Понятие и признаки юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:24, реферат

Краткое описание

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Оглавление

Введение
1.Понятие и признаки юридического лица
2.Правосубъектность юридического лица
3.Виды юридических лиц
4.Возникновение юридических лиц
5.Прекращение деятельности юридического лица
Список литературы

Файлы: 1 файл

ГРАЖДАНСКОЕ.docx

— 40.58 Кб (Скачать)

3. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

Поскольку на используемое юридическими лицами имущество они  имеют разные права, то следующим  критерием в нашей классификации  можно определить как объем вещных прав.

В зависимости от последнего, юридические лица делятся на: а) обладающие правом оперативного управления имуществом; б) обладающие правом хозяйственного ведения имуществом; в) обладающие правом собственности на имущество.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия  находится соответственно и принадлежит  такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями, а также имущества приобретенного этими лицами по иным основаниям. Общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

Хозяйственные товарищества и общества: Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, товарищество на вере создается и действует на основании учредительного договора

Общество с ограниченной ответственностью – учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом то учредительным документом является устав.

Акционерное общество – учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании. Договор о создании не является учредительным документом общества. Устав общества является учредительным документом общества.

Производственный кооператив – учредительным документом кооператива является устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива.

Потребительский кооператив действует на основании устава.

Государственные и муниципальные  унитарные предприятия: На праве хозяйственного ведения – учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом местного самоуправления. На праве оперативного управления – учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Некоммерческие организации  – учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав, утвержденный учредителями, для общественной организации, фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации; учредительный договор, заключенный их членами, и устав утвержденный ими, для ассоциации или союза; решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения. Учредители некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключать учредительный договор. В случаях предусмотренных законом некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом. Из самого определения видно, что первой общей чертой товариществ и обществ является то, что уставной капитал разделен на доли, и именно эта общая черта отличает их от других коммерческих организаций. Второй общей чертой можно назвать: Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Следовательно, участники утрачивают право собственности на свое имущество, переданное обществу либо товариществу в качестве вклада.

 

 

 

 

 

4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 

 В зависимости от характера участия государственных органов в создании той или иной организации традиционно выделяются четыре основных способа возникновения юридических лиц.

1. Распорядительный способ заключается в том, что юридическое лицо возникает на основе распоряжения учредителя, без специальной государственной регистрации. В настоящее время такой способ организации юридических лиц невозможен, поскольку статья 51 Гражданского Кодекса РФ гласит: «Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации».

2. Явочный способ. Его суть заключается в том, что специальной государственной регистрации, здесь не требуется, а юридическое лицо создается вследствие волеизъявления учредителей (в России такой способ не применяется, поскольку статья 51 Гражданского Кодекса запрещает образование юридического лица без специальной регистрации)

3. Разрешительный способ образования юридического лица, при котором на создание юридического лица требуется разрешение компетентного. В действующем законодательстве, а именно в Гражданском кодексе этот момент специально оговаривается: «Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается». Но, тем не менее, такой способ в настоящее время действует.  

Государственная регистрация  коммерческих организаций и их объединений, созданных или реорганизованных без предварительного согласия федерального антимонопольного органа, может быть признана в судебном порядке недействительной по иску федерального антимонопольного органа. Должностные лица, зарегистрировавшие коммерческие организации или их объединения без согласия федерального антимонопольного органа несут административную ответственность.

4. Нормативно-явочный способ, который не предполагает согласия третьих лиц, включая государственные органы. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации  и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего юридическое лицо обязательно регистрируется. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.

Прекращение деятельности юридического лица может произойти  вследствие ликвидации, либо реорганизации.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной. Добровольно юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей  либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Принудительно юридическое  лицо ликвидируется по решению суда, вследствие  признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона и иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случаях осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией, благотворительным или иным фондом деятельности противоречащей его уставным целями. Для принудительной ликвидации юридического лица необходимы веские основания.   

Для некоторых юридических  лиц законом предусмотрены дополнительные основания ликвидации. Так, юридическое  лицо являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признанным несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Хозяйственные общества и унитарные предприятия могут быть ликвидированы так же в случае уменьшения стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала.

Теперь рассмотрим порядок  ликвидации юридического лица (он достаточно четко определен законом), который  включает в себя несколько этапов. В первую очередь учредители юридического лица или орган, принявшие решение  о ликвидации юридического лица, назначают  по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических  лиц, ликвидационною комиссию (ликвидатора) и определяют порядок и сроки  ликвидации. На следующем этапе ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Третьим этапом можно назвать оценку состава кредиторской задолженности, составление комиссией промежуточного ликвидационного баланса, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшем решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц. На четвертом этапе ликвидационная комиссия производит выплаты по признанным требованиям на основании промежуточного баланса, с момента его утверждения. Очередность выплат закон предусматривает такую: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица; в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом. При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно, то оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Выплаты кредиторам пятой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Следующим, пятым этапом можно назвать составление окончательного ликвидационного баланса который утверждается учредителями юридического лица или органом принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. В случае если после удовлетворения требований кредиторов, осталось какое либо имущество, то оно передается учредителям, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (если иное нигде не предусмотрено). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. 

Теперь обратимся к  прекращению деятельности юридического лица вследствие его реорганизации. При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица (или их часть) переходят к другим субъектам права, или иначе происходит правопреемство.

Реорганизация может проходить  в разных формах:

1. Путем слияния нескольких юридических лиц в одно новое (права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом);

2. Путем присоединения одного юридического лица к другому (к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом);

3. Путем разделения одного юридического лица на два или несколько новых (права и обязанности разделяемого юридического лица переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом);

4. Путем выделения из юридического лица новых юридических лиц (к каждому их них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом);

5. Путем преобразования юридического лица одной организационно-правовой формы в другую (к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом).

В основном реорганизация  юридического лица осуществляется добровольно, по решению учредителей, либо уполномоченного  на то учредительными документами органа. Но, тем не менее, реорганизация возможна и в принудительном порядке, а  именно по решению уполномоченных государственных  органов или по решению суда.

При совершении реорганизации, учредители юридического лица, или  орган принявший решение о  реорганизации, обязаны письменно  уведомить об этом кредиторов подверженного  реорганизации юридического лица. При  этом кредитор вправе потребовать прекращения  или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо, и возмещения убытков  причиненных досрочным прекращением обязательства. Реорганизация юридического лица в форме присоединения к  нему другого юридического лица считается  завершенной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц  записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Реорганизация юридического лица в формах слияния, разделения выделения и преобразования считается завешенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены ими в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. 

Информация о работе Понятие и признаки юридического лица