Правоохранительные органы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:40, контрольная работа

Краткое описание

1. Каковы полномочия районного суда?
2. В каких случаях законом предусмотрено коллегиальное и в каких единоличное рассмотрение дел районным судом?
3. Какие уголовные дела подведомственны военным судам РФ?
4. Расскажите о порядке формирования и полномочиях Президиума Верховного Суда РФ?

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы РФ.doc

— 85.50 Кб (Скачать)
>     Коллегиальное рассмотрение дел в кассационной инстанции осуществляется в составе  трех профессиональных судей, а также  в порядке надзора – в составе  не менее трех судей.

     Когда дело рассматривается судьей единолично или совершаются отдельные процессуальные действия, то судья действует от имени суда. Например, решения и иные судебные постановления принимаются от имени суда.

     На  сегодняшний день уголовные дела о некоторых преступлениях террористического  и экстремистского характера, госизмене, шпионаже, насильственном захвате (удержании) власти, вооруженном мятеже и диверсии рассматриваются коллегией из 3 судей федерального суда общей юрисдикции. Остальные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях могут слушаться в этом составе суда, если обвиняемый до назначения заседания подал соответствующее ходатайство.

     Согласно  Федеральному закону от 6 ноября 2011 г. № 292-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» коллегией из 3 судей федерального суда общей юрисдикции по ходатайству обвиняемого рассматриваются дела по преступлениям, предусмотренным ст. 105 (ч. 2), 126 (ч. 3), 131 (ч. 3 и 4), 132 (ч. 3 и 4), 205.1, 205.2, 209-211, 227, 277, 295, 317, 353-358, 359 (ч. 1 и 2) и 360 (в частности, содействие терроризму, бандитизм, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование).

     Кроме того, в перечень уголовных дел, подсудных  судам регионального уровня, включены составы, предусмотренные статьями 132 (ч. 3 и 4), 205.1, 205.2 УК РФ. При этом обвиняемый в указанных деяниях может подать ходатайство о рассмотрении его дела присяжными заседателями.

     Подсудимому запрещено заявлять ходатайство  о рассмотрении дела коллегией из 3 судей после назначения заседания.

Федеральный закон вступает в силу со дня его  официального опубликования.

 

3.

 

     Подведомственность  уголовных дел военным судом  в значительной мере предопределяется принадлежностью лица, привлекаемого к уголовной ответственности, к числу граждан, считающихся военнослужащими. По общему правилу эти суды рассматривают все уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также пребывающими в запасе гражданами, проходящими сборы.

     Структура военных судов состоит из трех звеньев: основного, среднего и высшего.

     Судам основного звена подсудны из общей  массы уголовных дел, подведомственных военным судам всех уровней, дела о преступлениях лиц, имеющих воинское звание до подполковника или капитана 2–го ранга включительно. Они рассматривают практически все гражданские дела, по которым допускается разбирательство в военных судах. К их ведению отнесено рассмотрение жалоб на решения о применении в качестве меры пресечения содержания под стражей.

     На  военные суды среднего звена возложено выполнение функций первой, второй (кассационной), а также судебных инстанций, призванных осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

     По  первой инстанции они уполномочены рассматривать уголовные дела:

- о преступлениях,  совершенных лицами, имеющими воинские  звания полковника или капитана 1-го ранга;

- о преступлениях  лиц, занимающих должности от  командира полка, командира корабля  1-го ранга и выше, и им равных по служебному положению;

- о всех  преступлениях (в том числе  лиц в звании до подполковника  и капитана 2-го ранга), за которые в условиях мирного времени законом предусмотрена смертная казнь.

     Важным  и ответственным полномочием  военных судов этого уровня, как  и соответствующих общих судов, стал контроль за законностью и обоснованностью  действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание или предварительное следствие, в случаях, когда их действия могут причинить ущерб конституционным правам граждан.

     Высшей  судебной инстанцией по отношению к  военным судам является Верховный суд РФ, в составе которого образуется Военная коллегия.

     Эта коллегия также уполномочена выполнять  функции всех судебных инстанций.

     В качестве суда первой инстанции она  рассматривает уголовные дела исключительной важности, а также дела о преступлениях  военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные. Одновременно с этими делами рассматриваются гражданские иски о возмещении имущественного ущерба, причиненного преступлением. Решение о принятии дела, подсудного нижестоящему суду, к своему производству  Военная коллегия принимает по собственной инициативе или по инициативе Председателя Верховного Суда РФ либо Генерального прокурора РФ. Но при наличии соответствующего ходатайства подсудимого.

