Понятия и основные признаки государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 05:37, шпаргалка

Краткое описание

Государство- это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Файлы: 1 файл

Понятия и основные признаки государства.docx

— 85.11 Кб (Скачать)

34. Применениеправапонятие, стадии

Правоприменение необходимо в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия государства. К ним относятся:

а) когда  необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (например, признание  гражданина в судебном порядке умершим  или безвестно отсутствующим);

б) когда  диспозиция нормы вообще не реализуется  без индивидуального государственно-властного  веления (право на пенсию);

в) когда  речь идет о реализации санкции.

Признакиправоприменения:

1) особыйсубъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо), редко-общественный орган, например, профсоюзы;

2) имеет государственно-властныйхарактер;

3) является  деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;

4) выступает  формой управленческой деятельности государства;

5) осуществляется  в определённых процедурныхформах: порядок применения права регулируется процедурными нормами, отраслями.

б) представляет собой определенныйпроцесс;

7) имеет творческийхарактер;

Результаты  правоприменения оформляются индивидуальным юридическимактом-актомпримененияправа.Следовательно, правоприменение - это государственно-властная деятельность, осуществляемая компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленная на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.

Применение  права, как определенныйпроцесс, состоит из стадий. Выделяют три стадии:

1) установление  фактических обстоятельств дела; 2) формирование юридической основы  дела; 3) решение дела.

Дополнительной  стадией (четвертой) может выступать  государственно-принудительная реализация правоприменительного акта, т.е. исполнение фактическое.

Стадия  формирования фактической  основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств, составляющих предмет доказывания, с помощью фактов-доказательств. Вторая стадия включает следующие правоприменительные действия: а) выбор юридической нормы, подлежащий применению;

б)проверка подлинности нормы и её действия во времени, в пространстве и по кругу лиц

в) проверка правильности текста нормативно-правового акта; г) уяснение содержания нормы права (путем толкования). Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не местный акт. Это процесс (формально-логический, творческий, государственно-властный). 

40Правовоерегулирование— это результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения)..Стадии и элементы механизма правового регулирования: 1)юридическая регламентация общественных отношений; 2) возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; 3) реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; 4) применение права. Стадиям механизма правового регулирования соответствуют следующие элементы:

1. Нормы права — это общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные или санкционированные государством, обеспеченные его принудительной силой и направленные на урегулирование общественных отношений. Формой существования норм права являются соответствующие нормативно-правовые акты, а также иные источники права. Классификация норм права позволяет подразделить их: а) в зависимости от функциональной роли — на исходные, общие и специальные; 6) по предмету правового регулирования — на конституционные, гражданские, уголовные, административные и т.д.; в) по методу правового регулирования — на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные; г)по характеру — на материальные и процессуальные; д) по времени действия — на пояснительные и временные.

2. Правоотношение —урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей. Оно является индивидуализированным отношением, т. е. отношением между отдельными лицами (гражданами, организациями, государственными органами и гражданами), которые связаны между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом можного и должного поведения, т. е. его границы (рамки). Правоотношение появляется при наступлении предусмотренных законом юридических фактов (договора, административного акта, правонарушения, события и т.д.).

3. Акты применения права составляют властные действия компетентных органов, обеспечивающих возникновение право

4. Акты реализации прав и обязанностейопределяют истинное поведение субъектов. На этом элементе заканчивается действие механизма правого регулирования, потому что обеспечивается реальное поведение субъектов, соответствующий результат, на достижение которого была направлена воля законодателя. Простое регулирование — такой процесс, когда используется один государственный властный акт, т.е. нормативный акт. Индивидуализация прав и обязанностей осуществляется самими субъектами, к которым этот акт обращен.Сложное регулирование — такой процесс, когда используются два акта государственно-властного характера: один из них — нормативный, другой — акт применения нормы права. Цель же любого процесса правового регулирования,простого или сложного, всегда одна — упрочить общественные отношения, содействовать их развитию, потому что важнейший и непосредственный результат правового регулирования всегда состоит в правомерном поведении граждан. 

41 Понятиеивидыправомерного поведения:Основной группой социально-значимых поступков людей в юридическом их измерении выступает правомерное, или законопослушное поведение - это поступки, соответствующие правовым предписаниям. Масштабы, границы, шаблоны правомерного поведения устанавливаются государством в диспозициях правовых норм. Разновидностями законопослушных актов, в частности, являются аренда помещений и приобретение туристической путевки, выполнение служебных обязанностей на производстве и родительских функций в семье и др.

В рамках законопослушного поведения юристы видят три его подвида или  уровня.

1. Обычное правомерное поведениепредставляющее собой повседневную служебную (трудовую) и бытовую жизнь, не выходящую за рамки законов и других актов.

2. Активное правомерное поведение— выражает гражданское бодрствование, настырную жизненную позицию, инициативную законопослушную деятельность.

3. Пассивное правомерное поведение— определяется как намеренное уклонение от пользования своими субъективными правами, своеобразное юридическое самоограничение. Примеры банальны: отказ от создания семьи, абсентеизм, уклонение от участия в общественно-полезном труде.

