Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа
Целью работы является всесторонний правовой анализ оснований приобретения права собственности – основного вещного права.
Предметом исследования в работе выступает право собственности, объектом исследования являются различные основания по приобретению права собственности.
Структурно работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемой литературы.
Среди работ, посвященных праву собственности, следует выделить труды: Витрянского В.В.(2), Суханова Е.А.(3), Толстого Ю.К.(4), Черноморца А.Е.(5)
Во-первых, если к моменту
заключения договора об отчуждении вещи
она уже находилась во владении приобретателя,
вещь признается переданной ему с
этого момента, т.е. переход права
собственности порождает факт заключения
договора. В таких ситуациях данное
правило целесообразно и
Во-вторых, к передаче вещи
приравнивается передача коносамента
или иного
Момент возникновения
права собственности при
2. Приобретение недвижимого
имущества. В отношении
Из приведенного правила, как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. №8, следует, что до государственной регистрации перехода права собственности покупатель по договору продажи недвижимости, исполненному сторонами, не вправе распоряжаться данным имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом(23). Однако и продавец также не вправе распоряжаться имуществом, поскольку оно – предмет договора продажи и покупатель является его законным владельцем.
Порядок и технику регистрации недвижимости подробно определяют нормы Закона о государственной регистрации прав на недвижимость и Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. №219(24). В названном Законе определен также порядок исправления – по заявлению заинтересованных лиц – технических ошибок, допущенных при государственной регистрации собственности (ст. 21 Закона).
Некоторые виды движимого
имущества требуют
3. Прекращение права собственности
Охарактеризованные выше
производные способы
Все многочисленные случаи
прекращения права
– во-первых, прекращение права собственности по воле самого собственника и близкие к этому иные случаи (п. 1 ст. 235),
– во-вторых, принудительное изъятие имущества у собственника, которое допускается только при наличии прямого указания в законе (п. 2 ст. 235).
1. Прекращение права
К этой группе оснований
прекращения права
Отчуждение собственником
своего имущества происходит в силу
заключенного им договора и одновременно
влечет возникновение права
Отказ собственника от права собственности возможен в различных формах, которые в ГК называются с определением их правовых последствий. Это в первую очередь бесхозяйные вещи (ст. 225 ГК): они должны приниматься на учет органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимость, и в дальнейшем могут быть признаны судом объектом права муниципальной собственности или возвращены первоначальному собственнику. Кроме того, это вещи, брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них (ст. 226 ГК). При незначительности их стоимости (до 5 МРОТ) они переходят в собственность владельца земельного участка, на котором обнаружены, а при большей стоимости их правовую судьбу определяет суд.
Наконец, в гл. 15 ГК о прекращении права собственности назван еще один случай отказа от собственности: прямое объявление собственником об этом или совершение им действий, определенно свидетельствующих о таком намерении (ст. 236 ГК). Эта норма во многом совпадает с приведенными выше нормами о бесхозяйных и брошенных вещах.
Гибель или уничтожение имущества возможны как в силу естественных причин (износ, использование), так и в результате воздействия внешних факторов (разного рода стихийные явления). В этих случаях прекращение права собственности не ставит правовых вопросов, требующих урегулирования, и ГК такие ситуации только называет (п. 1 ст. 235). Однако если речь идет о прекращении существования регистрируемого недвижимого имущества, об этом должна быть сделана запись в соответствующем государственном реестре(25).
2. Принудительное изъятие собственности. Говоря о принудительном прекращении права собственности, следует, прежде всего, иметь в виду ясные и четкие положения ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которым никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В ст. 235 ГК названы следующие основания принудительного прекращения права собственности:
а) обращение взыскания на собственность должника по его обязательствам, которое производится при наличии решения суда (ст. 237) и осуществляется по правилам исполнительного производства;
б) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка (ст. 239), которое производится за плату, определяемую при возникновении спора судом;
в) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и домашних животных (ст. 240, 241) с возмещением их стоимости;
г) реквизиция (ст. 242) и конфискация (ст. 243) имущества.
