- право на жизнь (ст. 21);
- право на свободу и личную неприкосновенность
(ст. 22);
- право на неприкосновенность
личной жизни, личную и семейную тайну,
защиту чести и доброго имени (ст.23 п. 1);
- право на тайну переписки, телефонных
переговоров, телеграфных и иных сообщений
(ст.23 п. 2); [1]
- право на неприкосновенность
жилища (ст. 25);
- право определять и указывать
свою национальность (ст. 26 п. 1);
- право на пользование родным
языком (ст. 26 п. 2);
- свобода передвижения, выбора
места пребывания и жительства (ст. 27 п.
1); (эта свобода, имеет ограничения для неграждан России);
- свобода совести (ст. 28);
- свобода мысли (ст. 29 п. 1);
- право на охрану семьи, материнства
и детства (ст. 38).
- право на рассмотрение дела
в том суде и тем судьей, к подсудности5 которых оно отнесено (ст. 47 п. 1);
- право на рассмотрение дела
судом с участием присяжных заседателей
(ст.47 п.2);
- право на квалифицированную
юридическую помощь (ст. 48 п. 1);
- право пользоваться помощью
адвоката с момента задержания, заключения
под стражу (ст. 48, п. 2);
- презумпция невиновности 6(ст. 49 п. 1);
- право на пересмотр приговора
вышестоящим судом, право просить о помиловании
или смягчении наказании (ст. 50 п. 3);
- право отказаться от свидетельствования
против себя самого, своего супруга или
близких родственников (ст. 51 п. 1);
- право потерпевших на доступ
к правосудию и компенсации ущерба (ст.52);
- право на возмещение государством
вреда, причиненного органами государственной
власти или их должностными лицами (ст.
53).
Политические права и свободы
гражданина. Содержанием этих прав является
политическая активность, общественная
деятельность человека. Поэтому подавляющее
число прав и свобод принадлежит только
гражданам Российской Федерации. Реализуя
их, граждане участвуют в общественно-политической
жизни, в управлении государством. Сюда
относятся:
- свобода слова, право свободно
искать, получать, передавать, производить
и распространять информацию законными
способами (ст. 29); цензура запрещается;
- право на объединение в общественные
организации, свобода деятельности которых
гарантируется при соблюдении требований
ст. 13 Конституции РФ;
- право на собрания, митинги,
демонстрации, шествия, пикетирование 7(ст. 31);
- право участвовать в управлении
делами государства непосредственно или
через представителей (ст. 32 п. 1);
- право избирать и быть избранным
(ст. 32 п. 2);
- равный доступ к государственной
службе (ст. 32 п. 4);
- право участвовать в отправлении
правосудия (ст. 32 п. 5);
- право на обращения (индивидуальные
и коллективные) в государственные органы
и органы местного самоуправления (ст.33).
Социальные, экономические
и культурные права и свободы. Содержанием
этой группы прав и свобод, которые принадлежат
как гражданам, так и другим лицам, являются
материальные и культурные средства, обеспечивающие
жизнь и деятельность человека на надлежащем
уровне. К этой группе относятся:
- право на предпринимательскую
деятельность (ст. 34);
- право на частную собственность
(ст. 35);
- право на свободный труд (ст.
37 п. 1-3);
- право на забастовку, как способ
решения трудовых споров (ст. 37 п. 4);
- право на отдых (ст. 37 п. 5);
- право на социальное обеспечение
по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, пособия на детей и т.д.
(ст. 39 п.1);
- право на пособие по безработице
(ст. 37 п. 3);
- право на жилище (ст. 40);
- право на охрану здоровья и
медицинскую помощь (ст. 41);
- право на благоприятную окружающую
среду (ст. 42);
- право на образование (ст. 43);
- свобода творчества (ст. 44);
- право на охрану интеллектуальной
собственности (ст. 44);
- право на участие в культурной
жизни, доступ к культурным ценностям
(ст. 44 п.2);
- право на возмещение материального
вреда, причиненными незаконными действиями
(или бездействием) органов государственной
власти и должностными лицами (ст. 53), а
также возмещение ущерба, причиненного
здоровью человека или его имуществу экологическим
правонарушением (ст. 42). [1]
Таким образом, конституционные
права и свободы - есть представленная
Конституцией возможность поведения человека
и соответствующая ему обязанность государства,
физических и юридических лиц не нарушать,
не препятствовать реализации этих прав
и свобод. Важно акцентировать внимание
на том, что личные, экономические, политические,
социальные, культурные права равноценны,
в единой системе этих прав нет иерархии.
Глава II. Гарантии
реализации прав и свобод человека
2.1 Гарантии конституционных
прав и свобод
Гарантия (от франц. garantie)
– ручательство, обеспечение. Принимая
на себя гарантию конституционных прав
и свобод, государство ручается, что так
оно и будет.
Провозгласив приоритет
прав и свобод человека и
гражданина, Российская Федерация
приняла на себя обязанность
признавать, соблюдать и защищать
права и свободы человека и
гражданина, ограждать их от любого
незаконного вмешательства или ограничения
[1].
Целью и обязанностью государства
является соблюдение официально признанных
государством прав и свобод. Для этого
государство развивает и создает соответствующие
гарантии (условия и средства) и устанавливает
юридические механизмы их осуществления
(реализации).
Виды гарантий, используемые
современными государствами:
- экономические гарантии;
- политические гарантии;
- юридические гарантии;
- идеологические гарантии.