     В роли суда второй (кассационной) инстанции она выступает по отношению к не вступившим в законную силу приговорам и другим судебным решениям военных судов среднего звена, а в роли инстанции, проверяющей законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений, - по отношению ко всем военным судам.

     К ведению военных судов относится рассмотрение гражданских и уголовных дел. В этом их существенное сходство с судами общими (гражданскими).

     Однако  дела, которые могут попасть на рассмотрение военных судов, имеют свои особенности. Гражданские дела становятся предметом рассмотрения в этих судах лишь при следующих условиях:

- когда  речь идет о возмещении ущерба, причиненного преступлением, дело  о котором разбирается в военном  суде.

- если гражданское дело возникло и подлежит рассмотрению там, где в силу каких-то обстоятельств не действуют общие суды. Это, к примеру, может произойти и по месту дислокации войск, расположенных за пределами РФ.

- когда  возникает вопрос о законности  действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц, а также когда вызывает сомнения законность правового акта, принятого таким органом и должностными лицами.

     Не военнослужащий может предстать перед военным судом в качестве подсудимого, как правило, в следующих случаях: когда он совершает преступление во время прохождения военных сборов; когда он совершает преступление в местности, где нет общих судов; когда хотя бы один из его участников в совершении преступления - военнослужащий.

 

4.

 

     Верховный суд РФ создан в силу предписания Конституции РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в нее (ст. 17 Закона о судебной системе). Верховный суд РФ образуется высшими органами государственной власти: Президентом РФ и Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

     Согласно  Конституции формирование судейского состава осуществляется на основе взаимодействия трех ветвей государственной власти. Судьи Верховного суда РФ назначаются  Советом Федерации по представлению  Президента РФ. В состав назначаемых  судей входят Председатель суда, его заместитель, члены суда.

     Президиум Верховного суда Российской Федерации - высший совещательный орган Верховного суда РФ, руководящий его работой.

     Состоит из 13 судей и утверждается Советом  Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного суда Российской Федерации.

     В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители  и судьи Верховного Суда Российской Федерации. Количественный состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

     Члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

     Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство  членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

     Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимаются большинством голосов членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, участвующих  в заседании, и подписываются  председательствующим в заседании  Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

     Президиум Верховного Суда Российской Федерации:

     1) в соответствии с федеральными  законами и в целях обеспечения  единства судебной практики и  законности проверяет в порядке  надзора, в порядке возобновления  производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;

     2) обращается в Конституционный  Суд Российской Федерации на  основании части 4 статьи 125 Конституции  Российской Федерации с запросом  о конституционности закона, подлежащего  применению в конкретном деле;

     3) разрешает вопросы организации  работы судебных коллегий Верховного  Суда Российской Федерации, судебных  составов этих коллегий и аппарата  Верховного Суда Российской Федерации;

     4) утверждает положение об аппарате  Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;

     5) возлагает исполнение обязанностей  Председателя Верховного Суда  Российской Федерации на одного  из его заместителей в случае  отсутствия Председателя Верховного  Суда Российской Федерации;

     6) рассматривает материалы по результатам изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

     7) осуществляет иные полномочия  в соответствии с федеральными  конституционными законами и  федеральными законами.

     2. Порядок рассмотрения на заседании  Президиума Верховного Суда Российской Федерации вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

 

5.

 

Задача.

     Гражданин М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, и был осужден районным судом к 7 годам лишения свободы. Областной суд, рассмотрев уголовное дело в кассационном порядке по жалобе гражданина М., оставил приговор в силе. Не согласившись с данным решением, гражданин М. обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ. В Верховном Суде РФ отказали в рассмотрении данной жалобы и вернули ее на основании того, что Верховный Суд РФ подобные дела в порядке кассации не рассматривает.

     Правомерно  ли поступили в Верховном Суде РФ? Куда следует обратиться гражданину М. с последующими жалобами?

 

Ответ:

     С кассационным определением приговор вступает в силу, а вступившие в законную силу решения суда обжалуются в надзорном  порядке, соответственно, надо подавать надзорную жалобу. К тому же, по закону, она подается в президиум областного суда (ст. 403 ч.1 УПК РФ). Даже чтобы потом надзорная жалоба (повторная) ушла в ВС РФ, надо обжаловать решение судьи президиума областного суда об отказе в рассмотрении председателю, и уже с ответом председателя и всеми состоявшимися решениями подавать 2-й надзор в ВС РФ.

Информация о работе Правоохранительные органы РФ