Понятия, виды и формы юридических лиц, порядок образования и прекращения деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия, видов и форм юридических лиц, порядка образования и прекращения деятельности.
Задачами курсовой работы является:
раскрыть понятие и признаки юридического лица;
охарактеризовать виды и формы юридических лиц;
рассмотреть учредительные документы юридического лица;
раскрыть порядок образования юридического лица;
рассмотреть способы прекращения деятельности юридического лица.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Понятие и ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………………..5
1.1 Понятие и признаки юридического лица……………………………....5
1.2 Виды и организационно-правовые формы юридических лиц………..7
1.3 Правоспособность и дееспособность юридического лица……………9
1.4 Индивидуализация юридических лиц……………………………...….12
2 ОБРАЗОВАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА……………………………………...…………14
2.1 Образование юридических лиц…………………………………..……14
2.2 Прекращение деятельности юридического лица…………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Юридические лица.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Филиалы и представительства  не являются юридическими лицами. Они  наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют  на основании утвержденных им положений.

Иным обособленным структурным подразделением юридического лица (государственного учреждения) признается территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, выполняющие часть функций юридического лица (государственного учреждения). Рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца.

Иное обособленное структурное  подразделение юридического лица (государственного учреждения) создается в случаях, прямо предусмотренных законами.

Руководители структурных подразделений (филиалов и представительств) общественных объединений избираются в порядке, предусмотренном уставом общественного объединения и положением о его филиале или представительстве.

Руководители структурных  подразделений (филиалов и представительств) религиозных объединений избираются либо назначаются в порядке, предусмотренном уставом религиозного объединения и положением о его филиале или представительстве.

Руководители филиалов и представительств иных форм юридических  лиц назначаются уполномоченным органом юридического лица и действуют на основании его доверенности.

 

2.2 Прекращение деятельности юридического лица

 

 В отличие от  ГК 1964 года, нынедействующий ГК РК более детально регулирует отношения, связанные с реорганизацией и ликвидацией юридических лиц, исходя при этом, прежде всего, из интересов кредиторов реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

 Статья 45 ГК РК предусматривает следующие формы реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Законодательством могут быть предусмотрены и другие формы реорганизации.

 Реорганизация может  быть добровольной или принудительной. Добровольная реорганизация осуществляется  по решению собственника имущества  юридического лица (уполномоченного им органа) или органа юридического лица уполномоченного учредительными документами на его реорганизацию. Следует, однако, иметь в виду, что для отдельных видов юридических лиц императивной нормой законодательного акта к компетенции конкретных органов юридического лица относится принятие решения о его реорганизации. Так, согласно статье 79 ГК РК, к исключительной компетенции общего собрания участников относится решение вопроса о реорганизации или ликвидации товарищества с ограниченной ответственностью.

 Соответственно, реорганизация  юридического лица осуществляется  решением собственника его имущества  (уполномоченного им органа), или  органом, уполномоченным законодательным  актом, либо учредительными документами,  либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.

 Решение о реорганизации  юридического лица принимается,  как правило, его высшим органом.  В ГК РФ установлено, что  в случаях, предусмотренных законом,  реорганизация юридического лица  производится с согласия компетентного государственного органа. Указанная норма учитывает прежде всего положения антимонопольного законодательства. В нашей республике аналогичные положения были исключены из Закона РК «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» и не предусмотрены ГК РК.

 Принудительная реорганизация  может быть осуществлена по  решению судебных органов в  случаях, предусмотренных законодательными  актами (п. 3 ст. 45 ГК РК).

 Таким образом,  ГК РК устанавливает лишь судебный порядок принудительной реорганизации юридических лиц.

 Порядок принудительной  ликвидации определен пунктом  3 статьи 45 ГК РК, в соответствии с которой «если собственник имущества юридического лица, уполномоченный им орган, учредители или орган юридического лица, уполномоченный на его реорганизацию его учредительными документами, не осуществит реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении судебного органа, суд назначает управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на утверждение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц».

 Юридическое лицо  считается реорганизованным, за  исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента регистрации вновь возникающих юридических лиц.

 При реорганизации  юридического лица путем присоединения  к нему другого юридического  лица первое из них считается  реорганизованным с момента внесения в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров сведений о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

ГК РК в ст. 46 решает вопрос правопреемства при реорганизации юридических лиц применительно к каждому ее виду.

 Так, при слиянии  и преобразовании юридического лица права и обязанности каждого из них (при слиянии) и реорганизованного (при преобразовании) переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным балансом.

 При присоединении  юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

 В случае разделения  юридического лица его права  и обязанности переходят к  вновь возникшим юридическим  лицам в соответствии с разделительным балансом.

 При выделении из  состава юридического лица одного  или нескольких юридических лиц  к каждому из них, в соответствии  с разделительным балансом, переходят  права и обязанности реорганизованного  юридического лица.

