Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:33, курсовая работа
Право собственности – неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства. Право собственности в любой правовой системе общества выступает как центральный правовой институт. Оно юридически закрепляет и регулирует отношения собственности как экономической категории
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Понятие и содержание права государственной собственности…..4
1.1 нгпшдлж
1.2оидоюд
Глава 2.Объекты права государственной собственности………………….15
Глава 3.Приватизация государственного и муниципального имущества...20
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………
Гражданский кодекс конструирует определение
права собственности через
Итак, правовое понятие собственности фиксирует правомочия собственника по отношению к его вещи, дабы показать и защитить их абсолютность. Только собственник действует в отношении вещи исчерпывающим, наиболее абсолютным образом.
Сложность в конструировании понятия
собственности состоит в том,
что закон употребляет два
различных понятия
Выделят две стороны юридических отношений собственности:
1) отношения собственника к
2) отношения между собственником
и всеми третьими лицами, обязанными
не препятствовать
В плане правового регулирования
право собственности
1. Каждая отрасль права влияет
на ту или иную сторону права
собственности, и наоборот, право
собственности входит в
2. Отрасль права регулирует не
весь институт права
Определенная доля истины содержится
как в первом, так и во втором
подходах. Комплексность института
права собственности
Правовое регулирование
1) устанавливают саму
2) устанавливают характер и
3) предлагают способы защиты
от посягательств других лиц
(гражданское,
Все сказанное выше о комплексном
характере права собственности
относится целиком и полностью
к праву государственной
Глава 2
Объекты права государственной собственности
Круг объектов права государственной
собственности неограничен. В собственности
государства может находиться любое
имущество, в том числе и то,
которое не входит в круг объектов
права частной собственности. Таковым
является имущество, составляющее исключительную
собственность государства. Это
имущество, которое находится в
исключительном обладании общества
и используется исключительно в
интересах народа или для обслуживания
особых государственных нужд. Объекты
исключительной государственной собственности
функционирует в особом правовом
режиме, установленном
Круг объектов, составляющих исключительную
государственную собственность, определен
законодательно. Перечень таких объектов
содержится, в частности, в ст. 71 Конституции
Российской Федерации, в Приложении
№ 1 к постановлению Верховного Совета
РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О разграничении
государственной собственности
в Российской Федерации на федеральную
собственность, государственную собственность
республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную
собственность». В Российской Федерации
к ним отнесены: недра, лесной фонд,
водные ресурсы, ресурсы континентального
шельфа, территориальных вод и
морской экономической зоны, а
также иные природные объекты, объекты
историческо-культурного
Данный перечень объектов исключительной
государственной собственности
не является исчерпывающим. Он может
дополняться, конкретизироваться, из него
могут исключаться те или иные
объекты. Стремление к сохранению устойчивого
статуса объектов с режимом исключительной
государственной собственности
не должно противоречить основным принципам
осуществления права
Наряду с категорией «исключительная государственная собственность» имеет место и другая категория объектов государственной собственности, отнесенных к «неотъемлемому достоянию народов». По мнению некоторых ученых, имущество, объявленное достоянием народов, является разновидностью объектов, составляющих исключительную государственную собственность. Согласно точки зрения других ученых, категория «достояние народов» употребляется по отношению к имуществу, установление права собственности на которое вообще исключается (оно не может быть объектом права собственности). Государство как юридический собственник (фактическим собственником государственного имущества является народ) в отношении имущества, объявленного достоянием народов, обладает лишь компетенцией управлять в общенародных интересах, использовать в ограниченных пределах и передавать в ограниченное пользование другим лицам (юридическим или физическим).
Надо полагать, что объявление общенародным
достоянием тех или иных объектов,
в том числе и объектов, относящихся
к природным ресурсам, должно происходить
в индивидуальном порядке на основе
законодательного определения. Что
же касается вопросов отнесения государственной
собственности либо к федеральной
собственности, либо к собственности
субъектов Федерации, то в соответствии
с п. «г» ст. 72 Конституции РФ разграничение
государственной собственности
отнесено к совместному ведению
Российской Федерации и ее субъектов.
Статус объектов государственной собственности,
касающийся их субъектной принадлежности,
определяется согласно Федеративному
договору по взаимной договоренности
Федеральных органов
В Конституции РФ устанавливается, что земля и природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности15. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В п. 2 ст. 214 ГК определен особый режим земли и природных ресурсов, который заключается в том, что государственной собственностью признается вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную либо муниципальную собственность. Таким образом, устанавливается своеобразная презумпция государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества16
Особо следует сказать о правовом режиме государственного имущества, находящегося за рубежом. Правовой статус этого имущества определяется прежде всего требованием об иммунитете государственного имущества, находящегося за рубежом. Особенности управления федеральной собственностью, находящейся за рубежом, определены постановлением Правительства РФ от 5 января 1995 г. «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом». В соответствии с этим постановлением решения о продаже, мене, залоге, дарении, изъятии недвижимого имущества, находящегося за рубежом и являющегося федеральной собственностью, принимаются Правительством на основании совместного представления Госкомимущества России и федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Председатель Госкомимущества России имеет право выдавать от имени Правительства РФ доверенности на производство с учетом законодательства государства местонахождения имущества всех необходимых действий по организации поиска, надлежащему оформлению и защите прав собственности, управлению государственным имуществом, находящимся за рубежом. При приватизации государственных предприятий РФ закрепленное на их балансе имущество, в том числе ценные бумаги, доли, паи в находящихся за рубежом юридических лицах, приобретенное за счет средств федерального бюджета, не подлежит включению в уставный капитал акционерных обществ, создаваемых в результате преобразования государственных предприятий, и продаже на конкурсах и аукционах.
Глава 3
Приватизация государственного и муниципального имущества
Приватизация представляет собой
особый способ передачи имущества из
публичной в частную
Проводимая в России приватизация государственного и муниципального имущества стала одним из главных направлений экономических преобразований, направленных на отказ от господствующей роли государства в экономике. Она преследовала следующие основные цели:
Начиная с 1991г было принято несколько законов о приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ
Специфика приватизации проявляется в особенностях субъектного состава складывающихся здесь правоотношений, их объектов и содержания.
В качестве объектов приватизации могут выступать:
Таким образом, речь идет главным образом
об отчуждении находившегося в публичной
собственности недвижимого
Приватизация осуществляется исключительно предусмотренными в законе способами 18. К их числу относятся п.1 ст.16 Закона о приватизации:
Информация о работе Понятие и содержание права государственной собственности