее.
Примером такого документа может послужить Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, которая содержит в себе сразу несколько основополагающих правовых доктрин, нашедших отражение в ее нормах, например:
Однако в Конституции России имеются и другие нормы, также основанные на научных разработках, но не представляющие собой конституционного выражения правовых доктрин. Это нормы, содержащиеся в главах с 3 по 8 и определяющие конституционно-правовой статус органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, а также органов судебной власти и прокуратуры.
Конституция России запрещает пересматривать положения глав 1, 2 и 9, где они и сконцентрированы (ст. 135). Пересмотр положений, содержащихся в главах с третьей по восьмую возможен в установленном Конституцией порядке (ст. 136).
Таким образом, правовая доктрина, в силу большего авторитета и общепризнанности, более длительной проверки временем и практикой, находя отражение в норме права, мало подвержена изменениям, стабильна и выражается в нормах-основах, нормах-принципах, отражающих концептуальные начала правового регулирования в той или иной отрасли права.
Правовая доктрина не привязана к личности автора, представлена, как правило, научными школами и направлениями, объединяющими целый спектр авторитетных ученых-юристов. Авторство некоторых правовых доктрин вообще проблематично определить, другие берут свое начало в пограничных с правовыми социальных нормах – моральных и, особенно, религиозных.
Таким образом, хотя современной европейской правой традиции уже давно не свойственно ссылаться на религиозный текст напрямую (как это делается, например, в мусульманском праве), однако значение базовых христианских ценностей и их влияние на европейское право сложно оспорить.
Религиозные тексты как источники права наиболее характерны для мусульманского права и составляют его основу. Его источники определяют нормы, которые правоверный должен чтить, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать.5 В этом смысле к источникам права в первую очередь относятся Коран и Сунна. Коран - это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха. Сунна - сборник жизнеописания пророка Мухаммеда.
Правовая доктрина является самостоятельным материально-
правовым образованием, и, следовательно, изучение ее содержания возможно и без обращения к другим объектам материального права. Правовая доктрина представляет собой своеобразную квинтэссенцию правовой науки, ее самые существенные, самые ценные для человеческого общества разработки. Превращение определенной научной идеи в правовую доктрину возможно лишь в том случае, если такая идея заслужит признание в среде профессионалов, встретит поддержку общества, усвоится правоприменительной практикой и в силу своего авторитета станет мерой общественного поведения.6
Только в этом случае появится повод говорить о превращении научной правовой разработки в доктринальную.
Правовая доктрина представляет собой своеобразную квинтэссенцию правовой науки, ее самые существенные, самые ценные для человеческого общества разработки. Превращение определенной научной идеи в правовую доктрину возможно лишь в том случае, если такая идея заслужит признание в среде профессионалов, встретит поддержку общества, усвоится правоприменительной практикой и в силу своего авторитета станет мерой общественного поведения.
Только в этом случае появится повод говорить о превращении научной правовой разработки в доктринальную.
1 Марченко М.Н. Источники права. М., 2006. – С. 607.
2 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: пер. с фр. В.А. Туманова. М., 1997. – С. 37.
3 Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М., 2008. – С. 315-324.
4 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
5 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986. – С. 4
6 Бошно С.В. Доктрина как форма и источник права // Журнал российского права, 2003 г., № 12. – С. 12.
Информация о работе Правовая доктрина, общие принципы права, фундаментальные религиозные тексты