Правомерноеповедение: поведение относительно права может быть Правомерным, противоправным (неправомерным) и юридически нейтральным индифферентным. Индифферентное поведение правом не регулируется и правовых последствий не вызывает. Правомерное и неправомерное поведение (Как юридически значимые разновидности поведения) представляют собой одно явление -правовоеповедение. Отличие от противоправного поведения в том, что правомерное поведение и его результат социально полезны (или хотя бы не вредны) для общества.

Субъективнаясторона правомерного поведения характеризуется интеллектуально-волевым отношением субъекта к своему деянию и его «следствиям. Однако если для субъективной стороны правонарушения характерно специфическое интеллектуально-волевое состояние правонарушителя, которое именуетсявиной, то для поведения законопослушного субъекта характерна иная мотивация, в зависимости от характера последней можно проводить деление правомерного поведения навиды:

1. Правомерное  поведение, при котором субъектосознаетнеобходимость, обоснованность,справедливостьтребованийправовыхнорм,сознаетполезностьсвоегоповеденияижелаетнаступлениясоциальнополезного результата. 2. Конформное приспособленческое») поведение субъекта («так делают все»). 3. Субъект исполняет и соблюдает правовые требования подугрозой мергосударственногопринужденияилиужеврезультатеихприменения. При объективной стороне правомерное поведение бывает: а) Необходимое (желательное); б) Социальнодопустимое, например, супружеские разводы. Следовательно, правомернымповедениембудеттакоеповедение,котороебудучиобщественнонеобходимым, желательнымилисоциально допустимым.осуществляетсявсоответствиесправовымипредписаниямиподдерживаетсявозможностью государственной защиты. Механизм формирования правомерного поведения включает в себя: юридический механизм,психологический механизм и социальный механизм. 

26. Действие нормативно-правовых  актов о времени,  пространстве и  по кругу:

Действие  нормативно - правового акта.

Нормативно - правовой акт действует во времени, по территории, предметам действия и по кругу лиц, на которых распространяются нормы данного акта.

Действие  нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в  законную силу. Необходимо отличать момент принятия нормативного акта от момента  обретения им юридической силы, которая  может возникнуть в день его подписания, если это прямо предусмотрено  в законе. Дата вступления нормативно - правового акта в законную силу связана с моментом его официального опубликования или определено сроком, указанным в самом акте. Прекращение  действия нормативного акта, т.е. утрата им юридической силы наступает при  его отмене.

Действие  нормативно - правового акта в пространстве

Пределы действия нормативного акта в пространстве очерчены территорией государства, которая включает в себя сухопутную территорию, водное пространство, воздушное  пространство, недра, гражданские суда под флагом государства, в момент их нахождения в открытом море, военные  корабли, где бы они не находились.

Действие  нормативно - правового акта по предмету Границы действия нормативного акта по предмету определяются кругом общественных отношений, на который распространяются нормы, содержащиеся в данном акте.

Действие нормативно - правового акта по лицам По общему правилу нормативный акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектом отношении, на которые он распространяется. Но, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных отношений. 

42.Понятие,  состав и виды  правонарушений:Правонарушение - это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.

Признаки  правонарушения: правонарушение - это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей до тех пор пока они не выразились в конкретных противоправных действиях; правонарушения противоречат нормам права и совершаются вопреки им; правонарушения совершаются только людьми; правонарушением признается только виновное поведение субъектов права. Если вина отсутствует, то, что деяние правонарушением не признается; правонарушения обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом; правонарушение влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного воздействия. Виды правонарушений:Все виды правонарушений по степени их общественной опасности подразделяются на проступки и преступления. Самым опасным видом правонарушений являются преступления. Законодатель, решая вопрос, к какой категории отнести преступление, руководствуется следующими критериями: значимость общественного отношения, ставшего объектом посягательства (жизнь, здоровье, честь, достоинство личности); размер причиненного ущерба; способ, место и время совершения противоправного деяния; личность правонарушителя.

Вторую группу правонарушений составляют проступки. Они характеризуются меньшей  степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. Виды проступков: административные проступки - это правонарушения, посягающие на общественный порядок, на отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности государства, не связанные с выполнением служебных обязанностей (нарушение правил дорожного движения);дисциплинарные проступки ~ правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и нарушают порядок работы коллективов предприятий;материальные проступки - правонарушения, имеющие место также в сфере трудовых правоотношений, но связанные с причинением вреда организации (порча инструментов, недостача материальных ценностей);гражданские проступки - правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека духовную ценность (честь, достоинство, авторство);финансовые проступки ~ правонарушения в области обращения денежных ресурсов (сокрытие налогов, недоплата налогов); семейные проступки - правонарушения в области брачно-семейных отношений (невыполнение супружеских обязанностей, отказ от содержания и воспитания детей); процессуальныепроступки - это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе (неявка свидетеля по вызову следователя). Состав правонарушения: Структура правонарушения состоит из его объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. Объектом правонарушения является жизнь, здоровье, имущества гражданина; субъектом правонарушения признается лицо, совершившее виновное противоправное деяние (им может быть индивид или организация). Важно, чтобы они обладали всеми необходимыми для субъекта права качествами: (правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью). 

Информация о работе Понятия и основные признаки государства