Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 05:37, шпаргалка
Государство- это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
34. Применениеправапонятие,
Правоприменение необходимо в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия государства. К ним относятся:
а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (например, признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
б) когда
диспозиция нормы вообще не реализуется
без индивидуального
в) когда речь идет о реализации санкции.
Признакиправоприменения:
1) особыйсубъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо), редко-общественный орган, например, профсоюзы;
2) имеет государственно-
3) является
деятельностью по вынесению инд
4) выступает
формой управленческой деятельн
5) осуществляется
в определённых процедурныхформ
б) представляет собой определенныйпроцесс;
7) имеет творческийхарактер;
Результаты
правоприменения оформляются индивидуальным юридическимакто
Применение
права, как определенныйпроцесс, состо
1) установление
фактических обстоятельств
Дополнительной стадией (четвертой) может выступать государственно-принудительная реализация правоприменительного акта, т.е. исполнение фактическое.
Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств, составляющих предмет доказывания, с помощью фактов-доказательств. Вторая стадия включает следующие правоприменительные действия: а) выбор юридической нормы, подлежащий применению;
б)проверка подлинности нормы и её действия во времени, в пространстве и по кругу лиц
в) проверка правильности
текста нормативно-правового акта;
г) уяснение содержания нормы права
(путем толкования). Третья
стадия (решение юридического дела) представляет
собой не местный акт. Это процесс (формально-логический,
творческий, государственно-властный).
40Правовоерегулирование— это результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения)..Стадии и элементы механизма правового регулирования: 1)юридическая регламентация общественных отношений; 2) возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; 3) реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; 4) применение права. Стадиям механизма правового регулирования соответствуют следующие элементы:
1. Нормы права — это общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные или санкционированные государством, обеспеченные его принудительной силой и направленные на урегулирование общественных отношений. Формой существования норм права являются соответствующие нормативно-правовые акты, а также иные источники права. Классификация норм права позволяет подразделить их: а) в зависимости от функциональной роли — на исходные, общие и специальные; 6) по предмету правового регулирования — на конституционные, гражданские, уголовные, административные и т.д.; в) по методу правового регулирования — на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные; г)по характеру — на материальные и процессуальные; д) по времени действия — на пояснительные и временные.
2. Правоотношение —урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей. Оно является индивидуализированным отношением, т. е. отношением между отдельными лицами (гражданами, организациями, государственными органами и гражданами), которые связаны между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом можного и должного поведения, т. е. его границы (рамки). Правоотношение появляется при наступлении предусмотренных законом юридических фактов (договора, административного акта, правонарушения, события и т.д.).
3. Акты применения права составляют властные действия компетентных органов, обеспечивающих возникновение право
4. Акты
реализации прав и обязанностейопределяют
истинное поведение субъектов. На этом
элементе заканчивается действие механизма
правого регулирования, потому что обеспечивается
реальное поведение субъектов, соответствующий
результат, на достижение которого была
направлена воля законодателя. Простое
регулирование — такой процесс, когда
используется один государственный властный
акт, т.е. нормативный акт. Индивидуализация
прав и обязанностей осуществляется самими
субъектами, к которым этот акт обращен.Сложное
регулирование — такой процесс, когда
используются два акта государственно-властного
характера: один из них — нормативный,
другой — акт применения нормы права. Цель
же любого процесса
правового регулирования,простого или
сложного, всегда одна — упрочить общественные
отношения, содействовать их развитию,
потому что важнейший и непосредственный
результат правового регулирования всегда
состоит в правомерном поведении граждан.
41 Понятиеивидыправомерного
поведения:Основной группой социально-значимых
поступков людей в юридическом их измерении
выступает правомерное, или зак
В рамках законопослушного поведения юристы видят три его подвида или уровня.
1. Обычное правомерное поведение, представляющее собой повседневную служебную (трудовую) и бытовую жизнь, не выходящую за рамки законов и других актов.
2. Активное правомерное поведение— выражает гражданское бодрствование, настырную жизненную позицию, инициативную законопослушную деятельность.
3. Пассивное правомерное поведение— определяется как намеренное уклонение от пользования своими субъективными правами, своеобразное юридическое самоограничение. Примеры банальны: отказ от создания семьи, абсентеизм, уклонение от участия в общественно-полезном труде.
Правомерноеповедение: поведени
Субъективнаясторона правомерно
1. Правомерное
поведение, при котором субъект
26. Действие нормативно-правовых актов о времени, пространстве и по кругу:
Действие нормативно - правового акта.
Нормативно - правовой акт действует во времени, по территории, предметам действия и по кругу лиц, на которых распространяются нормы данного акта.
Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в законную силу. Необходимо отличать момент принятия нормативного акта от момента обретения им юридической силы, которая может возникнуть в день его подписания, если это прямо предусмотрено в законе. Дата вступления нормативно - правового акта в законную силу связана с моментом его официального опубликования или определено сроком, указанным в самом акте. Прекращение действия нормативного акта, т.е. утрата им юридической силы наступает при его отмене.
Действие нормативно - правового акта в пространстве
Пределы действия нормативного акта в пространстве очерчены территорией государства, которая включает в себя сухопутную территорию, водное пространство, воздушное пространство, недра, гражданские суда под флагом государства, в момент их нахождения в открытом море, военные корабли, где бы они не находились.
Действие нормативно - правового акта по предмету Границы действия нормативного акта по предмету определяются кругом общественных отношений, на который распространяются нормы, содержащиеся в данном акте.
Действие нормативно
- правового акта по лицам По общему
правилу нормативный акт действует в отношении
всех лиц, находящихся на территории его
действия и являющихся субъектом отношении,
на которые он распространяется. Но, иностранные
граждане и лица без гражданства не могут
быть субъектами определенных отношений.
42.Понятие,
состав и виды
правонарушений:Правонарушение
Признаки
правонарушения: правонарушение
Вторую группу
правонарушений составляют проступки.
Они характеризуются меньшей
степенью общественной опасности по
сравнению с преступлениями. Ви