Понятие конституционного строя, конституционные характеристики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:12, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является исследование основ конституционного строя Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- рассматривается понятие конституционного строя;
- анализируются конституционные характеристики государства;
- рассматриваются политические основы государства;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА 6
1.1. Понятие конституционного строя и его основ 6
1.2. Конституционные характеристики российского государства 8
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ 14
2.1. Экономические основы конституционного строя 14
2.2. Политические основы конституционного строя 17
ЗАДАЧА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

1961 - Правоведение.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

     Конституция как основной закон государства  занимает основное, центральное место  в Российском законодательстве. Значение конституции огромное в жизни  всякого общества, её принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции как самостоятельного объекта научного познания. Под конституцией (от лат. constitutio - установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. Конституция - прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. Но в то же время - это политический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические отношения в обществе.

     В истории Российской Федерации насчитывается  пять конституций - 1918, 1925, 1937, 1978 годов и действующая ныне 1993 года.

     Принятие  каждой из них знаменовали существенные события в жизни общества, подводило  итог предшествующему развитию, определяло качественно новый этап в развитии государства, отражало утверждение новой концепции или углубление и совершенствование прежних.

     Все конституции советского периода  были в значительной степени фиктивны. Они провозглашали принципы, которые  фактически не предварялись в жизнь. Это касается, например, принципа принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства России, использования гражданами закреплённых в конституциях политических прав и свобод.

     Конституция РСФСР 1918 года была принята вскоре после  октябрьского переворота и имела  свои особенности. Во-первых, она как первая конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития и определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, во-вторых, была в наибольшей степени идеолигизирована и имела классовый характер. В конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата, в третьих, она отличалась от последующих конституций значительным числом программных положений и наконец, она включает установления, ориентированных на всё мировое сообщество при этом чисто политического характера.

     Конституция 1918 года была заменена по причине объединения РСФСР с другими независимыми республиками. Конституция 1925 года не включала в свой текст Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа, однако записала, что придерживается основных её положений.

     Вторая  конституция характеризуется следующими особенностями, во-первых, в ней закреплён  факт вхождения РСФСР в Союз ССР, во-вторых, в связи с появлением субъектов РСФСР в конституцию  были включены положения, определяющие статус и полномочия Федерации в отношении их.

     Принятие  Конституции РСФСР 1937 года было следствием введения в действие Конституции  СССР 1936 года. Основными отличительными особенностями было то, что она, во-первых, в неё впервые были введены  главы об основных правах и обязанностях граждан.

     Конституция 1978 года на всём протяжении своего срока  действия претерпевала значительные изменения. В связи с этим данная конституция  на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой  нестабильной и характеризуется следующими особенностями: во-первых, в ней впервые введено понятии «народ» и именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть. Во-вторых, конституция 1978 года носила классовый характер. Это подчёркивалось тем, что она ещё более откровенно и прямо отражала роль коммунистической партии, которая является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» Ст.6 Конституция РСФСР 1978 г. В-третьих, в отличие от конституции 1937 года, в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы, т.е. она стала более объёмной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. В-четвёртых, она впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством.

     Новая Конституция – Конституция 1993 года была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

     Целью контрольной работы является исследование основ конституционного строя Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

     - рассматривается понятие конституционного  строя;

     - анализируются конституционные  характеристики государства;

     - рассматриваются политические основы государства;

     - рассматриваются экономические  основы государства.

     Структуру контрольной работы составляют введение, две главы, задача, заключение, список используемой литературы.

     При написании контрольной работы использовалась учебная, научная литература, нормативно-правовые акты, справочные материалы.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие конституционного строя и его основ

     Конституционный строй – понятие комплексное, более широкое, чем государственный строй, но, в свою очередь, более конкретизированное и юридизированное по сравнению со строем общественным. В обобщенном плане определить его можно как правопорядок, при котором соблюдается демократическая конституция государства. Следует иметь в виду, что гл. 1 Конституции РФ закрепляет лишь основы конституционного строя России. Все грани конституционного строя государства (имущественные, земельные, экологические, административные, процессуальные, трудовые, уголовные, семейные и иные правоотношения) невозможно прописать ни в одном нормативном акте, в том числе и в основном законе страны. Детализация этих правоотношений осуществляется в специальных законах, в отраслевом законодательстве. Основы же вообще – это важнейшие, исходные начала, определяющие сущность того или иного явления. Таким образом, конституционный строй – это совокупность соответствующих общественных отношений, а его основы – базовые, системообразующие принципы, их регламентирующие. Эти принципы лежат в основе (или, напротив, находятся на вершине) всей пирамиды правовой системы государства, служат ориентиром для многоплановых правомерных связей в обществе.1

     Незыблемость  указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения  – гл. 1 Конституции РФ (равно как  и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

     Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе  и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным  положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации2.

     Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет  основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее, их можно объединить в определенные группы (рисунок 1): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические и экономические основы государства и общества.

     Рисунок 1. Система основ конституционного строя России.

     Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционного строя России.

1.2. Конституционные характеристики российского государства

     Основные конституционные  характеристики российского государства  содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции  РФ. В соответствии с ними Российская Федерация – это демократическое, федеративное, правовое государство  с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство. Все эти характеристики тесно связаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.

     Провозглашение  России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos – власть народа) означает, что:

     - во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;

     - во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;

     - в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума.3

     Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.

     Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства – унитарной и федеративной – Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

     По  поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ некоторые ученые и практические деятели считают, что такому утверждению место, скорее, в преамбуле Основного Закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к которой стремится Россия). Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась принципиально иная правовая ситуация, позволяющая предполагать, что возврата к прежнему, антиправовому, тоталитарному, режиму уже не произойдет. Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

     - признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;

     - закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;

     - устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.4

     Формирование  правового государства – сложный  и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма, повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество. Исходя из этого, закрепление принципа правовой государственности в основном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным. Это следует рассматривать незыблемой основой и важной гарантией поступательного движения России к правовому государству.

     Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

     - во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;

     - во-вторых, переход к другой – монархической – форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;

Информация о работе Понятие конституционного строя, конституционные характеристики государства