3. Реквизиция используется государством при наступлении обстоятельств чрезвычайного характера (стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.д.) и представляет собой изъятие имущества у собственника по решению государственного органа в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (ст. 242 ГК).
Регулирование ГК по этому практически важному вопросу является чрезмерно кратким и требует расширения. В свое время в РСФСР действовал специальный закон о конфискации и реквизиции имущества 1927 г., формально до настоящего времени не отмененный, и принятие по этому вопросу специального закона было бы желательным.
4. Конфискация определяется в п. 1 ст. 243 ГК как предусматриваемое законом безвозмездное изъятие имущества у собственника по решению суда в виде санкции за совершенное преступление или иное правонарушение. Обычно конфискация – это последствие уголовного преступления. Согласно п. 2 ст. 243 ГК в случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке с правом обжалования такого решения в суде.
Вопрос о допустимости конфискации собственности в административном порядке за последние годы неоднократно становился предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. В определении Суда от 10 января 2002 г. №3-О даются ссылки на его предшествующие решения и в качестве конечного вывода вновь указывается, что «конфискация как мера ответственности за совершение административных (в том числе таможенных) правонарушений может применяться только в судебном порядке»(26). Таким образом, редакция п. 2 ст. 243 ГК в части допустимости административной конфискации требует изменений.
Принудительное прекращение права собственности по решению суда возможно и в ряде других случаев, например при ликвидации юридического лица, в случае осуществления им деятельности с грубыми или систематическими нарушениями требований законодательства (п. 2 ст. 61 ГК)(27).
4. Анализ судебной
практики приобретения и
Обратимся к судебной практике по проблеме приобретения и регистрации права собственности. По данной проблеме существует множество судебной практики, в частности Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 1997 г. №13 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»(28), а также материалы Федерального Арбитражного Суда Дальневосточного округа Российской Федерации. В данной работе мы рассмотрим практики Арбитражного суда Амурской области с 2006 г. по октябрь 2009 г(29) и Федерального Арбитражного Суда Дальневосточного округа РФ(30).
Споры, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, довольно часто встречаются в практике Арбитражного суда Амурской области (далее по тексту также – арбитражный суд). Анализируя дела указанной категории, следует отметить, что, как правило, они отличаются особой сложностью.
Дела об оспаривании зарегистрированных прав:
1. Государственная регистрация
прав на недвижимое имущество
не может рассматриваться в
качестве ненормативного
Общество с ограниченной
ответственностью обратилось в арбитражный
суд с заявлением о признании
недействительной государственной
регистрации права
Оценив заявленное требование, арбитражный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу прекратил, указав при этом следующее.
Исходя из положений главы
24 АПК РФ в судебном порядке могут
быть оспорены исключительно ненормативные
правовые акты, а также решения
и действия (бездействие) органов
власти и должностных лиц, то есть
те акты и распорядительные действия,
которые носят административно-
Кроме того, суд также
указал, что в силу статьи 2 Закона
о регистрации
По другому делу Комитет
по управлению муниципальным имуществом
обратился в арбитражный суд
в порядке главы 24 АПК РФ с заявлением
о признании незаконными
В ходе рассмотрения дела суд пришел к тем же выводам, что указаны выше, однако рассмотрел заявленные требования по существу и, не найдя подтверждения доводам заявителя о допущенных при осуществлении регистрации нарушениях законодательства, отказал в их удовлетворении (дело №А04–891/2007).
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области на решение от 14.08.2006, постановление от 13.10.2006 по делу N А04–4204/06–19/201 Арбитражного суда Амурской области по заявлению Департамента Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом области о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области от 19.06.2006 №009/2006–047 в государственной регистрации права.
Департамент Администрации
Амурской области по управлению государственным
имуществом области (далее – ДУГИ
по Амурской области, Департамент) обратился
в Арбитражный суд Амурской области
с заявлением о признании незаконным
отказа Управления Федеральной регистрационной
службы по Амурской области (далее –
УФРС по Амурской области, регистрирующий
орган) от 19.06.2006 №009/2006–047 в государственной
регистрации права