Экономические гарантии
- реальные материальные средства,
которыми государство, общественные
объединения и частные лица
обеспечивают предоставленные гражданам
права и свободы. Следует иметь
в виду, экономический уклад8, базирующийся на частной собственности,
гарантирует лишь создание равных возможностей
реализации прав и свобод, а не предусматривает
полную экономическую поддержку своих
граждан.
Политической гарантией
основных прав и свобод граждан
является деятельность государственных
органов и должностных лиц
по обеспечению реализации прав
и свобод организационными мерами
(прием граждан, внимательное и своевременное
рассмотрение их жалоб и заявлений, способствуя
своими актами восстановлению нарушенных
прав и свобод).
Юридические гарантии
прав и свобод граждан охватывают,
прежде всего, их нормативное
обеспечение, а также деятельность
правоохранительных органов по
охране прав и свобод граждан.
Идеологические гарантии
предполагают воспитание граждан,
направленное на добровольное
исполнение возложенных на них
обязанностей, отказ от нарушения
прав и свобод других граждан,
как со стороны физических
лиц, так и со стороны государственных
органов и отдельных чиновников.
[5]
Конституция, как документ,
это только формальная гарантия
прав и свобод человека и
гражданина. «…мало провозгласить юридическое
равенство, важно постоянно заботиться
о возможности всех осуществить формальное
равенство реально, на практике, путем
выравнивания социального статуса людей,
их возможностей. Это прямая цель и обязанность
правового социального государства, политика
которого направлена на создание и пользование
равных возможностей, условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека». Таким образом, необходимо
наличие реального механизма обеспечения
прав и свобод гражданина и человека.
В этой связи, в целях
гарантии прав и свобод граждан,
государство создает институты,
способствующие реализации рассматриваемых
прав. Во-первых, это законодательные акты,
принимаемые в соответствии с Конституцией
РФ, и направленные на развитие ее положений.
Во-вторых, это создание системы судебных
и правоохранительных органов. В-третьих,
создание специальных институтов, например,
уполномоченного по правам человека (Федеральный
конституционный закон от 26 февраля 1997
г. №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации").
Защита прав и свобод
человека - ключевая обязанность
государства. На практике, зачастую, нет
автоматической реализации прав и свобод
человека. Соответственно необходима
борьба за права и свободы, когда возникают
препятствия к их осуществлению и прямые
их нарушения со стороны, как других лиц,
так и должностных лиц государства. Нарушения
прав и свобод человека должны быть ликвидированы,
а виновные в таких нарушениях - наказаны.
В этих целях государство предусматривает
соответствующие юридические средства
и юридические механизмы защиты нарушенных
прав и свобод человека. Особая роль в
их юридической защите отводится суду,
правосудию.
Создаются и другие
специализированные органы и
учреждения, призванные осуществлять
защиту, прежде всего восстановление
нарушенных прав и свобод человека.
Реализуется это право и наличием
возможности у человека и гражданина
обратиться в международные судебные
инстанции.
Следующий механизм, гарантирующий
конституционные права – институт гражданства
(Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ
"О гражданстве Российской Федерации"
(с изменениями от 11 ноября 2003 г.).
Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека
осуществляются государством через
определение правового положения
и статуса личности, прежде всего
в качестве отечественного гражданина.
Однако права и свободы любого
человека, не являющегося отечественным
гражданином, признаются, соблюдаются
и защищаются в виде прав
и свобод иностранного гражданина
либо лица без гражданства. Это
также является обязанностью
Российского государства, так как оно
взяло на себя обязательство признавать,
соблюдать и защищать права и свободы
любого человека.
Таким образом, права и свободы
человека должны гарантироваться реально,
а не формально.
2.2 Функции правоохранительных
органов
Правоохранительная деятельность
- вид государственной деятельности,
которая осуществляется с целью
охраны права путём применения
юридических мер воздействия
в строгом соответствии с законом
и при неуклонном соблюдении
установленного им порядка.
Все правоохранительные
органы осуществляют одну или
несколько из следующих функций:
- Конституционный контроль,
- Осуществление правосудия9,
- Прокурорский надзор10,
- Расследование правонарушений,
- Обеспечение безопасности,
- Исполнение судебных решений,
- Оперативно-розыскная деятельность,
- Охрана общественного порядка,
- Оказание юридической помощи,
- Профилактическая деятельность
по предупреждению правонарушений.
Виды правоохранительных
органов:
- Органы судебной власти,
- Органы выявления и расследования
преступлений,
- Органы юридической помощи,
- Органы обеспечения правопорядка
и безопасности.
Характерной особенностью
России и стран, унаследовавших
основные черты советской правой
системы, является причисление судебных
органов к правоохранительным. В целом,
в России к правоохранительным органам
относят: Cуды общей юрисдикции, Арбитражные
суды, Конституционный суд России, Прокуратура
России, Следственный комитет при Прокуратуре
России, Министерство внутренних дел,
Следственный комитет МВД России, Криминальная
милиция11, Милиция общественной безопасности,
Департамент уголовного розыска, Департамент
обеспечения безопасности дорожного движения
МВД России, Департамент охраны общественного
порядка, Департамент по борьбе с организованной
преступностью, Департамент экономической
безопасности, Федеральная служба безопасности,
Служба внешней разведки, Федеральная
служба по контролю за оборотом наркотиков,
Федеральная таможенная служба, Федеральная
налоговая служба, Федеральная миграционная
служба, Нотариат. [3]