Право на образование. Порядок приёма в образовательные учреждения профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 06:39, реферат

Краткое описание

Образовательное право есть совокупность правил поведения, установленных государством для урегулирования образовательных отношений.
Явлениями образовательного права являются:
совокупность нормативно-правовых актов, совокупность правил поведения; система правоотношений;
состояние свободы человека в системе образования;
ученая дисциплина; субъективное право человека на образование.

Файлы: 1 файл

право на образование.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  ПРИМОРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«СПАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

Реферат  по дисциплине

Правовое обеспечение  профессиональной деятельности

специальности 050709 Преподавание в начальных классах

 

Тема

Право на образование. Порядок  приёма в образовательные 

учреждения профессионального  образования.

Порядок оказания платных  образовательных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса

Чебаткова Екатерина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Спасское  2012

Право на образование

Образовательное право  есть совокупность правил поведения, установленных  государством для урегулирования образовательных  отношений.

Явлениями образовательного права являются:

    • совокупность нормативно-правовых актов, совокупность правил поведения; система правоотношений;
    • состояние свободы человека в системе образования;
    • ученая дисциплина; субъективное право человека на образование.

Все отношения возникающие в образовательной сфере делятся на:

1.Между образовательным  учреждением и обучающимися.

2.Между образовательным  учреждением и органами управления.

3.Между образовательным  учреждением и семьей.

4.Между родителями  и детьми по поводу обучения.

5.Между органами управления  и органами субъектов РФ.

6.Между образовательным  учреждением и учредителями.

Объектом регулирования  образовательного права выступают  общественные отношения.

Право на образование  является неотъемлемым правом человека, как право на жизнь.

Право на образование  рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека.1 Оно закреплено в ст.26 Всеобщей Декларации прав человека (1948), в ст. 134 Международного пакта об экономических, социальных культурных правах (1966), в ст.28 Конвенции о правах ребенка.

Под образованием, согласно Преамбуле Закона РФ «Об образовании», понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государственных уровней (образовательных цензов).2

Образование – необходимый  элемент качества жизни человека. Его можно рассматривать не только как совокупность материальных благ, но также и здоровья, и участие  в жизни общества.

Образование составляет основу всякого организованного общества. Культура не возможна без образования.

Право на образование  является естественным правом человека. Оно призвано удовлетворить потребности  человека в информации и образовании. Потребность в информации и образовании  состоит на одном уровне с первичными потребностями: физиологическими, в безопасности, защищенности и т.д.

При низком благосостоянии, отсутствии возможностей большинства  граждан оплачивать образовательные  услуги, выход только один – установить бесплатное образование на всех его уровнях, допуском, его платность как дополнительный способ обеспечения права на образование.

В ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об  образовании» государство гарантирует  гражданам общедоступность и  бесплатность начального образования, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также (на конкурсной основе) бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Анализ законодательства об образовании позволяет представить  следующую классификацию прав на образование, рассматривая в качестве основы виды образовательных программ и типы образовательных учреждений:

1.Право на дошкольное образование,  его реализуют в семье и  в дошкольном учреждении.

2.Право на начальное общее  образование, его реализуют или  в семье, или в школе первой  ступени.

3.Право на основное общее  образование. Его реализуют или в семье, или в школе второй ступени. Этот уровень образования по российскому законодательству является обязательным.

4.Право на среднее (полное) общее  образование реализуется или  в семье, или в школе.

5.Право на профессиональную  подготовку, имеющее целью приобретение учащимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Оно не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Реализуется в профессиональном училище или в организации.

6.Право на начальное профессиональное  образование. Реализуется в училище или в организации.

7.Право на среднее профессиональное  образование. Реализуется в средних  специальных учебных заведениях  или на первой ступени образовательного  учреждения высшего профессионального  образования.

8.Право на неполное высшее образование, в объеме двух курсов.

9.Право на высшее профессионального  образование с квалификацией  «бакалавр».

10.Право на высшее образование  с квалификацией «дипломированный  специалист».

11.Право на высшее  образование с квалификаций «магистр».

12.Право на высшее  образование по программам переподготовки  специалистов.

13.Право на послевузовское  профессиональное образование по  программам кандидата наук.

14.Право на послевузовское  профессиональное образование по  программе доктора наук.

15.Право на дополнительное образование.

Итак, под образованием понимается целенаправленный процесс  обучения и воспитания в интересах  личности, общества, государства, сопровождающейся констатацией достижений гражданином (обучающимися) определенных государственных  уровней (образовательных цензов).

Право на образование  рассматривается, как конституционное, основное, естественное право человека. Оно закреплено в ст.26 Всеобщей декларации прав человека, в ст.13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Важнейшей гарантией  права на образование является его  доступность и обязательность.

Доступность образования  определяется двумя факторами:

1.политикой государства  в сфере образования;

2.уровнем материального  благосостояния его граждан;

Обязательность образования определяется, как уровень, который государство считает достаточным для граждан в целях обеспечения экономического и социального развития государства.

 

Порядок приёма в образовательное учреждение профессионального образования

Прием в образовательные учреждения профессионального образования осуществляется с соблюдением некоторых специальных правил. Для зачисления в такие учреждения граждане должны иметь определенный образовательный ценз.

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения изложены в ст. 16 Федерального закона «Об образовании». Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
  • граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы;
  • граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.

 

Порядок оказания платных услуг

К платным образовательным  услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и  циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся и другие услуги.

Исполнитель обязан до заключения договора предоставить достоверную информацию о себе и оказываемых платных дополнительных образовательных услугах, обеспечивающую Заказчикам (Потребителям) возможность их правильного выбора. Информация, доводимая до Заказчика (Потребителя) (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте), должна содержать следующие сведения:

полное наименование и место  нахождения Исполнителя;

  • сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера, даты выдачи (регистрации), срока действия и органа, их выдавшего;
  • уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
  • перечень платных дополнительных образовательных услуг, стоимость,

которых включена в оплату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия Заказчика, порядок их предоставления;

  • стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;
  • порядок приема и требования к поступающим;
  • форма документа, выдаваемого по окончании обучения;
  • сведения о режиме работы учреждения.

О том, что Заказчик (Потребитель) ознакомлен с вышеизложенной информацией, Исполнитель делает соответствующую запись в приемных документах, которая заверяется личной подписью Заказчика (Потребителя).

До заключения договора Исполнитель обязан предоставить также  для ознакомления по требованию Заказчика (Потребителя):

  • устав государственного образовательного учреждения;
  • лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса;
  • адрес и телефон Учредителя государственного образовательного учреждения;
  • образец договора на оказание платных дополнительных образовательных услуг;
  • основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору;
  • дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия Заказчика (Потребителя);
  • перечень категорий Потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • иные сведения, относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге.

Данный перечень информации не является исчерпывающим. Исполнитель сообщает Заказчику (Потребителю) любые сведения, касающиеся договора и образовательной услуги. В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" Исполнитель в обязательном порядке должен назвать конкретное лицо, оказывающее услугу, дать информацию о нем, если это имеет значение для качества услуги.

Информация должна доводиться до Заказчика (Потребителя) на русском языке. Способами доведения информации до Заказчика могут быть:

    • объявления;
    • буклеты;
    • проспекты;
    • работы лучших учеников;
    • внеклассная работа учителей и др.

Ответственность Исполнителя и Заказчика (Потребителя)

Исполнитель оказывает  платные дополнительные образовательные услуги в порядке и в сроки, определенные договором, уставом и лицензией государственного образовательного учреждения.

Информация о работе Право на образование. Порядок приёма в образовательные учреждения профессионального образования