Понятие и сущность юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

В результате осуществления в последние годы широкого комплекса мер по приватизации в России произошли значительные изменения в отношениях собственности и организационно-правовых формах коммерческой деятельности. Эту ситуацию характеризуют:
- преодоление монополии государственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства;
- превращение частной собственности в одну из основных форм собственности в российской экономике;
- многообразие форм собственности;

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие юридических лиц
1.1. Признаки юридического лица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Правоспособность юридического лица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3. Способы создания юридических лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2. Виды юридических лиц коммерческих организаций
2.1. Правовое положение хозяйственных товариществ и обществ . . . . . . . . . . 20
2.2. Правовое положение производственных кооперативов . . . . . . . . . . . . . . . .28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Файлы: 1 файл

понятие и сущность юридического лица1.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

  Основанное  на законе ограничение правоспособности может иметь и другую форму: когда в соответствующем акте предусмотрено, какой именно деятельностью юридическое лицо заниматься не может. В Законе о страховании установлено, что предметом непосредственной деятельности страховщика не может быть производственная, торговая, предпринимательская и банковская деятельность. Закон о банках запрещает им совершать операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредиторских рисков. В соответствии с Законом о них, биржи не могут заниматься торговой, торгово-посреднической и иной деятельностью, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли. Там же предусмотрено, что биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий, учреждений и организаций, если указанные юридические лица, учреждения и организации не ставят целью осуществление биржевой деятельности. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности, поэтому они не могут обладать правоспособностью. Соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

1.3. Способы создания юридических лиц 
 

  ГК  РФ установил единый способ образования юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, но в правоприменительной деятельности часто возникает вопрос, имеет ли та или иная организация статус юридического лица. При этом для определения данного статуса берутся во внимание соответствующие статьи ГК, положения других нормативных правовых актов, либо материалы судебной практики и правоприменительной деятельности.

  Для понятия рассматриваемого вопроса необходимо рассмотреть способы (порядки) образования юридических лиц.

  Наука гражданского права выделяет следующие  основные способы образования юридических лиц: уведомительный, регистрационный, разрешительный, признаковый, нормативный и уставный.

  Уведомительный  порядок характеризуется тем, что  юридическое лицо считается созданным с момента предоставления его учредительных документов в соответствующий государственный или муниципальный орган (отправления их по почте или даже простого сообщения о создании юридического лица по телефону).

  Регистрационный (явочно-нормативный или заявительный) порядок отличается тем, что юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации в уполномоченном на то государственном или муниципальном органе. При этом регистрирующий орган проверяет только соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо, а вступать в обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого юридического лица он не вправе. Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. Значение государственной регистрации юридических лиц, ее рациональной организации, полноты единого реестра юридических лиц, достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого заинтересованного лица широко, в особенности в период перехода от централизованной административно-командной системы к системе автономно действующих субъектов рыночного товарно-денежного гражданского оборота. Только такая регистрация обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического оборота. Юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации, и с этой даты возникает его правоспособность.

  Разрешительный  порядок предусматривает обязательное предварительное получение разрешения (согласия) на создание юридического лица от уполномоченного на то государственного или муниципального органа. Создание юридического лица может осуществляться двумя способами: либо последующей его регистрацией, либо принятием уполномоченным на то органом решения о его создании. В таком порядке в СССР создавалось большинство общественных и кооперативных организаций. При этом в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Современное действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности, но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. Для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа — ГКАП. Такое же согласие нужно и для создания любой коммерческой организации, если суммарная стоимость активов ее учредителей (участников) превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

   Признаковый способ характеризуется тем, что  статус юридического лица определяется только исходя из наличия у конкретной организации признаков юридического лица. Так, в 40—70 гг. среди цивилистов велись споры о признании юридическими лицами организаций потребительской кооперации, профсоюзов, трестов и иных организаций. Каждый из спорящих в обоснование своего мнения указывал на наличие или отсутствие у данных организаций и их территориально обособленных органов и хозрасчетных предприятий признаков юридического лица (обособленного имущества, права распоряжения данным имуществом, самостоятельной имущественной ответственности, счета, права на совершение сделок, права выступать в суде в качестве истца или ответчика и т. п.), то есть признание какого-либо общественного образования юридической личностью зависит не от того, будет ли оно официально названо юридическим лицом, а от того, обладает ли оно теми свойствами, которые в своей совокупности  делают  его  самостоятельным  участником гражданских правоотношений, т. е. юридическим лицом. Так, ч. 1 ст. 11 Основ связывает признание организации юридическим лицом с моментами материальными, а не формальными (наличие соответствующей записи о юридической личности организации в ее уставе или положении).

  Нормативный способ образования юридических  лиц характеризуется тем, что  статус юридического лица у организации зависит от указания о нем в нормативных правовых актах. При таком способе образования юридических лиц организация признается юридическим лицом в силу закона.

  Указания  в нормативных правовых актах  о статусе каких-либо организаций имели место как в период существования Союза ССР, так и в настоящее время. Ст. 1 постановления ЦИК и СНК СССР от 23 января 1929 г. об имущественной ответственности профсоюзов установила, что сам профсоюз — юридическое лицо. Далее, постановление ЦИК и СНК СССР от 2 января 1929 г. определило, что клубы рабочих и служащих являются юридическими лицами, а в 1939 г. в Положении о профсоюзном клубе, утвержденном Президиумом ВЦСПС от 13 июня 1939 г., юридическим лицом названо уже правление клуба. Поздние правовые акты тоже использовали данную конструкцию. Законы РСФСР о районном Совете депутатов трудящихся, о городском Совете депутатов трудящихся, о сельском, поселковом Совете депутатов трудящихся гласили, что Советы пользуются правами юридического лица; Закон о кооперации в СССР закрепил, что кооператив является юридическим лицом.