 Требования, предъявляемые к передаточному акту и разделительному балансу (их содержания, утверждения), содержатся в статье 47 ГК РК.

 Важными представляются  положения пункта 1 ст. 47 ГК РК, согласно

которому передаточный акт и разделительный баланс должны решать вопросы правопреемства по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, а также обязательства, срок исполнения которых не наступил.

 Имущество (права  и обязанности) переходят к правопреемнику реорганизуемого юридического лица в момент регистрации вновь возникших юридических лиц или вносимых в учредительные документы изменений, если иное не предусмотрено законодательными актами или решением о реорганизации.

 Статья 47 ГК РК предусматривает два основания отказа в регистрации

вновь создаваемых в  результате реорганизации юридических  лиц:

1) непредставление с  учредительными документами соответственно  передаточного акта или разделительного  баланса;

2) отсутствие в передаточном  акте или разделительном балансе  положений о правопреемстве реорганизованного  юридического лица.

 Помимо указанных,  отказ в регистрации может  последовать по общим основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 42 ГК РК.

 Статья 48 ГК РК закрепляет следующие гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации:

1) орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязан письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица;

2) при разделении и выделении кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков;

3) если разделительный баланс (при разделении и выделении) не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица, а также юридическое лицо, из состава которого выделялось другое юридическое лицо, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Если при реорганизации  юридического лица прекращение его  влечет правопреемство по обязательствам, то при ликвидации юридическое лицо прекращается без правопреемства.

 Ликвидация может  быть добровольной и принудительной.

 Добровольная ликвидация  юридического лица производится  по

решению собственника его  имущества (уполномоченного им органа) либо соответствующего органа юридического лица по любому основанию.

 Принудительная ликвидация  осуществляется по решению суда в случаях:

1) банкротства;

2) признания недействительной  регистрации юридического лица  в связи с допущенными при  его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;

3) систематического осуществления  деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;

4) осуществление деятельности  без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной  законодательными актами, либо с  неоднократным или грубым нарушением  законодательства;

5) принятия решения  соответствующим органом, уполномоченным государством, по основаниям, предусмотренным законодательными актами.

 Ликвидация отдельных  видов юридических лиц возможна  по решению соответствующего  органа, уполномоченного государством  по основаниям, предусмотренным  законодательными актами.

 Перечень оснований  принудительной ликвидации юридического  лица, таким образом, исчерпывающим  не является.

 Ликвидация юридического  лица осуществляется ликвидационной  комиссией, назначаемой собственником  его имущества (уполномоченным  им органом) либо соответствующим органом юридического лица - в случае добровольной ликвидации, судом - в остальных случаях. Ликвидационная комиссия на период ликвидации управляет юридическим лицом и выступает от его имени.

 Ликвидационная комиссия  сообщает в органы юстиции о предстоящей ликвидации, дает официальное объявление о ликвидации юридического лица в прессе с указанием срока подачи претензий кредиторами, который не может быть менее 2-х месяцев.

 При ликвидации  юридического лица требования  его кредиторов удовлетворяются, согласно статье 51 ГК РК, в следующей очередности:

1) в первую очередь  - удовлетворяются требования по  уплате удержанных из заработной  платы и (или) иного дохода  алиментов, а также требования  граждан, перед которыми ликвидируемое  юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

2) во вторую очередь  - производятся расчеты по оплате  труда и выплате компенсаций  лицам, работавшим по трудовому  договору, задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, по уплате удержанных из заработной платы обязательных пенсионных взносов, по уплате обязательных профессиональных пенсионных взносов, а также вознаграждений по авторским договорам, за исключением случаев, когда часть сумм требований в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан, регулирующим вопросы банкротства, удовлетворяется в пятую очередь;

3) в третью очередь  - удовлетворяются требования кредиторов  по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банкрота, в пределах суммы обеспечения, за исключением требований кредиторов - держателей ипотечных облигаций, обеспеченных залогом прав требования по договорам ипотечного жилищного займа (включая залог ипотечных свидетельств), а также государственных ценных бумаг Республики Казахстан в случаях, когда право собственности на указанные облигации возникло у их держателей или перешло к ним по сделкам либо по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан;

4) в четвертую очередь  - погашается задолженность по  налогам и другим обязательным  платежам в бюджет;

5) в пятую очередь  - производятся расчеты с другими  кредиторами в соответствии с  законодательными актами.

 Следует отметить, что порядок капитализации указанных платежей действующим законодательством, к сожалению, не определен.

 Претензии кредиторов, неудовлетворенные за недостатком  имущества ликвидируемого юридического  лица, а также не заявленные  до утверждения ликвидационного баланса, считаются погашенными.

 Требования кредиторов  по обязательствам, обеспеченным  залогом, обеспечиваются из стоимости  заложенного имущества в пределах  суммы обеспечения, а в остальной  части - наравне с кредиторами  пятой очереди.

Информация о работе Понятия, виды и формы юридических лиц, порядок образования и прекращения деятельности