  Закон СССР о государственном предприятии (объединении) определял, что государственное предприятие (объединение) признается юридическим лицом; в Положении о социалистическом производственном предприятии и Положении о производственном объединении (комбинате) записано, что предприятие и производственное объединение соответственно являются юридическими лицами; Положение о всесоюзном хозрасчетном внешнеторговом объединении, входящем в систему Министерства внешней торговли, предусматривало, что внешнеторговые объединения имеют самостоятельный баланс и считаются юридическими лицами.

  Действующее законодательство тоже предусматривает  возможность наделения организации статусом юридического лица через закрепление в правовых актах соответствующей нормы. Например, в ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» говорится, что выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.

     Из  возможности существования нормативного порядка образования юридического лица исходили при рассмотрении судебных споров и суды, основывая свои решения на мнении Верховного суда РСФСР, разъяснившего, что правами юридического лица пользуются только такие организации, которым эти права предоставлены законом.

     Последний способ образования юридических  лиц — уставный, по которому статусом юридического лица организация обладает с момента утверждения уполномоченным на то органом (или лицом) устава данной организации.

     При этом способе образования юридического лица правоспособность юридического лица возникает лишь с момента, когда  будет утвержден его устав. Так  как правоспособность у организации появляется только с момента возникновения у нее статуса юридического лица, то получается, что при утверждении устава юридического лица оно получает соответствующий статус.

     Уставный  порядок образования юридических  лиц частично сходен с уведомительным, только не предполагает уведомления об образовании юридического лица органа государственной власти или местного самоуправления, при котором организация приобретает статус юридического лица лишь с момента такого уведомления. В отличие от уведомительного, регистрационного, разрешительного и уставного признаковый и нормативный порядки  не предусматривают специальной процедуры образования юридического лица. Общим для всех названных способов возникновения юридических лиц является то, что при соблюдении любого из них у организации обязательно возникает статус юридического лица и какого-либо иного специального подтверждения наличия у организации данного статуса не требуется.

     При признаковом и нормативном порядках образования юридических лиц можно говорить о наличии двух независимых друг от друга процедур: первая — образование организации как экономической категории (хозяйствующий субъект, товаропроизводитель), при которой происходит объединение материальных и людских ресурсов без определения правового статуса; вторая — когда у данной организации как гражданско-правовой категории определяется статус путем либо выявления у нее признаков юридического лица или выявления, подпадает ли она под определение организации, которая признается юридическим лицом на основании правового акта.

     В настоящее время ГК РФ установил  единый регистрационный порядок  образования юридических лиц на всей территории России и для всех видов организаций.

     Исключение  разрешительного порядка образования  юридических лиц основывается на ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК, в соответствии с которой отказ в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается. Таким образом, если учредители решили создать организацию со статусом юридического лица, то никто не может им это запретить или потребовать получения предварительного разрешения. Отказ от уведомительного порядка образования юридических лиц основывается на ч. 1 п. 1 и п. 2 ст. 51 ГК, по которым юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданным именно с момента ее осуществления. Нельзя просто уведомить соответствующие органы о том, что юридическое лицо создано, необходимо пройти установленную федеральным законом процедуру государственной регистрации. Ни в правовых актах, ни в учредительных документах организаций не может содержаться положение о том, что данная организация признается юридическим лицом. Статус юридического лица возникает у нее только с момента государственной регистрации. Приобрести статус юридического лица другим способом или в другом порядке (помимо государственной регистрации) никакая организация не может.

     Несмотря  на то, что ГК РФ закрепил исключительно регистрационный порядок образования юридических лиц, Федеральный закон о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности устанавливает иной способ образования юридического лица — уведомительную регистрацию. В законе заложен исключительно уведомительный порядок образования юридического лица, так как профессиональный союз обязан лишь в месячный срок со дня своего образования представить в органы юстиции свои учредительные документы для государственной регистрации, и даже 
если документы не соответствуют законодательству, отказать в государственной регистрации профессиональному союзу нельзя.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Виды юридических  лиц коммерческих  организаций

2.1. Правовое положение хозяйственных товариществ и обществ 
 

  Под хозяйственными товариществами и обществами понимают несколько самостоятельных  видов коммерческих юридических  лиц, общим для которых является то, что их уставный (складочный) капитал разделяется на доли.

  Под хозяйственными товариществами Гражданский  кодекс России понимает совместное объединение нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем.

  Под хозяйственными обществами понимаются организации, создаваемые одним или несколькими лицами путем объединения их имущества для ведения предпринимательской деятельности.

Хозяйственные товарищества

  Главным действующим лицом хозяйственных  товариществ является полный товарищ, который несет неограниченную ответственность по обязательствам фирмы своим имуществом.

Выделяют два  вида хозяйственных товариществ:

  1. Полное товарищество — участники которого солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.

  Полное  товарищество возникает на основании  договора между несколькими участниками (полными товарищами), в качестве которых могут выступать только предприниматели — индивидуальные или коллективные. Наименование полного  товарищества включает в себя имена (названия) всех его участников, но можно ограничиться и указанием имени (названием) одного из полных товарищей с добавлением к нему слов (например, «Полное товарищество "Иванов и компания"»).

Информация о работе Понятие и сущность юридического лица